Тема: листостебельная организация высших растений

Лабораторная работа

ЛИСТОСТЕБЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ

Тема: трахеиды стебля сосны (Pinus sylvestris L.), сосуды и трахеиды корневища папоротника.

Лабораторная работа.

Цель занятия: изучение структурных элементов, образующих ксилему и флоэму, процесс их развития в онтогенезе и отличия ксилемы от флоэмы.

Материалы и оборудование: постоянные микропрепараты«Древесина сосны» и «Корневище папоротника», микроскоп.

Ход работы:

1. Рассмотрите готовый микропрепарат сосны под микроскопом. При малом увеличении микроскопа можно увидеть, что у сосны вся древесина состоит из длинных прозенхимных клеток – трахеид. Обратите внимание, что широкие и тонкостенные трахеиды весенней древесины постепенно переходят в толстостенные осенние с узким просветом. Переведите микроскоп на большое увеличение и вы увидите, что трахеиды не имеют сквозных отверстий, но у них есть поры, через которые вода протекает из одной клетки в другую.

2. Зарисуйте 2-3 трахеиды, отметив у них скошенные концы, окаймленные поры, торус.

3. Рассмотрите готовый микропрепарат папоротника под микроскопом. При малом увеличении хорошо просматриваются лестничные сосуды, которые представляют собой полую трубку, состоящую из отдельных члеников, расположенных друг над другом. При большом увеличении можно увидеть, что узкие пространства между несоединенными участками спиральных утолщений представляют собой поры, вытянутые по ширине сосуда и напоминающие ступени лестницы. Реже можно увидеть трахеиды – более короткие клетки со спирально утолщенными оболочками и со скошенными,заостренными концами.

4. Зарисуйте лестничные сосуды и трахеиды корневища папоротника, отметив спиральные утолщения, поры, лестничную поровость.

5. Заполните таблицу:

Таблица 4. Сравнительная характеристика ксилемы и флоэмы

Признаки Ксилема Флоэма
Направление движения веществ в растительном организме    
Вещества, проведение которых осуществляется    
Чем представлены проводящие элементы    
Чем представлены механические элементы    
Чем представлены паренхимные элементы    
Функции    

6. Письменно ответьте на предложенные вопросы:

а) дайте определение терминам «ксилема», «флоэма», «проводящий пучок»;

б) почему ксилема и флоэма считаются сложными тканями?

в) чем обусловлены сходства и различия между ксилемой и флоэмой?

Тело высших растений разделяется на вегетативные и генеративные органы. Вегетативные органы представляют вегетативное тело растения и выполняют такие функции как питание и обмен веществ с внешней средой.

Основные вегетативные органы растений – листостебельные побеги (обеспечивают фотосинтез) и корни (обеспечивают минеральное питание и

снабжение водой) (рис.2).

Рис. 2. Листостебельное растение

Основные органы высшего растения закладываются в зародыше семени (или споре), при прорастании формируют проросток. Проросток содержит корень, стебель, листья. При прорастании корни образуют корневую систему, а стебель и листья – побег.

У большинства растений в течении жизни увеличивается число меристематических зон, каждая из которых дает начало новому участку тела растения. Происходит ветвление растения – разветвленная система из однотипно построенных частей.

Корень и стебель растения обычно располагаются вертикально, образуют единую ось и отсюда получили название осевые органы.

Цель занятия: знакомство с эволюционными особенностями формирования листостебельной организации высших растений.

Материалы и оборудование: гербарии высших растений, учебники, плакаты.

Ход работы:

1. Используя гербарий, рассмотрите растения. Определите к споровым или семенным растениям принадлежат представленные гербарные образцы. На данных экземплярах найдите вегетативные и генеративные органы растения.

2. Зарисуйте споровое и семенное растения, подпишите вегетативные и генеративные органы растения.

3. Используя учебники и плакаты, рассмотрите типы ветвления надземной части растения. Выделите основные типы ветвления наземных растений и их характерные особенности.

4. Зарисуйте и подпишите основные типы ветвления надземной части растения. Под каждым рисунком-схемой напишите примеры 2-3 растений с данным типом ветвления.

5. Используя учебники и другую литературу по анатомии и морфологии растений, заполните таблицу:

Таблица 5. Развитие растительного мира в различные геологические эпохи.

Эра Период Этапы развития растительного мира
Архей    
Протерозойская    
Палеозойская Кембрий  
Ордовик  
Силур  
Девон  
Карбон  
Пермь  
Мезозойская Триас  
Юра  
Мел  
Кайнозойская Палеоген  
Неоген  
Четвертичный  

6. Письменно ответьте на предложенные вопросы:

а) дайте определение терминам «дихотомическое ветвление», «кущение»;

б) почему теломная теория происхождения растений является, в настоящее время, общепринятой теорией.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: