Задачи технической эксплуатации и ремонта КС и НС
Страны
Роль нефтяной и газовой промышленности в народном хозяйстве
Лекция №1.
Введение в дисциплину
Введение
Компрессорные станции
Часть I
Учебное пособие для студентов дневного и безотрывной формы обучения
по дисциплине «Эксплуатация и ремонт оборудования нефтеперекачивающих и
компрессорных станций» по специальности 130501 «Проектирование и экс-
плуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», содержащие краткий
курс лекций по данной дисциплине, составлены в соответствии с ее рабочей
программой.
Дисциплина «Эксплуатация и ремонт оборудования нефтеперекачиваю-
щих и компрессорных станций» является специальной, базируется на занятиях,
полученных по другим специальным дисциплинам и предусматривает изучение
правил эксплуатации перекачивающих и компрессорных станций (ПС и КС),
насосов и газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и их ремонта.
Учебный материал излагается на основе современных требований к топ-
ливно-энергетическому комплексу, последних достижений отечественной и за-
рубежной науки и техники.
В процессе изучения дисциплины у студентов формируется интерес к бу-
дущей профессии, навыков самостоятельного изучения учебного материала и
работы с нормативно-справочной литературой.
Представленные в учебном пособии теоретический материал и вопросы
для самоконтроля помогут студентам в изучении данной дисциплины.
Большое значение в народном хозяйстве страны имеет нефть и газ, которые
являются источниками энергетики. После переработки нефти получают топливо:
бензин, керосин, дизельное топливо, масла для автомобильного и железнодорож-
ного транспорта, самолетов, судов, передвижных электростанций.
В ракетной технике также применяется керосин с окислителем.
Нефть используется как сырье в химической промышленности.
Газ как топливо широко применяется в металлургической и цементодо-
бываюгцей промышленности, для выработки электроэнергии в быту.
Нефть и газ наше богатство, которое нужно умело использовать. Поэтому
открываются новые месторождения, строятся новые нефтегазопроводы.
Студент должен знать краткое содержание дисциплины, ее задачи, роль
нефтяной и газовой промышленности в экономике страны, значение дисциплины
«Эксплуатация и ремонт оборудования перекачивающих и компрессорных стан-
ций» в подготовке специалистов, её связь с другими изучаемыми дисциплинами.
Работоспособность оборудования и восстановление основных характери-
стик достигается путём использования систем технического обслуживания и
ремонта. Система технического обслуживания и ремонта - это комплекс
взаимосвязанных положений и норм, определяющих организацию и порядок
проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту оборудования.
Объем работ по оперативному виду обслуживания не велик и сводится к
осмотру оборудования и его готовности к дальнейшей эксплуатации.
Периодические виды технического обслуживания включают в себя зна-
чительный объем работ. Этот вид обслуживания определяется регламентом че-
рез определённое количество часов наработки агрегата. Цель - проверка
исправности агрегатов, выполнения ряда работ, как контроль состояния масло-
фильтров, выявление неисправности и их устранения. Отказавшие узлы и агре-
гаты заменяют на исправные или ремонтируют.
Метод обслуживания по состоянию определяет пригодность агрегатов к
эксплуатации с помощью их осмотра, измерения их параметров и т. д., но без
разборки.
При эксплуатации также учитывает время года: осенне-зимняя эксплуа-
тация (ОЗЭ) включает в себя дополнительные работы по обслуживанию в хо-
лодный период, весенне-летняя эксплуатация (ВЛЭ) связана с высокими
температурами воздуха, повышенным содержанием пыли в воздухе.
Эти дополнительные работы приобщаются к регламентным работам пе-
ред ВЛН и ОЗН.
При эксплуатации проводят следующие виды ремонта: текущий (малый),
средний, капитальный и аварийный.
Текущий ремонт - минимальный по объёму вид ремонта, при котором
обеспечивается нормальная эксплуатация агрегата до очередного планового
ремонта. Во время его проведения неисправности устраняют заменой или вос-
становлением отдельных составных частей (быстроизнашеваемых деталей), а
также выполняют регулировочные работы. Текущий ремонт выполняют силами
эксплуатационного персонала или ремонтными службами на месте эксплуата-
ции агрегата.
Средний ремонт - заключается в восстановлении эксплуатационных ха-
рактеристик агрегата ремонтом или заменой только изношенных или повреж-
дённых составных частей. Кроме того обязательно проверяют техническое
состояние остальных составных частей агрегата с устранением обнаруженных
неисправностей. При среднем ремонте, по мере необходимости, можно прово-
дить капитальный ремонт отдельных составных частей агрегата. Этот вид ре-
монта могут выполнять специализированные ремонтные службы
газотранспортных и нефтегазовых объединений.
Капитальный ремонт включает полную разборку и дефектацию агрегата,
замену или ремонт всех составных частей, сборку агрегата, его комплексную
проверку, регулировку и испытание. Капитальный ремонт выполняют на осно-
ве ремонтных документов - руководства по капитальному ремонту. Ремонтные
документы - это рабочие конструкторские документы, предназначенные для
подготовки ремонтного производства, ремонта и контроля изделия после ре-
монта. Их разрабатывают на изделия в целом независимо от наличия ремонт-
ных документов на составные части.
Аварийный ремонт - внеплановый ремонт, который требуется для вос-
становления отказавшей детали и повлекшие последствия аварии. Требует вос-
становление работоспособности всего агрегата. Для расследования причины
аварии создается комиссия, которая определяет причину аварии, разрабатывает
мероприятия, недопускающие по данной причине следующие аварии составля-
ет технический акт. Выполняется специализированые бригадами с представи-
телями завода изготовителя данного изделия.
Сдачу агрегата в капитальный ремонт необходимо оформить актом сдачи,
в котором отражается техническое состояние. Комплектность изделия отража-
ется в сводной ведомости приёма - сдачи (от эксплуатирующей стороны изде-
лия в ремонт) и представителя ремонтного завода. При сдачи изделия после
ремонта теперь сдает изделие ремонтная организация, а принимает представи-
тель эксплуатирующей стороны.
В формуляре изделия в разделе «Ремонт» записывается какой необходимо
сделать ремонт. В разделе «Учёт наработки» записывается наработка СНЭ (с
начала эксплуатации) в часах, ППР в часах (после последнего ремонта). В фор-
муляре двигателя также указывают число циклов (число запусков двигателя)
как самый трудный период работы ГТУ.
При оформлении изделия (двигателя) в ремонт в паспортах комплектую-
щих изделий также записывается наработка изделия. При передачи изделия в
ремонт ремонтным организации, передаётся вся документация с формуляром
завода-изготовителя. Если передача в ремонт изделия вызвана аварией, то так-
же передаётся аварийный акт.
Выдачу изделия из капитального ремонта оформляют актом ремонта в
котором указывают срок в часах последующей эксплуатации и календарный
срок изделия.
В формуляре и паспортах проводится отметка о проведенном ремонте, с
подписью исполнителя и контролёра и ставится печать предприятия ремонти-
рующего изделие.
Вопросы для самоконтроля
1. Роль нефтяной промышленности в народном хозяйстве страны.
2. Какую роль играет газовая промышленность в народном хозяйстве.
3. Перспективы развития нефтяной и газовой промышленности.
4. На какие виды технического обслуживания делится регламент?
5. Какие виды ремонта предусмотрены технической документацией?
6. Какие организации выполняют ремонт ГПА
7. Какие работы выполняются дополнительно при осенне-зимней экс-
плуатации?
8. Какие особенности эксплуатации ГПА при весенне-летней эксплуата-
ции?
9. Какие документы оформляются при проведении расследования аварий
агрегата?
10. Как оформляется приём-сдача изделия в ремонт и из ремонта?
11. Какая документация передаётся ремонтным предприятиям для прове-
дения ремонта?