Этапы реализации Концепции

Постановление Правительства Российской Федерации № 1387 от 05.10.1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в

Российской Федерации»

Извлечения

В последние десятилетия в связи с ухудшением здоровья населения и демографическим кризисом, а также неудовлетворительным состоянием и усиливающимися диспропорциями в развитии и предоставлении медицин­ской помощи гражданам РФ усиливается социальная напряженность и фор­мируется теневая экономика в здравоохранении. В связи с данными пробле­мами и в целях гарантированного обеспечения прав граждан РФ на охрану здоровья и медицинскую помощь Правительством РФ было принято Поста­новление № 1387 от 05.10.1997 г. «О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации» и была одобрена разработанная МЗ РФ и РАМН «Концепция развития здраво­охранения и медицинской науки в Российской Федерации», где опреде­лены основные направления развития здравоохранения, вопросы организа­ции и совершенствования финансирования отрасли, развитие медицинской науки, образования и кадровой политики на период с 1997 по 2005 г. г.

Целью Концепции развития здравоохранения и медицинской науки в РФ является сохранение и улучшение здоровья людей, а также сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения.

Основными задачами Концепции является:

• увеличение объема мероприятий по профилактике заболеваний;

• сокращение сроков восстановления утраченного здоровья населения путем внедрения в медицинскую практику современных методов про­филактики, диагностики и лечения;

• повышение эффективности использования ресурсов в здравоохране­нии;

• повышение уровня квалификации медицинских работников, совершен­ствование системы их подготовки и повышение заработной платы;

- • совершенствование государственного регулирования в области обеспе­чения лекарственными средствами и медицинской техникой;

• повышение заинтересованности граждан в сохранении и укреплении здоровья.

Реализация Концепции основана на следующих принципах:

всеобщность, социальная справедливость и доступность медицинской помощи населению;

• профилактическая направленность;

• экономическая эффективность функционирования медицинских учре­ждений;

• единство медицинской науки и практики;

• активное участие населения в решении вопросов здравоохранения; В сложившихся условиях приобретают важное значение:

• формирование государственной политики в области здравоохранения и медицинской науки;

• обеспечение адекватности финансовых ресурсов государственным га­рантиям в сфере здравоохранения, поэтапное повышение доли средств, направляемых на финансирование здравоохранения, до 6-7 % внутрен­него валового продукта;

• развитие негосударственного сектора в здравоохранении;

• совершенствование правового регулирования деятельности в сфере здравоохранения.

Основными направлениями в совершенствовании организации оказа­ния медицинской помощи являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муниципального здравоохранения, перераспре­деление части объемов помощи из стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь населению является основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль отводится развитию института врача общей (семей­ной) практики. В поликлиниках должны развиваться консультативно-диагностические службы. На их базе могут быть развернуты отделения ме­дико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневные стациона­ры, центры амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи и т. д.

Реорганизация стационарной помощи обеспечит сокращение дли­тельности госпитального этапа. Для этого необходимо предусматривать рас­пределение количества коек в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса следующим образом:

• интенсивное лечение - до 20 %;

• восстановительное лечение - до 45 %;

• длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20%;

• медико-социальная помощь - до 15 %.

Шире использовать дневные формы пребывания пациентов в стацио­нарах.

Необходимо возродить межрегиональные и межрайонные специализи­рованные медицинские центры.

Для качественного оказания медицинской помощи необходимо обеспе­чить непрерывность лечебно-диагностического процесса на всех этапах ле­чения. Здесь приобретает значение четкое разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений.

По развитию службы охраны материнства и детства требуется концентрация усилий на совершенствовании ПМСП детям и подросткам, развитию служб планирования семьи и безопасности материнства, интегра­ция родовспомогательных учреждений с общей лечебной сетью.

Необходимо укрепить службу скорой медицинской помощи, сделать ее более мобильной и оснащенной современными средствами для оказания неотложной медицинской помощи и экстренной госпитализации пациентов.

Для улучшения качества и доступности медицинской помощи сель­скому населению требуется сформировать на базе центральных районных больниц лечебно-диагностические комплексы, включающие в себя муници­пальные сельские медицинские учреждения, развивать передвижные формы лечебно-диагностической и консультативной помощи, создавать межрайон­ные клинико-диагностические центры.

Необходимо осуществить интеграцию ведомственных медицинских учреждений в общую систему здравоохранения на единой нормативно-правовой базе с учетом их отраслевых особенностей.

При сохранении главенствующей роли государственного и муници­пального здравоохранения развитие формирующегося частного сектора здра­воохранения.

По прежнему важным остается вопрос совершенствования системы финансирования здравоохранения, в связи с чем необходимо:

• обеспечить соблюдение соответствия объемов и условий ОМС населения финансовому обеспечению;

• ввести единую систему расчетов за оказание медицинской помо­щи в рамках программы государственных гарантий по обеспече­нию граждан РФ бесплатной медицинской помощью;

• развитие добровольного медицинского страхования;

• способствовать созданию конкуренции на рынке медицинских услуг;

• развитие и совершенствование ценообразования на медицинские услуги;

• использование финансового лизинга для оснащения ЛПУ;

• добиваться высокой эффективности вложений, обеспечивающих медицинскую, социальную и экономическую эффективность на единицу затрат;

• предусмотреть объединение средств социального и ОМС для бо­лее эффективного их использования в рамках единой системы обязательного медико-социального страхования.

В целях реализации единой политики государства в области здраво­охранения следует модернизировать структуру управления отраслью.

Задачами на федеральном уровне - являются:

• определение стратегии развития отрасли;

• разработка и исполнение ФЦП здравоохранения;

• разработка законодательной и нормативно-правовой базы здра­воохранения.

На уровне субъекта РФ:

• развитие здравоохранения с учетом региональных особенностей;

• разработка и пополнение территориальных целевых программ

здравоохранения;

• на муниципальном уровне: формирование и реализация муниципальных программ здравоохранения.

Основой планирования и реализации государственной политики в об­ласти здравоохранения станут ФЦП, которые должны утверждаться одно­временно с выделением для их реализации соответствующих финансовых средств.

Для обеспечения единого (базового) уровня государственных гарантий в здравоохранении на федеральном уровне должны быть утверждены меди­ко-социальные стандарты, в том числе:

• основные показатели обеспеченности населения больничными и амбулаторно-поликлиническими учреждениями, а также врачами и средним медицинским персоналом;

• нормативы подушевного финансирования здравоохранения. Кроме того, на федеральном уровне утверждаются методики расчета

нормативов обеспечения учреждений здравоохранения материальными, тру­довыми и финансовыми ресурсами.

Необходимо привлечение ведомственных медицинских учреждений для реализации программы государственных гарантий, что позволит эффек­тивно использовать финансовые и материальные ресурсы, реализовать прин­цип равного отношения государства ко всем гражданам не зависимо от места их работы, уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты ведомств.

Один из разделов Концепции посвящен обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан РФ. Требуется продолжить ре­организацию структуры учреждений службы в соответствии с ранее утвер­жденной концепцией перестройки центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора путем образования отделов (отделений) по изучению влияния факторов среды на здоровье, отделений гигиенического воспитания и образования населения.

В области совершенствования лекарственного обеспечения населе­ния необходимо:

• усовершенствовать существующую контрольно-разрешительную систему экспертизы, стандартизации и государственного контро­ля на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;

• на этапе амбулаторного лечения необходимо льготное обеспе­чение населения лекарственными средствами в рамках программ государственных гарантий и адресное предоставление на льгот­ных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

• на этапе стационарного лечения - бесплатное лекарственное обеспечение в рамках видов, объемов и условий предусмотрен­ных в программах государственных гарантий.

• осуществлять закупку и продажи лекарственных средств на кон­курентной основе и обеспечить гласность в выборе оптовых поставщиков и обеспечить государственную поддержку отечест­венным производителям лекарственных средств. Важным разделом Концепции является расширение социальной базы здравоохранения. Направления этой работы следующие:

• развитие сотрудничества с общественными, благотворительными и религиозными организациями;

• создание системы медицинского просвещения и медицинской информации, сотрудничество со средствами массовой информа­ции в вопросах популяризации здорового образа жизни.

• реализация государственных и общественных мероприятий, на­правленных на защиту нравственного здоровья общества;

• работа среди населения по планированию семьи, в условиях осознанного отношения к семье, материнству, отцовству.

I этап (1997 - 2004 г. г.) предусматривает:

1. Обеспечение стабильной работы учреждений здравоохранения и повышение эффективности использования ресурсов в отрасли.

2. Оказание медицинской помощи, начиная с 1998 г. будет прово­диться в рамках программ государственных гарантий по обеспе­чению граждан бесплатной медицинской помощью.

3. Осуществление реструктуризации стационарной помощи с одно­временным развитием амбулаторно-поликлинических учрежде­ний и созданием в них дневных стационаров и стационаров на дому. Внедрение института ВОП (СВ).

4. Введение с 1998 г. стандартизации в здравоохранении.

5. Разработка и утверждение ФЦП по борьбе с туберкулезом, ЗППП, развитию онкологической помощи, профилактике сердеч­но-сосудистых заболеваний, борьбе с курением и реализация ан­тиалкогольных мер

II этап (2001 - 2005 г. г.) предусматривает:

1. Осуществление федеральных целевых программ здравоохране­ния и внедрение в практику здравоохранения эффективных мето­дов профилактики, диагностики, лечения болезней.

2. Завершение работы по структурной перестройке отрасли в сис­теме ПМСП основная роль будет отведена ВОП (СВ). Большое развитие должны получить межрайонные и межрегиональные центры специализированной медицинской помощи.

3. Формирование единой информационной системы мониторинга здоровья.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: