Глобализация - явление религиозное

Сценарий I: глобальная гомогенизация, определяемая полным доминированием культуры, языков стран Запада, поставляющих яд­ро мировой глобальной культуры. Незападные страны теряют свою национально-культурную самобытность. Вестернизация - это и есть глобализация мировой культуры.

Сценарий 2: периферийная коррупция, когда в процессе освое­ния культуры западной цивилизации она трансформируется и при­обретает искаженные формы. Так, освоение культуры демократии приобретает привычные формы деспотии, феодальной клановости. безразличия и безответственности власти, манипулирования мнени­ем народов. Культура Запада подвергается селекции, осваиваются только самые низкопробные образцы культуры (порнография, триллеры, рэп, рейв, фрик, байкеры, "мыльные" сериалы и др.). Вы­сокая и элитарная культура не осваивается и отторгается незапад­ной культурой.

Сценарий 3: глобальное созревание предлагает взаимодействие культур, поощрение культурной автономии, адаптация культурных заимствований. В этом случае национальные культуры сохраняют свою системную социализирующую роль, развиваясь по мере освое­ния достижений культур других народов.

Трудно судить сегодня, какой из сценариев станет доминантным в процессе создания глобального мира. Можно только сказать, что первые два несут в себе угрозы конфронтации, нацизма как реакции на подавления национальной самобытности, деградации.

В последние годы вырабатывается новая доктрина культурной глобализации, которую можно, пожалуй, определить как неоимпе­риалистическую - это теория эксклюзии (Терборн, Патель, Рис). Она состоит в обосновании "выдавливания" и изоляции стран куль­турной и экономической периферии, не включающихся в процесс глобализации, сводящийся к вестернизации. Теория эксклюзии - это пока набор идеологем, развитие которых означает создание в мире неких изолированных зон ("липрозориев", "зоопарков"?) для стран, не разделяющих идеи глобализма по американо-европейскому сце­нарию.

4. Глобализация - явление политическое.Оно связано с утратой мировым сообществом идеалов гармонического, справедливого ми­ра, в котором воплощались бы идеалы свободы, равенства, братст­ва всех народов, идеалы "потерянного рая", единения людей и при­роды, идеалы ненасильственного мира. Политическая конструкция глобализации предлагает создание идеологии глобальности - систе­мы социально значимых идеалов, идей будущего мирового порядка. Такая идеология является естественным способом объединения лю­дей. Еще нет ясности в основаниях такого единения. Очевидно, од­нако, что европоцентризм не может сыграть роль ядра идеологии глобализма. Если идеология будет строиться таким образом, то не­европейский мир будет воспринимать идеологию глобализма как

колониализацию мира, как захват мировых рынков и ресурсов в пользу стран европейской цивилизации.

Бесспорно, что глобальная идеология должна базироваться на научных моделях. Таковых пока нет. Модели империализма (К. Маркс, Д. Гибсон, В. Ленин) и модели построения глобального мира на основаниях пролетарского интернационализма оказались несостоятельными. Неприемлемы как теории глобального мира и идеологических основ глобализма модели зависимого мира (П. Пре-бишч, Р. Нурксе, А. Франк, Ф. Кардозо). Неприемлемы в силу того, что считают естественным несправедливость глобального разделе­ния труда, создавшее два противостоящих друг другу мира: мир бла­гополучного богатого и могущественного Севера, уже названного как мир "золотого миллиарда", и мир зависимого, бедного и бес­правного Юга. Между ними существует обмен, этот обмен неспра­ведлив, но поддерживается компрадорскими элитами Юга и узако­нен правилами обмена, созданными элитами Севера.

Модельная конструкция теории устойчивого развития (А. Медоуз, Г. Брутланд) еще крайне рыхла, чтобы претендовать на роль идеологического ядра глобализма. Устойчивое развитие как мо­дель - это в большей степени религиозная доктрина, чем научная теория. Слишком много в ней надо принимать на веру.

Бессилие науки обеспечить политиков добротным теоретиче­ским фундаментом глобализма обусловливает в современной меж­дународной политике явления, дискредитирующие доктрину глоба­лизма. Речь идет о стремлении преуменьшить роль ООН как между­народного инструмента глобального взаимодействия и недопустить его преобразование в надгосударственное (надправительственное) образование; о попытке блокировать ряд государств для достижения своих эгоистических интересов геополитического характера (НАТО, АСЕАН, ОЭС, АТС и др.); о склонности регионально-политических блоков к монополизму в мировой политике (НАТО).

Политики не пытаются объяснить миру образ глобального ми­ра. Они еще не готовы к компромиссам. Богатые не хотят уступать, бедные не могут убедить других в том, что глобальный мир - это си­стема уступок и гарантий.

Наука пока не выдвинула системную конструкцию глобального мира. Однако системными (мировоззренческими) свойствами обла­дает религия.

Область непознанного, лежащего за пределами науки, всегда яв­ляется областью мистического детерминизма. Явления, не объясня­емые наукой, объясняются действиями мистических, сакральных сил. Здесь доминируют религиозные модели.

Первая глобальная революция, состоявшаяся два тысячелетия назад, была успешной и в основаниях своих - религиозной. Эта ре­волюция глобализма была связана с именем Христа, учение которо-

го взорвало закрытые, изолированные культурно-политические го­сударства того времени. Христианство было тогда и политическим, и культурным, и религиозным явлением, радикально изменившим мир. Его принципы и ныне не устарели как основа нового витка гло­бализма. Это следующие принципы:

• интернационализм ("нет различия между Иудеем и Эллином". Рим. 10, 12);

• единство мира ("страдает ли один член, страдают с ним все чле­ны; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены". 1 Кор. 12, 26, 27);

• социальное братство людей ('"все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом". I. Кор. 12, 13);

• абсолютность нравственного поведения ("как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Мф., 7, 12);

• божественность, святость человека ("храм Божий свят, а этот храм - вы''. I. Кор. 3, 17);

■ абсолютность добра, созидательность добра ("не будь побеж­ден злом, но побеждай зло добром". Рим. 12, 21);

• абсолютность любви ("любовь не завидует, любовь не превозно­сится, не гордится... Любовь никогда не перестает". 1 Кор. 13, 4, 8);

• абсолютность творческого поиска ("и познаете истину, и исти­на сделает вас свободными". Ин. 8, 32),

Конечно, в современном мире христианство не может быть единственной мировоззренческой доктриной глобализма. Хотя бы потому, что ее ценности разделяют 1,644 млрд человек, проживаю­щих в 254 странах, в то время как ценности ислама - 1 млрд человек, проживающих в 172 странах мира, индуизма - 0,7 млрд (88 стран), буддизма - 0,3 млрд (86 стран).

Движение единения Церквей (экуменизм) слишком слабо, что­бы рассчитывать здесь на успех. Да и возможна ли ныне мировая ре­лигия? Ясно одно: глобальный мир будущего не может основывать­ся только на религиозной платформе. Иначе можно предполагать всплеск религиозной конфронтации, религиозного фундаментализ­ма. Однако, этот глобальный мир не может и противоречить миро­вым религиозным доктринам.

Поиск ценностей, универсальных для всех религий, позитивен. Эти ценности и могут явиться социокультурной основой глобализма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: