Обработка восстановленных деталей. В процессе обработки возникают значительные трудности вследствие особых свойств наращенного слоя (высокой твердости, неравномерной твердости по Длине и глубине слоя, структурной неоднородности, наличия неметаллических включений и т.д.).
Если деталь восстановлена различными методами автоматической наплавки и осталиванием, то применяют материал режущей части инструмента из твердых сплавов Т5К10 и Т15К6, твердость надавленного слоя НКС менее 40 и ВК8, ВК6 и ВК6М, НКС более 40. При обработке осталенных поверхностей используют пластинки из твердого сплава Т30К4 Детали обрабатывают с применением охлаждающей жидкости (эмульсола 5...8 %, кальцинированной технической соды 0,2 %, остальное — вода). Детали, хромированные гладким хромом, шлифуют кругами из электрокорунда на керамической связке зернистостью 40... 50 и твердостью С1...С2. Окружная скорость вращения круга и детали соответственно 30...40 м/с и 15...20 м/мин.
Детали после осталивания обрабатывают на токарных или шлифовальных станках в зависимости от припуска, твердости покрытия, требуемой точности и шероховатости поверхности. Покрытия с твердостью НВ < 200 обрабатывают обычным режущим инструментом, а с НВ 400...450 — твердосплавными резцами и шлифованием. Покрытия твердостью НВ > 400...460 шлифуют кругами из электрокорунда на бакелитовой связке зернистостью 40...25 и твердостью СМ2...СМ1.
|
|
В условиях ремонтного производства в ряде случав приходится точить детали из закаленной стали с помощью твердосплавных резцов групп ВК и ТК (ВК8 и Т15К6). Для закаленных сталей применяют резцы с отрицательным передним углом (у = —10...—15°) и углом наклона главной режущей кромки Л = 5...10°. Иногда угол Л достигает 45°. Режимы резания закаленных сталей: V = 80... 120 м/мин; 5"= 0,1...0,2 мм/об., 1= 0,5...1 мм.
При точении деталей из закаленной стали они могут принимать бочкообразную форму из-за отжима суппорта вследствие значительных радиальных сил. Учитывая необходимость получения большей точности, детали обрабатывают в несколько проходов. При этом шероховатость поверхности находится в пределах 7...8-го класса, следовательно, данную операцию в ряде случав можно заменить шлифованием.
В результате применения твердосплавных покрытий возрастает износостойкость деталей, но существенно ухудшается и обрабатываемость. Иногда покрытие нельзя использовать из-за трудностей, возникающих при механической обработке.
Черновое растачивание твердосплавного покрытия ПГ-СР2 ведут резцами с пластинками твердых сплавов ВК6 и ВКЗ. Их геометрия: у = -8...-12°, главный угол в плане ф = 40...60°, вспомогательный угол в плане ф[ = 15...25", задние углы а =а[= 13...15" и А. = 0...10°. Режим чернового растачивания: глубина резания 0,3...0,6 мм, подача 0,18...0,25 мм/об., скорость 25...35 м/мин.
|
|
Чистовое растачивание твердосплавного покрытия ПГ-СР2 выполняют резцами, оснащенными гексанитом-Р, со следующими углами заточки: у = -8...-10°, ф = 30...40°, ф, = 10... 15°, ос = а, = 13° и X = 0...5°. Режим резания: глубинадо 0,25 мм, подачаО,02...0,05 мм/об., скорость 120... 150 м/мин.
Для улучшения обрабатываемости покрытия ПГ-СР2 в него добавляют 15...25 % порошка на никелевой основе НПЧ1, НПЧ2 или НПЧЗ и ПГ-ЮН-04. Однако его износостойкость уменьшается.
Покрытия из сормайта рекомендуется обрабатывать шлифовальным кругом 34А40СМ16К из хромистого электрокорунда, а покрытия УС-25 и ФБХ-6-2—шлифовальным кругом 64С25СМ16К из карбида кремния. Черновое шлифование ведут с окружной скоростью круга и детали соответственно 35 м/с и 11 м/мин. Данные о поперечной подаче при врезном шлифовании приведены в таблице 3.21.
При шлифовании используют круги из эльбора (кубический нитрид бора, состоящий из бора и азота). По твердости он близок к алмазу, а по теплостойкости превосходит его примерно в 2 раза. По сравнению с абразивными инструментами из электрокорунда, карбида кремния и даже синтетических алмазов у эльборных кругов более высокие режущая способность и стойкость и меньший (в 3...5 раз) удельный расход эльбора. За счет этого повышаются точность обработки и качество поверхностного слоя деталей. Возможно применение эльборных абразивных инструментов при обработке деталей после наплавки, хромирования и осталивания.
При использовании алмазного инструмента увеличивается производительность процесса и ресурса деталей (в 1,2...2,0 раза) и снижается себестоимость их восстановления. В ремонтном производстве наиболее широко применяют алмазную обработку хонингова-нием, притирку, полирование и суперфиниширование.
Алмазное хонингование служит для ремонта гильз цилиндров, обработки отверстий нижних головок шатунов, тормозных цилиндров и др. Такая обработка способствует повышению стойкости инструмента (брусков) в 150...300 раз, точности деталей на 70 %, производительности обработки, снижению шероховатости поверхности на 1...2 класса и расходов на инструмент на 30...40 %.
Применяют бруски, содержащие синтетические алмазы марок АСР, АСВ и АСК при их концентрации 50... 100 %. Зернистость алмазов выбирают в зависимости от вида обработки (предварительная, чистовая и окончательная) в пределах 500/400 до 20/14. Используют также металлические (М1 и др.) и пористые (МП2, МП4и МП5) связки. Окружная скорость вращения хонинговальной головки 70...80 м/мин, скорость ее возратно-поступального движения 12... 15 м/мин, давление брусков 0,3... 1,5 МПа (в зависимости от характера обработки). За счет крупнозернистых алмазных хонинговальных брусков (500/400...400/315) снимаются большие припуски.
Гильзы двигателей ремонтируют одним хонингованием в три операции, заменив операцию расточки гильз на операцию хонингования крупнозернистыми брусками. При этом повышаются производительность процесса (примерно в 2,5 раза) и точность обработки деталей.
Разновидности хонингования — отделочное хонингование эластичными брусками и плосковершинное хонингование.
Отделочное хонингование эластичными брусками применяют для чистовой обработки точных отверстий деталей (гильз цилиндров и Др.). Режущими элементами служат алмазные зерна, закрепленные в каучуксодержащих связках. Эластичность связок в зависимости от марки изменяется в широких пределах, что позволяет обрабатывать ими различные материалы. Достоинство эластичных брусков заключается в ослаблении влияния разновысотности алмазных зерен на шероховатость поверхности. Выступающие зерна больше внедряются в упругую связку, в результате чего глубина царапания отдельными зернами обработанной поверхности становится более стабильной и снижается шероховатость поверхности.
|
|
При обработке чугунных и стальных деталей применяют бруски на каучуксодержащих связках Р11 и Р11Т, подвергнутых дополнительной термообработке в целях повышения твердости, с зернистостью алмазов АСО 65/50. Алмазные эластичные бруски превосходят по стойкости обычные абразивные в 100 раз, а алмазные на металлической связке М1 — в 3...12 раз. Кроме того, при их использовании увеличивается долговечность опорных (несущих) поверхностей. Шероховатость обработанной поверхности после хонингования брусками соответствует 106.. ЛОв классам. Стойкость их комплекта при восстановлении чугунных гильз автомобилей ЗИЛ-130 составляет 15.... 20 тыс. деталей.
Алмазные эластичные бруски можно применять также при суперфинишировании поверхностей валов.
Плосковершинное хонингование — процесс обработки, сущность которого заключается в формировании на гильзах и цилиндрах микропрофиля с большой опорной поверхностью и углублениями (масляными карманами) для размещения смазки. В результате сокращается длительность приработки, повышается износостойкость гильз и цилиндров, уменьшается или остается без изменений расход масла на угар.
Процесс включает в себя две операции: предварительное и окончательное хонингование. При первой на поверхности гильз образуется исходный профиль. В процессе второй срезаются вершины исходного профиля и образуются площадки. Таким образом, плосковершинный профиль представляет собой чередование глубоких впадин (рисок или масляных карманов) и плоских вершин (плато).
Микрогеометрия внутренней рабочей поверхности зеркала гильзы после плосковершинного хонингования — редкая сетка впадин глубиной до 7 мкм с площадками между ними и с высотой неровностей 0,5...1,0 мкм (10в...9б классы), суммарной площадью от 1/2 до 2/3 общей площади поверхности гильзы. Относительная опорная длина профиля на уровне ниже нулевой линии на 1 мкм составляет/р = 50...75 %.
|
|
При предварительном хонинговании автомобильных гильз используют бруски АРВ1 (АСБ) 125/100 МК2 100% или АРК4 (АСПК) 125/100 МКЗ 100 %, при окончательном — безалмазные антифрикционные бруски М5-15 или бруски на эластичной резиновой связке.
При плосковершинном хонинговании уменьшается трудоемкость процесса окончательного хонингования в 2,0...2,5 раза и повышается износостойкость гильз на 30 %.
Полирование алмазными (абразивными) лента м и применяют для получения высокого класса шероховатости поверхностей цилиндрических, эксцентричных и фасонных деталей на токарных или круглошлифовальных станках. В частности, полируют шейки и галтели коленчатых валов.
Устройство для полирования деталей типа тел вращения бесконечной алмазной (абразивной) лентой установлено на продольном суппорте токарного станка через плиту 11 (рис. 3.65). Бесконечная лента 1 надета на ролик 2 и шкив 7. Последний получает вращение от электродвигателя 10 мощностью 1 кВт через клиноременную передачу 9 и дифференциальный механический вибратор 8.
Вибратор Услужит для придания ленте / (совместно с роликом 2 и шкивом 7) колебательного движения параллельно оси детали. Ленту опускают на деталь с помощью рукоятки 3 через упругую пластинку 4, стержень 5 и кронштейн 6.
Для обработки восстановленных деталей используют ленту длиной 1500...2200 мм и шириной до 60 мм. Применяют абразивную ленту типа ЛСВТ зернистостью 8-М28, или алмазную типа АЛШБ, или АСО-100%-Р9 зернистостью 80/63...40/28. Скорость перемещения ленты 35 м/с, поперечное колебательное движение с амплитудой 2...6 мм и частотой 300...900 колебаний в 1 мин при наличии вращательного движения детали и движения продольной подачи ленты (устройства) от станка.
В процессе обработки получаются 9... 11-й классы шероховатости поверхности при исходных 9...8-м классах.
Алмазная (эльборная) притирка служит в качестве финишной операции для получения герметичности клапанов и плунжерных пар топливных насосов. В процессе притирки эльборной пастой (зернистостью ЛМ40, консистенцией МО и концентрацией эльбора 20 %) клапанов на притирочном станке ОПР-1841А взамен абразивной снижается время обработки в 5...7 раз. При снятии огранки плунжера и торцов втулки топливных насосов уменьшаются машинное время (в 1,5...2,0 раза) и шероховатость поверхности (на 1...2 класса).
Плунжерные пары топливного насоса УТН-5 восстанавливают парофазным диффузионным хромированием в вакууме по следующей технологии. Черновую обработку деталей ведут шлифованием на станке ЗВ182 алмазными кругами типа 1А1 350х50х127АС6 100/80 МВ-1 при 100%-й концентрации, частоте вращения шлифовального и ведущего кругов соответственно 1890 и 46 мин~'. Подача •0,42 мм/мин, время шлифования 6...8 с. Плунжеры и втулки доводят карбидотитановыми пастами. Для предварительной обработки служит паста КТ 10/7 30%-й концентрации, а для окончательной — КТЗ/2 20%-й концентрации.
Разработаны электрохимические методы обработки деталей. К ним относят электроконтактную (анодно-механическую) черновую обработку, электрохимическое шлифование и доводку (полирование).
Электроконтактная черновая обработка основана на комбинированном воздействии электрических, тепловых и механических факторов на данную обрабатываемую заготовку. Инструментом служит вращающийся дисковый электрод из стали, который соединен с отрицательным полюсом источника постоянного тока, а деталь — с положительным. В зону контакта инструмента и детали подается электролит (эмульсия).
Место контакта дискового электрода и детали характеризуется повышенным сопротивлением для электрического тока. Поэтому проходящий через него электрический ток разогревает, размягчает и даже плавит металл. Чтобы предотвратить плавление, следует сообщать инструменту высокую окружную скорость (15...25 м/с). При электроконтактной обработке можно резать металл, а также проводить поверхностную черновую обработку наплавленных слоев. В процессе обработки наплавленных цилиндрических деталей установка должна быть размещена на суппорте токарного станка и иметь продольную подачу.
Режим процесса: напряжение на электродах 2..3 В; сила тока короткого замыкания 300...600 А; сила рабочего тока 100...200 А; расчетная плотность тока 5...30 А/мм2, давление 60...80 кПа, интенсивность съема металла 1000... 10000 мм3/мин. Его применяют для черновой обработки наплавленных поверхностей со значительными припусками на обработку.
Электрохимическое шлифование и доводка (полирование) служат для обработки деталей, восстановленных твердосплавными покрытиями.
Токопроводящий абразивный круг соединен с отрицательным полюсом источника 1 (рис. 3.66) постоянного тока через скользящий контакт 2. Обрабатываемую заготовку -/присоединяют к положительному полюсу. Резистор 5 предназначен для регулирования силы тока в цепи. В зону обработки подают электролит (раствор жидкого стекла, раствор хлорида натрия и карбонада натрия с антикоррозионной добавкой нитрата натрия). Абразивный круг 3 и деталь вращаются, а последняя еще и продольно подается. Процесс характеризуется анодным растворением металла поверхности детали и абразивным резанием. Причем основной съем металла происходит за счет анодного растворения. В качестве абразивных токопроводящих кругов применяют круги М5-5 и М5-4 на алюминиевой связке.
Детали обрабатывают в два прохода (шлифованием и доводкой), отличающиеся электрическими режимами. При большой плотности тока повышается съем металла, но при этом возрастает и шероховатость поверхности. Режим шлифования: рабочее напряжение 20...30 В, плотность тока 20...30 А/см2; давление круга 15...20 МПа. Режим доводки: рабочее напряжение 5...15 В; плотность тока 3... 5 А/см2; давление круга 20...25 МПа. Окружная скорость круга при шлифовании и доводке 15... 18 м/с. В процессе доводки достигают 10-го класса шероховатости.
Дальнейшее развитие находит электрохимическое шлифование с применением алмазных токопроводящих кругов. Его особенности заключаются в достижении высокой плотности тока (до 200 А/см2) и низкого напряжения (6... 10 В). Применяют круги на связке МВ1, МО13Э и алмазах АСР и АСВ зернистостью 125/100 или 160/125 100%-й концентрации. Окружная скорость круга 20...25 м/с.
При использовании электрохимического шлифования твердосплавных покрытий по сравнению с механическим шлифованием увеличивается производительность металлосъема в 1,5...4,0 раза и более. Для повышения производительности их обработки используют вместо обычного хонингования и суперфиниша электрохимическое хонингование и суперфиниширование.
Для улучшения качества восстанавливаемых поверхностей применяют пластическое деформирование; методы отделочной обработки (хонингование, суперфиниширование, притирку); специальные режимы обработки.
Чтобы повысить износостойкость деталей, можно использовать финишную антифрикционную безабразивную обработку (ФАБО). Ее сущность заключается в том, что поверхности трения деталей покрывают тонким слоем (1...3 мкм) бронзы или меди, вследствие чего они приобретают высокие антифрикционные свойства и контактную жесткость. Разновидности ФАБО: нанесение покрытий прутком из бронзы или меди; обработка деталей в жидких средах, содержащих химические соединения металлов (медь, олово, висмут и др.), способных восстанавливаться (выделять чистый металл) на поверхностях деталей под воздействием роликов, брусков и щеток; нанесение твердосмазочных покрытий в виде графита, дисульфида молибдена натиранием брусками из этих материалов.
Наибольший интерес для деталей типа гильз цилиндров представляет ФАБО в виде хонингования антифрикционными брусками из дисульфида молибдена МА (М5-15) или латуни и меди. В качестве технологической жидкости используют следующий состав: глицерин — 35 %; хлорид меди — 3; эмульсол НГЛ-205 — 3 %; остальное — вода. В случае использования брусков из дисульфида молибдена и приведенного технологического состава жидкости рабочие поверхности гильз покрывают медью и дисульфидом молибдена. Износостойкость гильз цилиндров с медь-дисульфидмолибде-новым покрытием возрастает в 2 раза, а поршневых колец — в 1,9 раза.
ФАБО применяют также для обработки шеек коленчатых валов двигателей. Обработку ведут на токарных станках с использованием «жимков», покрытых войлоком, или специальных обжимок с медными вставками и технологической жидкости. ФАБО возможна также и на станках для суперфиниша шеек коленчатых валов.
Пути повышения производительности механической обработки. Основными составляющими штучного времени (времени на обработку одной детали на определенном станке) служат основное (машинное) и вспомогательное (время на установку и снятие детали, управление станком, подвод и отвод инструмента, измерение детали) время. Сумму основного и вспомогательного времени называют оперативным временем.
Время обслуживания рабочего места и время на отдых берут в процентах от оперативного. Первое составляет 3...8 %, а второе — 4...9 % оперативного времени, т.е они занимают сравнительно небольшую долю в штучном времени.
Основное время составляет 30...75 % штучного времени. Вот почему для снижения последнего, а следовательно, и повышения производительности при работе на станках необходимо уменьшать основное и вспомогательное время.
Основное время можно сократить за счет снижения числа приходов /. Для этого следует уменьшить припуски и увеличить глубину резания. Кроме этого существует еще два пути уменьшения машинного времени — увеличение скорости резания (скоростное резание) и подачи (силовое резание). Первый характеризуется применением инструментов, оснащенных твердыми сплавами. Второй требует соблюдения ряда условий (правильного выбора марки твердого сплава и геометрических параметров режущей части инструментов).
Следует иметь в виду, что шероховатость поверхности ограничивает подачу. При обдирочных работах последняя может быть ограничена прочностью резца и механизма подачи станка, допустимым вращающим моментом на шпинделе станка. Во всех случаях надо работать с максимально технологически возможной подачей.
Вспомогательное время можно уменьшить с помощью быстродействующих зажимных приспособлений автоматизации измерения детали и т.п.
К другим способам повышения производительности механической обработки относят замену способа обработки на другой, более производительный, применение многорезцовых и многошпиндельных станков, автоматов и полуавтоматов, станков непрерывного действия, с программным управлением, многооперационных типа «обрабатывающий центр» для обработки корпусных деталей, а также автоматических линий. Например, в большинстве случаев при обработке плоских деталей замена строгания фрезерованием повышает производительность процесса. При использовании обдирочного хонингования крупнозернистыми брусками вместо операции расточки гильз цилиндров автотракторных двигателей производительность обработки увеличивается примерно в 2,5 раза.
В процессе эксплуатации многорезцовых и многошпиндельных станков повышается производительность процесса за счет одновременной обработки деталей несколькими инструментами. В фрезерных станках непрерывного действия совмещаются основное и вспомогательное время, что приводит к росту производительности.
Станки с программным управлением производительнее в 2...3 раза по сравнению с обычными, причем они могут быть применены даже в условиях серийного и мелкосерийного производств. Благодаря обрабатывающим центрам повышается производительность за счет совмещения операций и уменьшения затрат вспомогательного времени.