double arrow

Насосы НПС

Рис. 25. Схема системы маслоснабжения НПС

Назначение маслосистемы

Маслосистема НПС

Система пожаротушения

Закрытые помещения НПС (основных и подпорных насосов, камеры ре-

гулирования давления и задвижек, блоков гашения ударной волны и маслосис-

тем), резервуарные парки и отдельно стоящие резервуары подлежат защите

стационарными системами автоматического пожаротушения. Принцип тушения

заключается в изоляции горящей поверхности жидкости от кислорода воздуха.

По этому принципу построены газовые и пенные системы пожаротушения. На

нефтепроводах используется автоматическое пенное пожаротушение с приме-

нением воздушно-механической пены средней кратности 20-200 (кратность -

отношение объема пенообразователя к объему полученной пены). Используют

пенообразователи: ПО-1, ПО-6, ПО-11, ПО-6К.

Пенообразователь представляет собой жидкость темно-коричневого цвета

без осадка и посторонних включений, изготавливается на основе натриевых со-

лей нефтяных сульфокислот (поверхностно-активного вещества) с добавлением

костного клея и спирта или этиленгликоля.

Рабочий раствор пенообразователя получают путем смешивания пенооб-

разователя (ПО-6К, 6-ти процентной концентрации) с водой (94%). Пену сред-

ней кратности получают пропуская через генераторы (генераторы средней

кратности ГПС-200, ГПС-600, ГПС-2000) рабочий раствор под давлением 0,4-

0,6 МПа. Дальность подачи струи пены достигает 13 м.

Применяется два вида системы пожаротушения.

1. Система пожаротушения с использованием предварительно приготов-

ленного пенного раствора.

Принцип работы следующий: при пожаре, предположим, в помещении

насосного зала срабатывают датчики пожарной сигнализации. Поступает ко-


манда на остановку НПС, закрытие секущих задвижек на основной пенолинии,

открытие задвижки подачи пены на объект. Световая и звуковая сигнализация о

пожаре поступает в операторскую, на пожпост и на объект (предупреждение

для ремонтного и обслуживающего персонала).

2. Система пожаротушения, где приготовление пенного раствора проис-

ходит с помощью пеносмесителей (эжектора) в момент тушения пожара.

Система маслоснабжения (рис. 25), предназначена для принудитель-

ной смазки и охлаждения подшипников скольжения и качения магистраль-

ных насосных агрегатов, работающих в системе нефтеперекачивающей

станции НПС.

В качестве смазки подшипников применяется турбинное масло мар-

ки Т П - 22 (л).

Система смазки магистральных насосных агрегатов состоит из рабочего и

резервного масляных насосов, маслопроводов, оборудованных фильтрами очи-

стки масла, рабочего и резервного маслобаков, аккумулирующего маслобака,

маслоохладителей и запорной арматуры.

Масло с основного маслобака забирается работающим маслонасосом

шестеренчатого типа (например, ШФ8-25А), проходит через маслофильтр, по-

дается на маслоохладители, откуда поступает на смазку подшипников магист-

ральных агрегатов и на заполнение аккумулирующего маслобака. В случае

отключения маслонасосов, масло под действием гидростатического давления из

аккумулирующего маслобака подается на смазку подшипников МА, обеспечи-

вая выбег насосного агрегата в течение 10 минут.

Температура масла в общем коллекторе перед поступлением на магист-

ральные насосные агрегаты должна находиться в интервале от +20°С до

+70°С, при превышении температуры масла на выходе из маслоохладителя

более +70°С, автоматически включаются дополнительные вентиляторы обду-

ва. При низкой температуре масла допускается работа маслосистемы, минуя

маслоохладители.


1 - шестеренный насос; 2 - маслобак; 3 - аппарат воздушного охлаждения

масла; 4 - бак аккумулирующий; 5 - трубопровод отводящий; 6 - трубопровод

подводящий; 7 - клапан обратный; 8 – маслофильтры

На НПС магистральных нефтепроводов используется два вида техноло-

гических насосов - подпорные и основные.

Основными насосами оборудуются основные НС ГНПС и ПНПС. Дан-

ные насосы предназначены для непосредственного транспорта нефти. Подпор-

ные насосы используются только на ГНПС (на их подпорных станциях) и

играют вспомогательную роль. Они служат для отбора нефти из резервуарного

парка и подачи ее на вход основным насосам с требуемым давлением (подпо-

ром), предотвращающим кавитацию в основных насосных агрегатах.

Современным типом основных насосов являются насосы НМ, которые

выпускаются на подачу от 125 до 10000 м7ч. Данные насосы имеют две конст-

руктивные разновидности.


Насосы на подачу от 125 до 710 м7ч секционные, трёхступенчатые

(рис. 26). Корпус их состоит из входной 1 и напорной крышек 4, к которым кре-

пятся узлы уплотнений торцевого типа и подшипниковые узлы 6. Заодно с

крышками отлиты опорные лапы насоса, входной и напорный патрубки. Между

крышками корпуса располагаются три секции 2 с направляющими аппаратами. В

каждой секции находится центробежное рабочее колесо. Крышки и находящиеся

между ними секции стянуты шпильками 3, проходящими вдоль вала насоса.

Рис. 26. Схема трёхступенчатого насоса типа НМ

Ротор насоса включает вал, насаженные на него три центробежных коле-

са 6 и одно предвключенное литое колесо типа шнек 7. Опорами ротора служат

подшипники скольжения с кольцевой смазкой. Охлаждение масла осуществля-

ется с помощью змеевиков, размещенных в корпусах подшипниковых узлов.

Через змеевики циркулирует вода или перекачиваемая нефть.

Ротор имеет гидравлическую разгрузку от осевых сил, осуществляемую с

помощью разгрузочного диска 5. Остаточные осевые силы воспринимаются ра-

диально-упорным шароподшипником.

Конструкция рассматриваемых насосов рассчитана на давление 9,9 МПа.

Поэтому они допускают последовательное соединение на более двух насосов на

подачу от 125 до 360 м7ч и не более трех насосов на подачу 500 и 710 м7ч.

Конструкция рассматриваемых насосов рассчитана на давление 9,9 МПа.

Поэтому они допускают последовательное соединение на более двух насосов на

подачу от 125 до 360 м7ч и не более трех насосов на подачу 500 и 710 м7ч. На-

сосы НМ производительностью от 1250 м7ч до 10000 м7ч спиральные одно-

ступенчатые (рис. 27). Корпус их имеет улиткообразную форму с разъёмом в

горизонтальной плоскости по оси ротора. Ротор состоит из вала и центробеж-

ного колеса двухстороннего входа 1, обеспечивающего ротору, благодаря своей


конструкции, гидравлическую разгрузку от осевых сил. Опорами ротора служат

подшипники - скольжения 2 с принудительной смазкой (под давлением). Не-

уравновешенные остаточные осевые силы воспринимает радиально-упорный

сдвоенный шарикоподшипник 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: