Сварка и наплавка
Способы ремонта с восстановлением номинального размера деталей.
Способы ремонта без изменения размера деталей.
К способам ремонта без изменения размера деталей относятся:
-регулировка
-замена
-постановка деталей-компенсаторов
-постановка в дополнительную рабочую позицию
Обычно применяется для быстроизнашивающихся сопряжений и сводится к перемещению или добавлению одной или нескольких деталей.
При этом восстанавливается работоспособность сопряжения и узла изделия в целом. Однако ресурс деталей, узла и изделия в целом не восстанавливается и не устраняется износ как искажение геометрии деталей.
Осуществляется с помощью прокладок, шайб, затяжных втулок, поворотных дисков и т.п. деталей. В качестве примера можно привести конические подшипники, конические зубчатые пазы, рычажные механизмы, фрикционные муфты. Это и пружинная регулировка зазора.
Разновидность этого способа – перестановка деталей в дополнительную рабочую позицию – так ремонтируют сопряжения зубчатых колёс, подшипников качения и скольжения.
|
|
Первая разновидность – наращивание изношенной поверхности наплавкой, гальваническим или химическим наращиванием, напылением слоя порошковых материалов или пластмасс.
Вторая разновидность этого способа – пластическое деформирование, хотя при этом изменяются геометрические размеры детали.
Из способов, позволяющих восстановить номинальные размеры деталей, наиболее распространён способ сварки и наплавки. Почему? Вот его преимущества и недостатки:
+ высокая производительность;
+ возможность автоматизации;
+ надёжность соединения наращенного слоя с основным;
+ возможность варьирования свойств наплавленного слоя металла за счёт наплавочных электродов разного состава: твёрдости, износостойкости, механических свойств;
+ простота, надёжность, транспортабельность применяемого оборудования;
- изменение структуры основного металла в зоне термического влияния и связанные с этим:
- ухудшение механических свойств;
- возникновение внутренних напряжений, вызывающих коробление детали и появление трещин;
- выделение вредных для здоровья паров и газов.
Запишите существующие виды сварки и наплавки:
ручная дуговая сварка и наплавка;
автоматическая наплавка под флюсом;
автоматическая сварка и наплавка в среде защитных газов;
вибродуговая наплавка;
ацетилено-кислородная сварка и наплавка.
Естественно, каждый из этих видов имеет свои преимущества и недостатки, область применения.
При напылении на заранее подготовленную поверхность наносится слой расплавленного металла или неметаллического порошка. При металлизации, то есть напылении слоя металла, происходит лишь механическое сцепление частиц наплавляемого металла друг с другом и с материалом детали. Какие достоинства и недостатки этого способа восстановления деталей? Запишите:
|
|
+ не снижается предел выносливости (так как нет термического влияния на материал детали);
+ повышение износостойкости в условиях трения со смазкой (так как металлизированный слой достаточно пористый);
+ варьирование за счёт электродной проволоки механических свойств напылённого слоя – твёрдости НВ;
+ возможно нанести покрытия большой толщины – до 10 мм;
- низкие механические свойства (ударная вязкость, временное сопротивление при растяжении);
- невысокая сцепляемость нанесённого слоя с основным материалом детали.
Учитывая эти особенности, сложилась область применения этого способа ремонта – это детали, работающие при средних нагрузках, в условиях смазки; устранение трещин и других дефектов в корпусных деталях; нанесение антикоррозийных и жаростойких покрытий.
Различают следующие виды металлизации в зависимости от способа плавления электродной проволоки:
газовая; плазменная; электродуговая;
высокочастотная.
При напылении порошковых материалов используется достаточно простое оборудование, а за счёт большей номенклатуры применяемых материалов можно получить покрытия с более широкими границами физико-механических свойств, с возможностью их применения в условиях полусухого трения, со знакопеременными и ударными нагрузками. Кроме того, выше, чем при металлизации производительность процесса.