Население и международное право

СГ

Моля

мозаичность системность

Спенсера программизм эволюция

анархизм - нет нацизм - нет

охлократия-нет

национальная олигократия - нет

коммунизм - да

военный технокра­тизм (диктатура)-нет

Соловьева халиазм (че- Охлократия - нет

ловекобожие) коммунизм - да

эсхатология религиозный

(богочеловек) фундаментализм -

демократический либе­рализм - да социал-демократия - да

прагматизм (и да, и нет) социал-демократия - да

социал-демократия - да

демократический либе­рализм - да

Глобальный прагма­тизм - да

религиозный демокра­тизм - да

Примечание: да - поддержка глобализма; нет - отрицание глобализма.

личных общественных систем. Здесь же приведены политические доктрины, выражающие адекватно социокультурные свойства об­ществ.

Следует сделать следующие выводы-гипотезы из предложенной модели.

1. Если глобализация будет сопровождаться унификацией куль­тур, экспансией западной цивилизации, она будет разрушать тради­ционалистские культуры и этим охлотизировать общества. Реакци­ей на это будет рост анархизма, нацизма, национальных олигократи-ческих или военных диктатур и религиозного фундаментализма. Эти политические системы в принципе отвергают, не приемлют идеи глобализма. Эти режимы могут существовать только в услови­ях закрытого общества.

2. Глобализм не может быть доктриной европейства (как циви­лизации). Если он станет таковым, то его идеология все более будет приобретать или черты колониализма, или коммунизма как абсо­лютно верного и единственного учения. В этом случае конфронта­ция в мире усилится.

3. Глобализация - это процесс, который поддержат высокосо-

261циализированные правовые общества с развитыми традициями де­мократизма. Моделью такого развития глобализации являются мо­дели мирового партнерства, взаимодействия. Глобализация как ми­ровое явление будет ускоряться по мере освоения в мире ценностей правового и гражданского общества. Запад имеет шанс ускорить этот процесс через помощь слаборазвитым странам мира (особен­но странам восточных цивилизации) в экономическом развитии, в образовании. Насильственное ускорение глобализма вызовет про­тест и усиление антиглобализма, усиление изолированности стран. Теория выталкивания таких стран (теория эксклюзии) опасна. Страны эксклюзии могут быть центрами мирового беспорядка, терроризма, преступности.

Глава 5

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

5.1. Информационный мир: новая глобальная культура

С точки зрения развития информационного общества глобали­зация - это процесс расширения границ общения во всех сферах че­ловеческой деятельности, процесс возникновения глобального ин­формационного пространства, появление которого вызывает мно­жество социальных последствий и, прежде всего, рост взаимозависи­мости и необходимость выработки согласованных решений. В осно­ве мобильности информации лежат современные информационные и коммуникационные технологии (ИКТ).

Распространение ИКТ является одновременно и причиной и следствием глобализации, так как оно делает возможным глобаль­ный информационный обмен и оно же порождается развитием ме­ждународных процессов и операций. ИКТ способствуют развитию гармоничной глобализации за счет увеличения разнообразия и воз­можности выбора во всех сферах деятельности, расширения гра­ниц сотрудничества, взаимопомощи и взаимоинформирования в бизнесе, науке, культуре и образовании, за счет появления новых средств познания и коммуникации, увеличения доступности инфор­мационных ресурсов. Именно прогресс в области микроэлектрони­ки и информационных технологий, прежде всего в области компью­терных и телекоммуникационных технологий, и их конвергенция сделали возможными международные взаимодействия, увеличили возможности контроля и управления ими, устранив барьеры вре­мени и расстояния.

ИКТ сыграли центральную роль в уменьшении стоимости и уве­личении скорости коммуникации; обеспечении функционирования мировых финансовых рынков в реальном масштабе времени; коор­динации удаленных подразделений производства; увеличении торго­вли услугами; расширении распространения информации с помо­щью глобальных телекоммуникационных сетей и распространения идей с помощью глобальных средств массовой информации; в усиле­нии конкуренции за счет более интенсивного обмена информацией. Эти технологии, содействуя распространению более конкурентоспо-

263собных моделей труда и организации производства, привели к ин­тернационализации рынков труда, усилению их взаимозависимости, к большей доступности высококвалифицированного труда и его ко­смополитизации, к индустриализации сферы услуг, индивидуализа­ции и плюрализации стилей жизни.

Однако эти новые возможности несут с собой и большие риски. Глобализация торговых, финансовых и информационных потоков усиливает конкуренцию, сильно увеличивает возможность отстава­ния. Широко обсуждаемый вызов глобализации - увеличение раз­рыва между массой и элитой. В глобальном мире увеличивается ин­теллектуальный разрыв между имеющими и не имеющими доступ к современным информационным и коммуникационным технологи­ям. Необходимо сознательное усиление социальной компоненты технического развития для того, чтобы нивелировать эту разницу. Этой цели служит, например, разработка аналога западно-европей­ских программ типа "Информационное общество для нас всех".

Одна из главных опасностей глобализации - ослабление соци­альной защищенности. Возникает новый вид социальной незащи­щенности - информационный, который проявляется в двух формах: пере- и недоинформировании. Избыток информации оборачивается психоэмоциональной перегрузкой индивида в условиях возрастания информационных потоков. Разработка механизмов, позволяющих фильтровать эти потоки, - важная социальная задача. Недостаток информации - другая опасность, сопутствующая процессу глобали­зации и информатизации. Он проявляется в двух основных формах. Первая - недостаток информации, вызываемый отсутствием доступа к современным ИКТ. Это порождает новую форму бедно­сти, - "информационную бедность", увеличивая социальную диффе­ренциацию по этому признаку. Отсутствие доступа к ИКТ не толь­ко делает невозможным участие отдельных групп населения в про­цессах глобализации, но и выносит их на обочину цивилизации, об­рекая на интеллектуальную изоляцию. Организация сети общест­венных электронных центров и демонстрационно-просветительских компаний, пропагандирующих необходимость непрерывного обра­зования и освоения новейших информационных и телекоммуни­кационных технологий - это один из способов решения данной про­блемы.

Вторая форма недоинформированности - недостаток в общест­ве информации о качестве продуктов, кредитоспособности заемщи­ка, исполнительности подрядчика и т.д. В отчете Мирового банка за 1998 г. неравномерное распространение такой информации рассма­тривается как проблема развития. В развитых странах существуют специальные институты, которые занимаются сертификацией каче­ства, разработкой стандартов, производством разоблачений; они со­бирают и распространяют информацию, необходимую для соверше­ния сделок. Развивающиеся страны также должны обеспечить ин-264

формацию, которая поможет проверить качество произведенных товаров и услуг, поможет вести мониторинг за качеством производ­ства, разработать систему штрафов за подделки, обеспечить двусто­ронние информационные потоки.

В странах с переходной экономикой не оказалось институтов, способных решать информационные проблемы. В процессе замены неэффективной системы центрального планирования рыночной си­стемой были сломаны старые институты распространения информа­ции, но не созданы новые, соответствующие рыночной экономике, что в значительной степени, по признанию мировых экспертов, по­служило причиной падения выпуска продукции.

Осознание информационных проблем показывает, что для их решения только рынка недостаточно. Обществу нужны институты, которые способствуют получению, адаптации и распространению знаний, а также смягчению информационных срывов и ошибок. Пе­редовыми в XXI в. будут те страны, где смогут наладить процесс по­лучения знаний, сумеют повысить коллективную способность осваи­вать и использовать новые знания.

Еще один вызов глобализации и информатизации - проблема качества рабочей силы, ее способности жить в глобальном инфор­мационном обществе. В последних западных разработках будущее государства всеобщего благосостояния связывается с "workfare state", в котором благосостояние все больше зависит от качества ра­бочего места каждого. Оно же, в свою очередь, зависит от уровня личной подготовки и переподготовки.

Тот факт, что рабочая сила может быть лучше или хуже обра­зована, стоить больше или меньше, быть более или менее произво­дительной, зависеть от множества правил и законов (или не зависеть от них), становится определяющим фактором при размещении тру­да в условиях глобального рынка. Политика того или иного государ­ства в области рынка труда все больше зависит от аналогичной по­литики других стран.

Качество труда становится одним из определяющих преиму­ществ в экономическом развитии. Фирма может участвовать в меж­дународном разделении труда, не прилагая специальных усилий по привлечению иностранных инвестиций, если она обладает относи­тельно дешевой незанятой или недозанятой квалифицированной ра­бочей силой. "Дешевые мозги" становятся серьезным сравнитель­ным преимуществом, так как прогресс ИКТ содействует взаимосвя­зи удаленных друг от друга фирм.

Сам факт размещения трудоемких производств в странах с де­шевым трудом ведет к улучшению качества рабочей силы во многих развивающихся странах при относительно низкой его стоимости. Пример американских вложений в Мексику показывает, что если сначала при низкой стоимости труда и производительность труда была низкой, то второй поток американских вложений (при остав-

265 шейся низкой стоимости труда) уже дает качество и производитель­ность мирового класса. В России идет медленное улучшение качест­ва труда пока не столько за счет глобализации (хотя и под ее влия­нием тоже, так как у людей появилась возможность учиться за рубе­жом), сколько благодаря конкуренции, возникновению коммерче­ского сектора экономики, появлению иностранных фирм, в которых требования к качеству труда высоки.

Для участия в глобальной экономике нужны современные высо­коквалифицированные специалисты. Проблемы непрерывного обу­чения, возможности выйти за пределы базового образования, соот­ветствия международным стандартам качества становятся все более актуальными. Индивидуальное качество труда в большей, чем рань­ше, степени становится "стратегическим преимуществом".

В современных условиях жизнь все больше зависит от личност­ных характеристик, от увеличения требований к себе, расширения своего кругозора, повышения собственной активности человека. Развитие глобализации выдвигает на первый план такие качества личности, как интеллект и профессионализм, умение работать с ин­формацией с использованием ИКТ. Возможная проблема здесь -разрыв между притязаниями и реальными потенциями. Однако эта проблема напрямую не связана с процессом глобализации, она лишь делает этот процесс более драматическим, усиливая нагрузку на психоэмоциональную сферу человека за счет большего информиро­вания о новых возможностях. Целенаправленное внедрение в обще­стве идеологии сокращения материальных притязаний и приоритета духовных ценностей с использованием современных возможностей информационного воздействия, в рамках стратегии "направляемого развития", может служить уменьшению этого разрыва.

Во всем мире расширение доступа к знаниям, вызываемое ин­формационной революцией, трансформирует отношения между экспертами и непрофессионалами, между правительством и гражда­нами, между донорами и получателями помощи. С точки зрения ры­ночной экономики важной социальной силой является конкуренция, однако и кооперация также является таковой. Распространение ИКТ имеет потенциал развития духа сотрудничества, взаимопомо­щи и взаимоинформирования. Для его высвобождения необходимы специальные усилия духовно продвинутой и информационно подго­товленной части общества по пропаганде новых возможностей сот­рудничества и кооперации.

Реванш социального начала над экономическим - тот мораль­ный императив, который может помочь выйти из мирового кризиса. Возможная форма реванша - возникновение новой идеологии, при­зывающей к уходу от потребительства, к примату нравственных ценностей над материальными, общественного блага над личным.

Новая парадигма развития основана на пробуждении самосозна­ния, духовном обновлении и уходе от потребительства, на смещении

акцента с "уровня жизни" на "качество жизни". Возможность ис­пользования силы знаний для ликвидации бедности и улучшения ка­чества жизни - вызов, который бросает человеку развитие глобаль­ного информационного общества. Информатизация, акцент на ис­пользовании информации и организации информационных потоков приводит к более полному обеспечению населения общественными благами (включая лучшее качество воды и воздуха, большие воз­можности образования, расширение доступа к инфраструктуре и пр.) и к эффективному функционированию рынков, которые смогут лучше координировать свои ресурсы и распространять новые воз­можности в рамках всего общества. Вызов XXI в. - найти новый ба­ланс между рынком и обществом, который поможет высвобождать творческую энергию предпринимательства без эрозии социальной базы кооперации.

Влияние глобализации и информатизации на социальные про­цессы сложное, не всегда разлагаемое простым образом на "плю­сы" и "минусы". Это процесс стирания.всяких граней, взаимопро­никновения и интеграции духовных ценностей между культурами, между естественными и общественными науками, между Западом и Востоком, Севером и Югом. На пересечении этих процессов можно ожидать как ослабления национальных традиций, так и рождения качественно нового знания, развития коллективной воли и пр.

В процессе глобализации работают компенсаторные силы. Про­цесс ослабления социальной защищенности и развала прежних соци­альных общностей идет параллельно с процессом возникновения но­вых социальных общностей, дополнения традиционных связей вир­туальными, следствием чего в одних случаях будет отмирание жи­вых связей, а в других - их возникновение.

Под влиянием глобализации и распространения ИКТ идет смена моделей поведения. Основные признаки смены парадигмы:

а) осознание необходимости "направляемого" (по В.И. Вернад­скому) развития и оценки глобальных последствий предпринимае­мых действий;

б) другое отношение к "завтра", осознание угрозы саморазру­шения;

в) зафиксированный феномен смены модели передачи культу­ры, когда старшие перестают быть авторитетом для младших;

г) изменение требований к квалификации и образованию, необ­ходимость непрерывного обучения;

д) появление новых сообществ, развитие процесса электронного сетеобразования в глобальных масштабах.

Двумя главными препятствиями на пути гармоничной глобали­зации являются 1) неосведомленность большинства населения о происходящих процессах; 2) отсутствие свободного доступа к новей­шим информационным и телекоммуникационным технологиям.

Для решения проблемы обеспечения равных возможностей дос­тупа к современным ИКТ и проблемы социально-информационной защиты в контексте развития глобального общества необходимы специальные страновые и сравнительные исследования. Создание глобального гражданского общества и гуманного мироустройства требует сознательных усилий, направленных на разработку и рас­пространение идеологии сотрудничества.

5.2. Национальные модели построения глобального информационного общества

Сегодня государственная политика в области построения ин­формационного общества (ИО) определяется преимущественно не на страновом, а на трансевропейском и глобальном уровнях. Поли­тика стран Европы в области информатики имеет общие принципы:

• содействие динамичной конкуренции в области развития теле­коммуникаций;

• поощрение частных капиталовложений в развитие информаци­онной инфраструктуры;

• участие в разработке гибкого, способного к адаптации законо­дательства в сфере информатизации;

• обеспечение открытого доступа к глобальным информацион­ным сетям;

• содействие предоставлению гражданам эффективных и дос­тупных информационных услуг;

• участие в международных обсуждениях проблем построения глобального ИО.

В реализации этих принципов имеются, однако, значительные страновые различия. Предпосылкой успеха, по мнению европейских экспертов, является концентрация на отраслях, в которых страна имеет наибольшие преимущества. План включения страны в гло­бальное ИО будет успешным настолько, насколько отправная точка лежит в сферах, в которых возможности этой страны наибольшие.

Анализ национальных планов информатизации позволяет выде­лить ключевые факторы, определяющие страновые различия, и ос­новные дискутируемые проблемы:

1) макроэкономическая политика государства в контексте фор­мирования ИО;

2) особенности идеологии построения ИО;

3) специфика законодательства, обеспечивающего (или тормо­зящего) движение к ИО;

4) характеристики национальной культуры и ментальное™, оп­ределяющие развитие ИО.

Ниже представлена типология существующих в мире моделей построения глобального информационного общества, основанная на учете вышеперечисленных факторов. 268

5.2.1. Западная модель построения ИО

Обычно рассматривают две модели построения глобального ИО: западную и азиатскую. Западной моделью называют путь, по которому идут индустриально развитые страны. Однако, используя четыре вышеперечисленных фактора, можно выделить тот путь, по которому идет континентальная Европа и американо-английский путь.

Европейский путь. Основное в макроэкономической политике ЕС - поиск некоего баланса между полным контролем со стороны государства и беспределом рынка, динамическое сочетание прави­тельственных и рыночных сил, роль каждой из которых может ме­няться во времени. Подход этот тем более оправдан, что ключевым элементом программы европейской интеграции является понятие "социальная Европа" (такова самоидентификация и самоопределе­ние этого региона). И именно в этой плоскости лежат основные раз­личия американской и европейской моделей информатизации - в ев­ропейской модели изначально присутствует некий баланс между ры­ночной ориентацией и социальным обслуживанием. Такой подход присутствует и в докладе правительства Дании "Информационное общество 2000", в котором подчеркивается, что рынку нельзя поз­волить взять контроль над стратегией разработки инфомагистра-лей, однако эта стратегия должна учитывать возможности рыноч­ных сил. В шведском правительственном отчете 1994 г. "ИТ - кры­лья человеческим возможностям", написанном при консервативном правительстве, предлагается введение переходного периода, во вре­мя которого правительство берет руководство на себя и является га­рантом интересов не только рынка, но и индивидуума. Роль "локо­мотива" поручается правительству и во французском отчете, в кото­ром предлагается вернуть в настоящее прошлый опыт Минитель, но уже для всех граждан. Отдел телекоммуникаций испанского прави­тельства также занимает аналогичный подход, считая, что роль пра­вительства заключается в обеспечении перехода от услуг для элиты к услугам для всех, и прежде всего это относится к услугам телеоб­разования и телемедицины.

В то же время ЕС делает все больший упор на необходимость либерализации и приватизации производства ИКТ, особенно в обла­сти телекоммуникаций. Неолиберальный подход получает все боль­шее число сторонников в связи с падением социализма в Восточной Европе. Этот подход базируется на том, что роль государства за­ключается в защите сил конкуренции и в гарантии политического одобрения ИО, финансирование ИО - задача частного сектора и ры­ночных сил. Кто именно и почему будет заботиться об образовании и науке, следить за тем, чтобы большая часть населения не выпала из информационного общества, остается неясным. Такой подход от­ражает преимущественно интересы крупного бизнеса.

269Основные дискуссии при обсуждении идеологии построения И О в Европе в середине 1990-х велись по следующим основным воп­росам:

• политика в области приватизации и либерализации телекомму­никаций;

• развитие услуг, доступных для всех (universal service);

• приоритеты в развитии: сети или услуги, техническое или соци­ально-информационное обеспечение.

Политика в области приватизации и либерализации телеком­муникаций. Для большинства европейских стран проблема привати­зации уже решена, споры идут о политике либерализации телеком­муникаций. Проблема либерализации - центральный вопрос в обла­сти телекоммуникаций, дискутируемый на международном уровне в контексте построения ИО. Это стало очевидным во время встречи "большой семерки" в Брюсселе в 1995 г., когда США пытались ока­зать давление на европейских партнеров с целью скорейшей либера­лизации европейского рынка.

Во Франции проблема либерализации старательно игнорирует­ся, она не согласуется с французским планом централизованного развития инфраструктуры ИО. Нидерланды стремятся стать самой либерализованной страной в Европе вместе с Великобританией. Швецией и Финляндией с тем, чтобы занять прочное место в евро­пейском и мировом разделении труда. В Дании либерализация идет с большой скоростью, однако эта проблема не относится к числу ос­новных инициатив в области ИО. В шведском плане развития ИО проблема либерализации даже не затрагивается, так как страна уже давно считает себя либерализованной.

Развитие услуг, доступных для всех. Сегодня в большинстве раз­витых стран понятие универсального обслуживания уже существует в области телефонии. Этот принцип распространяется на новые сети и их услуги. Четкое определение понятия "универсальное обслужива­ние" часто отсутствует, однако задача эта ставиться всеми, так как су­ществует озабоченность возрастания проблемы неравенства в ИО, возможность оставить большинство населения за бортом ИО.

Что развивать сначала - сети или услуги! Будут ли построены необходимые сети после того, как развиты услуги и на них есть спрос? Или необходимо построить сети для того, чтобы развивались услуги? Разные страны по-разному отвечают на этот вопрос. В Ев­ропе превалирует точка зрения, согласно которой движущимся фа­ктором является развитие услуг. Этот сложный вопрос переводится и в другую плоскость, приобретая сразу же политическую окраску: это монополии против конкуренции, так как строительство новых сетей все еще является прерогативой небольшого числа операторов в большинстве стран.

В шведском плане построения информационного общества про­блема "сети или услуги" даже не поднималась, разговор шел только 270

об услугах. В датском и голландском планах эта проблема не играет большой роли. Однако в английском и французском планах эта про­блема центральная, в этих документах утверждается, что строитель­ство сетей - путь к развитию услуг. В случае Франции это урок ее исторического опыта, и прежде всего опыта Минитель.

Особенности законодательства - один из факторов, по которо­му четко дифференцируется европейская и американская модель развития ИО. Адекватная законодательная база, учитывающая как национальные, так и международные требования развития ИО, счи­тается сегодня ключевым фактором извлечения максимальной вы­годы из потенциала ИКТ. По мнению экспертов, существующее в Европе законодательство во многом тормозит развитие ИО. Конти­нентальная Европа имеет более жесткое законодательство в облас­ти регулирования рынка труда и рынка продуктов и услуг, чем США и Великобритания. Целью при разработке европейского законода­тельства была защита рабочих мест и блокирование создания новых рабочих мест, что не способствует развитию новых отраслей. В кон­тинентальной Европе, в отличие от США, личная инициатива регла­ментируется.

Законодательство в области оплаты труда в передовых облас­тях также имеет большое значение. В большинстве стран конти­нентальной Европы дифференциация в оплате труда осталась прежней, а в Германии она даже уменьшилась. Высокая минималь­ная оплата труда, сильные профсоюзы, централизованное обсуж­дение проблем оплаты труда и большие социальные выплаты зада­ли высокие стандарты в Европе. Однако уровень безработицы там выше, чем в США и Великобритании - стран с высокой отраслевой дифференциацией доходов.

Говоря о модели информатизации, нельзя не упомянуть о таком важном факторе, определяющем страновые различия, как нацио­нальные культурные особенности. Как показывает практика, спрос на отдельные технологии во многом определяют именно культур­ные факторы национального, регионального и локального характе­ра. В то же время исследования в области "культура, ИКТ и соци­ально-экономическое развитие" только начинаются, так как симво­лом момента была интеграция.

Границы этой проблематики очень широки - это культура орга­низации и культура управления, культура труда, принятые нормы восприятия и использования информации и многое другое. Каждая страна характеризуется своими особенностями использования ши­роко- и узковещания, степенью использования электронной почты, факсов и пр., своими аудиториями для разных видов технологий, своими моделями адаптации новых ИКТ. Известно, например, что в Германии долгое время была слабо распространена электронная почта. Известно также, что европейские теле- и радиопрограммы, а также рынок видеофильмов находятся под большим американским

271влиянием. Число производимых в Европе фильмов и сериалов пада­ет, их место занимает американская продукция. Роль средств массо­вой информации в поддержании национальной идентичности все больше становится темой для обсуждения.

В целом европейский подход к информатизации ориентирован на функциональное и практическое информирование жителей, а не на развлечения, как в США. Однако сама инициатива информатиза­ции домохозяиств не имеет в Европе такого большого размаха, как в США.

Американо-английский путь развития глобального ИО. Этот путь определяется общей моделью социально-экономического раз­вития - вмешательство государства минимизировано, инициатива частных лиц поощряется максимально (в то время как в континен­тальной Европе всегда было сильно влияние государства).

Хотя в целом США всегда доминировали в сфере развития ИО. сильный толчок в этой области был дан предвыборной инициативой J 993 г. Клинтона-Гора, основанной на идее строительства информа­ционных супермагистралей и создания национальной и глобальной информационной инфраструктуры с целью усиления экономическо­го развития страны. Эта идея легла в основу всех существующих концепций развития ИО в мире.

В поеттэтчеровской Великобритании превалирует мнение о том, что государство должно как можно меньше вмешиваться в про­цесс развития информационного общества и роль государства огра­ничивается созданием условий, в которых будут расцветать силы рынка. Путь Великобритании предельно близок к американскому, поэтому правомерно говорить об англо-американской модели раз­вития ИО. Девиз - оставить все в руках частного сектора и сил рын­ка, полная либерализация рынка ИКТ с упором на техническое обеспечение: создание сетей и информационных супермагистралей. Здесь в центре либерализации - сектор телекоммуникаций. Пробле­ме защиты новичков на этом рынке придается первостепенное зна­чение.

Роль государственного управления в сфере телекоммуникаций очень мала. Именно теперь, когда электронные коммуникации все больше способствуют установлению социальных, политических и культурных связей, сама необходимость общественного контроля ставится под вопрос. В то же время американская администрация старается не упускать из виду социальную ориентацию в развитии информационных супермагистралей. Вопрос о том, что развивать сначала - сети или услуги, - столь актуальный в континентальной Европе, не стоит для США и Великобритании. Там господствует мнение о том, что необходимо сначала построить сети для того, что­бы развивались услуги.

Проблема развития услуг, доступных для всех (проблема универ­сального обслуживания), имеет особое значение для США. Универ-

1

сальное обслуживание служит противовесом возможным негатив­ным элементам политики либерализации: ведь цель этой политики -улучшить качество услуг и снизить их цены для деловых потребите­лей, а не для населения. Вводя понятие "универсального обслужива­ния", администрация США делает попытку сгладить несправедли­вость этой ситуации.

Влияние существующего законодательства на развитие ИО име­ет ярко выраженные экономические последствия. В США и Велико­британии, имеющих гибкий рынок труда, товаров и услуг, легче со­вершить поворот от увядающих отраслей к прогрессивным, чем в континентальной Европе. Дифференциация в оплате труда в США и Великобритании увеличилась благодаря распространению ИКТ. Разница в доходах между образованными и квалифицированными работниками и остальными здесь очень велика. Если Европа с боль­шим трудом создает новые рабочие места, и число безработных там возрастает, то в Америке процент безработных мужчин трудоспо­собного возраста относительно стабилен.

По фактору культурного влияния на процесс информатизации США и Великобритания расходятся. Северо-американский подход, в котором основной упор делается на развитие домашних развлече­ний, соответствует аудиовизуальной культуре США. Целью являет­ся удовлетворение культурных потребностей с акцентом на предос­тавлении видео по запросам. Великобритания же тяготеет к конти­нентальной Европе, спрос на видеопродукцию не столь велик и име-■ ет тенденцию к уменьшению.

5.2.2. Азиатская модель развития глобального информационного общества

Так называемое азиатское чудо - это модель, само название ко­торой символизирует альтернативный способ социально-экономи­ческого развития и конфронтацию с Западом.

Идеологически модель успеха азиатских стран базируется на от­рицании западных норм, на утверждении собственных ценностных ориентации и стремлении разработать новый подход к индустриали­зации и социальному развитию. Основа - сотрудничество государст­ва и рынка, попытка установить связь между культурными ценно­стями, свойственными конфуцианству (рабочая дисциплина, упор на образование, бережливость, семейные ценности преданности, дове­рия и взаимопомощи на базе признания авторитета), и социальными трансформациями. Философские принципы сосуществования и со-процветания, разделенной радости роста и способность правитель­ства содействовать институционализации этих принципов на уровне отдельной организации - вот, по мнению азиатских ученых, основа

успеха.

273В рамках азиатской модели выделяются Япония, "азиатские тиг­ры" и Индия. В 1960-1970 гг. эпицентром индустриального развития была Япония. По всеобщему признанию, в основе "японского чуда" лежал особый, японский стиль управления, основанный на корпора­тивной культуре, на многослойной системе субконтрактов, органи­зованной по принципу иерархической пирамиды. В основе этого сти­ля управления лежат три традиционные японские ценности: on (бла­годарность), giri (ответственность) и wa (гармония). Благодарность и ответственность выражают взаимозаинтересованность верхнего и нижнего уровней управления: начальник обеспечивает безопасность подчиненному в ответ на его обязательство подчиняться. Гармония же выражает качество этого союза, когда каждый знает свой статус по отношению к другим и ведет себя в соответствии с целями своей группы. Таким образом, сам западный критерий оценки социально­го прогресса ставится под сомнение.

Сегодня успехи Японии на пути информатизации конкурируют с успехами США. Япония преодолела послевоенный хаос и стала вто­рой экономической державой мира. Одним из важнейших факторов успеха всегда были и до сих пор являются большие расходы на науч­ные исследования и разработки и высокий приоритет техники и тех­нологии в обеспечении социально-экономического развития стра­ны. Технический прогресс и расширение рынка компьютеров, полу­проводников и телекоммуникаций послужило базой развития ин­формационно-ориентированного общества в Японии. Инновации, вызванные развитием информационных технологий, привели к уде­шевлению и повышению эффективности компьютерной техники.

Стратегическими целями Японии в 1990-е годы были:

• построение тысяч взаимоувязанных и совместимых телеком­муникационных сетей;

• разработка информационных устройств, совмещающих воз­можности компьютера, телевизора и факса;

• развитие программного обеспечения и информационных услуг;

• подготовка квалифицированных кадров, способных работать с этими системами.

Эта инициатива послужила огромным стимулом развития ин­формационно-ориентированной деятельности в стране. Еще в 1949 г. Япония официально объявила развитие техники и технологии сред­ством улучшения качества жизни населения. Задача техники и тех­нологии - повысить уровень потребления. В свою очередь повыше­ние уровня жизни стимулирует технический прогресс. Однако после 50 лет стабильного роста в Японии наступили трудные времена: на­селение стареет, ресурсы и энергия ограничены, обостряются проб­лемы экологии и защиты от катастроф. Быстро развивается обще­ство глобальной конкуренции. Конкуренция обостряется, японцы уже не могут быть уверены, что завтра они будут жить лучше, чем вчера.

Научно-технический прогресс по-прежнему рассматривается как важнейший фактор экономического роста. До последних лет це­лью Японии было следовать примеру развитых стран Западной Ев­ропы и США, и она проявила чудеса в адаптации импортных техно­логий. Контроль качества был приоритетом, а не поощрение твор­ческой интеллектуальной деятельности.

Для Японии наступил новый этап развития. Догнав развитые страны, она лишилась моделей для подражания. Теперь взята уста­новка на поиск собственного пути. Главным приоритетом становит­ся производство нового знания, новых технологий, новых продук­тов. Важны не только революционные открытия на этом пути, ва­жен и поиск новых применений известным знаниям и технологиям. Главным становятся новые идеи, точки зрения и не поощрявшаяся прежде оригинальность, поиск институционального способа поощ­рения такого рода деятельности. Поощрение людей, обладающих предпринимательским духом, становится целью Японии. Для куль­тивации оригинальности в обществе ценятся разнообразие и отли­чие от других, а не однобокость и конформизм, как прежде. Пол и возраст не имеет значения в этом процессе. Роль бизнеса в развитии новых технологий и производств также очень велика, при этом за­дача государства - создавать благоприятные условия для творчества в этой сфере, уменьшая риск предпринимателей, действующих в приоритетных сферах. Японское правительство осознало, что для стимуляции творческой деятельности интеллектуальный капитал нации должен быть достоянием всех, так как это общественное бла­го, которым нельзя владеть в общепринятом смысле. Для решения этой задачи увеличиваются вложения в фундаментальные исследо­вания государственного сектора в области разработки новых путей передачи данных и интеллектуальных систем гибкой обработки ин­формации. В развитом информационном обществе необходима под­держка интеллектуальной деятельности. Акцент перемещается с общества массового производства и потребления на обеспечение бо­лее качественного многостороннего неспешного образа жизни, т.е. акцент перемещается с производства на "человека и общество". Цель увеличения благосостояния японцы видят в повышении эффе­ктивности всех процессов и уровня комфортности дома, на работе и в обществе. Большая роль придается технике: легкости ее использо­вания, разработке интерфейса между техникой и людьми, адаптаци­ей техники к потребностям людей, а не людей к технике. Основной упор делается на повседневные нужды людей, на разработку и вне­дрение ИКТ, способствующих повышению качества жизни населе­ния. Для достижения этих целей усиливаются расходы на научные исследования и разработки, в первую очередь в области высоких технологий, интенсифицируется деятельность в сфере информаци­онной науки и техники, которые выделяются в число приоритетов

развития.

275Во второй половине 1990-х годов эпицентром индустриального и информационного развития становится регион восточной и юго-во­сточной Азии. Эти страны часто называют "четырьмя тиграми"; Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг. Экономическому успе­ху этих стран в большой мере способствовали японские капитало­вложения. Японская модель лежит в основе развития этого региона. В соответствии с неоклассической теорией, развитие достигает­ся, если политика правительства направлена на поддержание ста­бильного макроэкономического и политического окружения; стро­гое следование рыночным принципам. Такое понятие "развития" воспринимается на Востоке как структурное насилие социально уяз­вимых групп. Опыт "тигров" показывает, что они следовали перво­му правилу, но переформулировали второе: их успех базируется на сотрудничестве государства и предпринимателей, на вмешательстве государства в принятие решений в области крупных вложений част­ного капитала. Кроме того, государство участвует в создании мате­риальной и социальной инфраструктуры. Таким образом фундамен­тальный принцип невмешательства государства нарушен. Сама при­рода государственного вмешательства, его методы и формы быва­ют разными, однако общий подход к теме государство - рынок оста­ется социологическим и политическим, а не чисто экономическим. Эту модель называют моделью экономического сотрудничества го­сударства и рынка.

Японская субконтрактная система и в этом регионе проявила свои преимущества. В то же время, несмотря на этноцентризм всей доктрины, культурные факторы играют скорее косвенную, а не прямую роль, занимая центральное место лишь в усилении или огра­ничении выбора, стоящего перед экономическим актером.

В развивающихся странах выделяются две модели реформы те­лекоммуникаций, а значит и две идеологии построения РГО: латино­американская и азиатская, которые различаются по двум основным параметрам: скорость и размах реформирования.

Реформа телекоммуникаций в развивающемся мире началась с середины 1980-х годов в Чили, Аргентине и Малайзии, которые на­чали пробовать разные пути введения конкуренции на свои рынки телекоммуникаций. Для развивающихся стран четко выделяются две принципиально различные стратегии: приватизация и либерали­зация. Приватизация - это передача государственных предприятий я видов деятельности в полное или частичное частное владение или контроль. Либерализация - это снижение барьеров для вхождения в рынок или его часть с помощью разрешения третьим сторонам кон­курировать с известными, обычно монопольными, производителями товаров и услуг.

Опыт показал, что те страны, которые пытались одновременно проводить приватизацию и либерализацию, потерпели неудачи и растянули достижение этих целей во времени.

В целом азиатская модель реформы характеризуется тем, что реформа начинается с внедрения конкуренции, оставляя всякую серьезную приватизацию на потом, причем полной приватизации так и не произошло (исключение составляют Гонконг и Филиппины, всегда находившиеся под сильным неазиатским влиянием). Латиноа­мериканская модель начинается с приватизации, предназначенной быстро улучшить качество телекоммуникационных услуг ценой за­держки введения на рынок конкуренции. Эта модель более быстрая

и смелая.

Индия не выбрала ни путь полной приватизации, ни путь мягкой либерализации. Ее путь можно назвать промежуточным. Государст­венные предприятия не передавались в частный сектор, а конкурен­ция разрешалась на рынке местных услуг. Междугородняя и между­народная связь оставалась в руках государства.

Индия выбирает путь, который по размаху и глубине ближе к латиноамериканской модели, а по скорости проведения - к азиат­ской. Своим "капиталом" на пути рыночно ориентированного эко­номического роста и на пути в глобальное ИО Индия считает свои человеческие ресурсы. Она имеет третий по величине (после США и России) научно-технический потенциал в мире и хорошую законо­дательную систему. Особенности идеологии построения ИО в Ин-[ дни - осторожность и постепенность, опора на национальные куль­турные корни (первые индийские CD-ROMbi появились с сюжетами из народного эпоса). Средства мультимедиа, изображающие индий­ских богов, пользуются в стране большой популярностью.

Индия ставит себе целью вхождение в глобальное ИО, и как первую задачу на этом пути видит совершенствование системы теле­коммуникаций. Правительство намерено обеспечить универсальное обслуживание каждому индийцу по доступной цене на уровне миро­вых стандартов и превратить страну в крупного экспортера теле­коммуникационного оборудования и программного обеспечения. Потенциальные негативные последствия уменьшаются с помощью существующего в стране гибкого законодательства, хорошо регули­рующего сферу телекоммуникаций.

Всего в десяти странах - демографических лидерах - чистый го­довой прирост населения за указанный период составил примерно

1 ПС

47 млн человек, или 60% мирового чистого прироста населения. Че­ловечество в целом увеличилось на 78 млн. Необходимо отметить, что чистый годовой прирост мирового населения локализован в очень небольшой группе стран, причем на две из них - Индию и Ки­тай - приходится более трети прироста.

Все большая часть населения Земного шара живет в развиваю­щихся странах. Если в 1950 г. на их долю приходилось около 2/3 ми­рового населения, то в 2000 г. в развивающихся странах проживало уже 4/5 всего человечества.

Причина различий в динамике общей численности населения за­ключается в том, что население развитых стран завершило демогра­фический переход, а популяции развивающихся стран все еще нахо­дятся на начальной стадии этого перехода. Это явление достаточно изучено21. Сделаем только несколько замечаний с точки зрения вли­яния демографической глобализации.

Прежде всего (и это уже общепризнано) основная причина демо­графического перехода связана с социально-экономическим и науч­но-технологическим развитием общества. И это подтверждается тем фактом, что демографический переход охватил не только бе­лую расу, но и другие таксономические группы, например японский этнос. Снижение рождаемости и стремительное движение к модели малодетной семьи характерны для Южной Кореи, Сингапура и ряда других стран.

В период до демографического перехода уровень рождаемости сохраняется максимально высоким. Это является своеобразной страховкой на случай войн, эпидемий, стихийных бедствий и других неблагоприятных внешних факторов, которые могут существенно сократить численность таксона. Научно-техническая трансформа­ция общества стала изменять среду обитания, при том, что таксон (белая раса) все еще находился в начальной фазе демографического перехода. Именно резкое снижение уровня смертности за счет целой группы причин (санитарно-гигиеническая и медицинская револю­ция, изменение характера войн и способов их ведения и т.д.) и созда­ло в свое время "демографический взрыв" белой расы. Эти же при­чины, но исключительно благодаря глобализации, породили демо­графический взрыв после Второй мировой войны: страны "третьего мира", находящиеся в начальной стадии демографического перехо­да, получили доступ к медицине и аграрным технологиям ("зеленой революции").

Снижение уровня смертности в странах "третьего мира" при со­хранении инерции биологической фазы - высокого уровня рождае­мости и модели многодетной семьи - в этом и кроется причина де­мографического взрыва второй половины XX в.

Соей А. Общая теория населения. М„ 1997; Вишневский А.Г. Воспроизводство на­селения и общество. М, 1982.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: