Порядок организации первичной медико-санитарной помощи в Российской Фе­дерации

В рамках реализации «Концепции развития здравоохранения и медицинской науки» Министерством здравоохранения и социального развития 29 июля 2005 г. был издан приказ №487 «Об утверждении Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи», который регулирует вопросы, связанные с оказанием пер­вичной медико-санитарной помощи (ПМСП) населению на территории Российской Федерации.

В соответствие с приказом, первичная медико-санитарная помощь определе­на основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицин­ского обслуживания и включает:

- лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний;

- медицинскую профилактику важнейших заболеваний;

- санитарно-гигиеническое образование;

- проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Первичная медико-санитарная помощь, в т. ч. медицинская помощь женщи­нам в период беременности, во время и после родов оказывается учреждениями муниципальной системы здравоохранения преимущественно по месту жительства амбулаторно-поликлиническими учреждениями: амбулатория, центр общей вра­чебной (семейной) практики, районная (в том числе центральная) больница, город­ская поликлиника, детская городская поликлиника, женская консультация.

В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учр еждения государственной и частной систем здравоохранения на основе догово­ров со страховыми медицинскими организациями.

Обязанность учреждений по оказанию первичной медико-санитарной помо­щи исполняется медицинскими работниками данных учреждений: терапевтами участковыми, педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными), акушерами-гинекологами, другими врачами-специалистами, а также специалиста­ми со средним Медицинским и высшим сестринским образованием.

Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государст­венной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с действую­щим законодательством. Гарантированный объем бесплатной медицинской помо­щи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных га­рантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской по­мощи.

Амбулаторно-поликлиническая помощь включает:

- оказание первой (доврачебной, врачебной) и неотложной медицинской по­мощи больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотлож­ных состояниях;

- проведение профилактических мероприятий по предупреждению и сниже­нию заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, со­циально значимых болезней и факторов риска;

- диагностику и лечение различных заболеваний и состояний;

- восстановительное лечение;

- клинико-экспертную, деятельность по оценке качества и эффективности лечебных и диагностических, мероприятий, включая экспертизу временной нетру­доспособности;

- диспансерное наблюдение больных, в том числе отдельных категорий гра­ждан, имеющих право на получение набора социальных услуг;

- диспансеризацию беременных женщин, родильниц;

- диспансеризацию здоровых и больных детей;

- динамическое медицинское наблюдение за ростом и развитием ребенка;

- организацию питания детей раннего возраста;

- организацию дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами;

- установление медицинских показаний и направление в учреждения госу­дарственной системы здравоохранения для получения специализированных видов медицинской помощи;

- установление медицинских показаний для санаторно-курортного лечения, в том числе отдельных категорий граждан, имеющих право на получение набора со­циальных услуг;

- медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательных учреждений общего и коррекционного типов;

- проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприя­тий, вакцинопрофилактики в установленном порядке;

- осуществление санитарно-гигиенического образования, в том числе по во­просам формирования здорового образа жизни;

- врачебную консультацию и медицинскую профориентацию;

- медицинское обеспечение подготовки юношей к военной службе.

Стационарная помощь, предоставляемая населению муниципальных обра­зований в больничных и стационарно-поликлинических учреждениях, включает:

- оказание неотложной медицинской помощи больным при острых заболева­ниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях;

- диагностику, лечение острых, хронических заболеваний, отравлений, травм, состояний при патологии беременности, в родах, в послеродовом периоде, при абортах и прочих состояний, требующих круглосуточного медицинского на­блюдения или изоляции по эпидемическим показаниям;

- восстановительное лечение и реабилитацию.

Госпитализация в больничное (стационарно-поликлиническое) учреждение осуществляется по медицинским показаниям:

- по направлению врача лечебно-профилактического учреждения, независи­мо от формы собственности и ведомственной принадлежности;

- скорой медицинской помощью;

- при самостоятельном обращении больного по экстренным показаниям.

Правовые основы деятельности врача общей практики (семейного врача)

26 августа 1992 г. Министерство здравоохранения Российской Федера­ции издает приказ № 237 «О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного вра­ча)». Это был первый приказ, который вводил в отечественное здравоохране­ние понятие «общей врачебной практики» и вводил в номенклатуру врачеб­ных специальностей специальность - врач общей практики «семейный врач».

Врач общей практики (ВОП) - специалист с высшим медицинским об­разованием, имеющий юридическое право оказывать первичную многопро­фильную медико-социальную помощь населению. Врач общей практики, ока­зывающий первичную многопрофильную медико-социальную помощь семье, независимо от возраста и пола пациентов, является семейным врачом (СВ).

Приказом утверждались вопросы подготовки ВОП, его обязанности, права, ответственность, квалификационная характеристика практические на­выки и умения. Кроме того, приказом вводилось положение о медицинской сестре общей практики, указывался примерный перечень помещений и осна­щения кабинета ВОП.

Однако, данный приказ поднимал больше вопросов, нежели давал на них ответы. В медицинской среде он был воспринят неоднозначно, и породил целую армию противников введения ВОП. Само название приказа не было от­ражено в его сути: этапы перехода и их содержание не были обозначены. Это привело к тому, что во многих регионах страны управления здравоохранением не спешили внедрять ВОП, хотя уже в 1993 г. статья 59 «Основ законодатель­ства Российской Федерации об охране здоровья граждан» законодательно за­крепила семейного врача.

В рамках реализации «Концепции развития здравоохранения и меди­цинской науки» 30.12.99 г. приказом Министерства здравоохранения РФ №463 утверждается Отраслевая программа «Общая врачебная (семейная) практика». Ее целью являлось формирование основ и условии для повыше­ния эффективности и усиления первичного звена здравоохранения при веду­щей роли в развитии первичной медико-санитарной помощи общей врачебной (семейной) практики на 2000-2001 годы. Иными словами программа должна была интенсифицировать внедрение ВОП в отечественное здравоохранение. Практическое здравоохранение ответило на выход программы увеличением количества ВОП в основном за счет формального переобучения врачей сель­ских участковых больниц.

Новый виток внедрения общей врачебной практики начинается в 2002 г. с выходом 20.11.02 г. приказа Министерства здравоохранения 350 «О со­вершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Рос­сийской Федерации». Приказом утверждаются «Положение об организации деятельности Центра общей врачебной (семейной) практики» и «Поло­жение об организации деятельности отделения общей врачебной (семей­ной) практики в составе лечебно-профилактического учреждения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow