Постановление Правительства Российской Федерации № 1387 от 05.10.1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в
Российской Федерации»
Извлечения
В последние десятилетия в связи с ухудшением здоровья населения и демографическим кризисом, а также неудовлетворительным состоянием и усиливающимися диспропорциями в развитии и предоставлении медицинской помощи гражданам РФ усиливается социальная напряженность и формируется теневая экономика в здравоохранении. В связи с данными проблемами и в целях гарантированного обеспечения прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь Правительством РФ было принято Постановление № 1387 от 05.10.1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и была одобрена разработанная МЗ РФ и РАМН «Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации», где определены основные направления развития здравоохранения, вопросы организации и совершенствования финансирования отрасли, развитие медицинской науки, образования и кадровой политики на период с 1997 по 2005 г. г.
Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.
Основными задачами Концепции является:
• увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;
• сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов профилактики, диагностики и лечения;
• повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
• повышение уровня квалификации медицинских работников, совершенствование системы их подготовки и повышение заработной платы;
- • совершенствование государственного регулирования в области обеспечения лекарственными средствами и медицинской техникой;
• повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении здоровья.
Реализация Концепции основана на следующих принципах:
• всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;
• профилактическая направленность;
• экономическая эффективность функционирования медицинских учреждений;
• единство медицинской науки и практики;
• активное участие населения в решении вопросов здравоохранения; В сложившихся условиях приобретают важное значение:
• формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;
• обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным гарантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 % внутреннего валового продукта;
• развитие негосударственного сектора в здравоохранении;
• совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения.
Основными направлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспределение части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.
Первичная медико-санитарная помощь населению является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.
Особая роль отводится развитию института врача общей (семейной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т. д.
Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение длительности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать распределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:
• интенсивное лечение - до 20 %;
• восстановительное лечение - до 45 %;
• длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20%;
• медико-социальная помощь - до 15 %.
Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стационарах.
Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализированные медицинские центры.
Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспечить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений.
По развитию службы охраны материнства и детства требуется концентрация усилий на совершенствовании ПМСП детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасности материнства, интеграция родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.
Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.
Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сельскому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муниципальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайонные клинико-диагностические центры.
Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей.
При сохранении главенствующей роли государственного и муниципального здравоохранения развитие формирующегося частного сектора здравоохранения.
По прежнему важным остается вопрос совершенствования системы финансирования здравоохранения, в связи с чем необходимо:
• обеспечить соблюдение соответствия объемов и условий ОМС населения финансовому обеспечению;
• ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий по обеспечению граждан РФ бесплатной медицинской помощью;
• развитие добровольного медицинского страхования;
• способствовать созданию конкуренции на рынке медицинских услуг;
• развитие и совершенствование ценообразования на медицинские услуги;
• использование финансового лизинга для оснащения ЛПУ;
• добиваться высокой эффективности вложений, обеспечивающих медицинскую, социальную и экономическую эффективность на единицу затрат;
• предусмотреть объединение средств социального и ОМС для более эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.
В целях реализации единой политики государства в области здравоохранения следует модернизировать структуру управления отраслью.
Задачами на федеральном уровне - являются:
• определение стратегии развития отрасли;
• разработка и исполнение ФЦП здравоохранения;
• разработка законодательной и нормативно-правовой базы здравоохранения.
На уровне субъекта РФ:
• развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;
• разработка и пополнение территориальных целевых программ
здравоохранения;
• на муниципальном уровне: формирование и реализация муниципальных программ здравоохранения.
Основой планирования и реализации государственной политики в области здравоохранения станут ФЦП, которые должны утверждаться одновременно с выделением для их реализации соответствующих финансовых средств.
Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на федеральном уровне должны быть утверждены медико-социальные стандарты, в том числе:
• основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;
• нормативы подушевного финансирования здравоохранения. Кроме того, на федеральном уровне утверждаются методики расчета
нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффективно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать принцип равного отношения государства ко всем гражданам не зависимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств.
Один из разделов Концепции посвящен обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан РФ. Требуется продолжить реорганизацию структуры учреждений службы в соответствии с ранее утвержденной концепцией перестройки центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем образования отделов (отделений) по изучению влияния факторов среды на здоровье, отделений гигиенического воспитания и образования населения.
В области совершенствования лекарственного обеспечения населения необходимо:
• усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему экспертизы, стандартизации и государственного контроля на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;
• на этапе амбулаторного лечения необходимо льготное обеспечение населения лекарственными средствами в рамках программ государственных гарантий и адресное предоставление на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
• на этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий предусмотренных в программах государственных гарантий.
• осуществлять закупку и продажи лекарственных средств на конкурентной основе и обеспечить гласность в выборе оптовых поставщиков и обеспечить государственную поддержку отечественным производителям лекарственных средств. Важным разделом Концепции является расширение социальной базы здравоохранения. Направления этой работы следующие:
• развитие сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;
• создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информации в вопросах популяризации здорового образа жизни.
• реализация государственных и общественных мероприятий, направленных на защиту нравственного здоровья общества;
• работа среди населения по планированию семьи, в условиях осознанного отношения к семье, материнству, отцовству.
I этап (1997 - 2004 г. г.) предусматривает:
1. Обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов в отрасли.
2. Оказание медицинской помощи, начиная с 1998 г. будет проводиться в рамках программ государственных гарантий по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью.
3. Осуществление реструктуризации стационарной помощи с одновременным развитием амбулаторно-поликлинических учреждений и созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Внедрение института ВОП (СВ).
4. Введение с 1998 г. стандартизации в здравоохранении.
5. Разработка и утверждение ФЦП по борьбе с туберкулезом, ЗППП, развитию онкологической помощи, профилактике сердечно-сосудистых заболеваний, борьбе с курением и реализация антиалкогольных мер
II этап (2001 - 2005 г. г.) предусматривает:
1. Осуществление федеральных целевых программ здравоохранения и внедрение в практику здравоохранения эффективных методов профилактики, диагностики, лечения болезней.
2. Завершение работы по структурной перестройке отрасли в системе ПМСП основная роль будет отведена ВОП (СВ). Большое развитие должны получить межрайонные и межрегиональные центры специализированной медицинской помощи.
3. Формирование единой информационной системы мониторинга здоровья.