Состав МТ и их конструктивные схемы

Классификация магистральных трубопроводов и разделение их на категории.

В соответствии со СНиП 2.05.06-85 МТ классифицированы следующим образом. ГП подразделены на два класса: I класс - рабочее давл-е газа от 2,5 до 10 МПа включительно; II класс - ГП с ра­бочим давлением газа от 1,2 до 2,5 МПа включительно. НП и нефтепродуктопр-ды подразделены на четыре класса: I класс - при усл. диаметре свыше 1000 до 1200 мм; II класс - при усл. диаметре труб свыше 500 до 1000 мм включительно; III класс - при усл. диаметре труб свыше 300 до 500 мм включительно; IV класс – тр-ды с условным диаметром 300 мм и менее.

Разделение трубопроводов и их участков на категории

Наряду с этой классификацией СНиП 2.05.06-85 устанавли­вает для МТ категории, кот-е требуют обеспечения соответствующих прочностных характеристик на любом участке тр-да, а также прове­дения ряда операций контрольного характера, связанных с про­веркой качества сооружаемого тр-да без исключения из такой проверки каких-либо участков.

Приведенная класс-ция и категории тр-дов оп­ределяют в основном требования, связанные с обеспечением прочности или неразрушимости труб. В северной природно-климатической зоне все тр-ды относятся к III категории. Исходя из этих же требований, в СНиП 2.05.06-85 опре­делены также и категории, к которым следует относить не только тр-вод в целом, но и отдельные его участки. Не­обходимость в такой классификации объясняется различием условий, в которых будет находиться тр-вод на тех или иных уч-ках местности, и возможными последствиями в слу­чае разрушения тр-да на них.

Классификация трубопроводов и их участков по сложности строительства

Условия строительства могут изменяться от нормальных, т. е. таких, при кот-х возможна организация непрерывного строитель­ного потока, при наибольшей производительности строительных и монтажных подразделений, до крайне сложных, при которых, несмотря на все затрачиваемые усилия, темп СМР значительно снижа­ется по сравнению с темпом работ при нормальных условиях.

К участкам I категории сложно­сти относятся подводные и надводные переходы через реки, имеющие ширину по зеркалу воды более 50 м, болота II и IIIтипов, барханные незакрепленные пески, отдельные про­дольные уклоны крутизной более 30° и протяженностью более 100 м, горные участки с чередованием подъемов и спусков кру­тизной от 10° и более, поворотов и наличием косогорных участков любой крутизны, вечномерзлые грунты.

К участкам II ка­тегории сложности относятся подводные и надводные переходы через реки шириной по зеркалу воды до 50 м, закрепленные барханные пески, болота I типа, продольные уклоны крутизной до 30°, косогорные участки с боковой крутизной до 15°, под­земные и воздушные переходы через ж/д, отдель­ные продольные уклоны крутизной более 30° и протяженностью менее 100 м, овраги и балки.

К участкам III категории слож­ности относятся участки, не вошедшие в I и II категории.

при наличии в общей длине трассы более 50% участков I и II категорий сложности, в том числе не менее 30% I катего­рии,- трасса особой сложности;

при наличии от 15 до 50% участков I и II категорий слож­ности, в том числе не менее 10% I категории,- трасса повы­шенной сложности;

при наличии до 15% участков I и II категорий сложности - трасса нормальной сложности.


Магистральными называют тр-ды, по которым нефть, нефтепродукты, природные или искусственные газы (в газооб­разном или сжиженном состоянии), вода перекачиваются от мест добычи, переработки, забора (начальная точка трубопро­вода) к местам потребления (конечная точка). В зависимости от вида транспортируемого продукта тр-ды получают название, характеризующее его целевое назначение: ГП, НП, нефтепродуктопровод, конденсатопровод, во­допровод, аммиакопровод, тр-вод контейнерного транспорта и т.д.

Состав магистральных тр-дов

Магистральный ГП в общем случае включает следую­щие группы сооружений: головные, линейные (соб­ственно ГП), КС, ГРС в конце тр-да, подзем­ные хранилища газа (ПХГ), объекты связи, системы эл.защиты сооружений тр-да от коррозии, вспомогательные сооружения, обеспечивающие бесперебойную работу ГП (линии эл.пере­дач, водозаборные устройства и водопроводы, канализация и т.п.), объекты ремонтно-эксплуатационной службы (РЭП), административные и жилищно-бытовые сооружения.

В комплекс головных сооружений входят установки по очистке газа от мех. примесей, влаги, установки отде­ления от газа серы и высокоценных компо­нентов (гелия и др.). К ГС относятся и КС в начальной точке ГП.

Для очистки газа от механических примесей используют го­ризонтальные и вертикальные сепараторы, цилиндрические мас­ляные и циклонные пылеуловители. В сепараторах отделяется примесь от газа.

Осушку газа осуществляют абсорбционным (с жидким поглотителем) и адсорб­ционным (с твердыми поглотителями) способами. Для улавливания жидкости и твердых примесей, оставшихся в газе после очистных устройств, на головном участке ГП врезают конденсатосборники и предусмат­ривают дренажные устройства. Головная КС отличается от линейной тем, что на ее терри­тории размещены все установки по подготовке газа к дальней перекачке.

Линейная часть ГП представляет со­бой непрерывную трубу м/у отдельными КС, пересекаю­щую на всем протяжении от начальной до конечной точек множество естественных и искусственных препятствий.

КС представляют собой площадочный комплекс сооружений, включающий объекты: КЦ, содержащий установки для компримирования (сжатия) газа, установки ПУ, попутной очистки газа от вредных примесей, установки охлаждения газа.

ГРС предназначены для сниже­ния давления газа до уровня, необходимого потребителям газа (от 0,3 до 1,2 МПа). Кроме того, на ГРС осуществляется до­полнительная очистка и осушка газа и.

Подземные хранилища газа обеспечивают регулирование се­зонной неравномерности потребления газа. Сооружают их в вы­работанных нефтяных и газовых месторождениях, а также в благоприятных геологических структурах (водоносные пори­стые пласты). Для хранения газов хранилища сооружают в от­ложениях каменной соли.

Магистральные НП и нефтепродуктопровод вклю­чают следующие группы сооружений:

головные, состоящие из ГНС, на кот-й происходит сбор и накапливание нефти и нефтепро­дуктов, предназначенных для дальнейшей транспортировки по МТ, и подводящих тр-дов, по которым перекачивается нефть с промысла или нефтепро­дукты с завода в резервуары головной станции;

линейную часть, состоящую из собственно тр-да с от­ветвлениями и лупингами (лупинг – тр-вод, идущий па­раллельно с основным на некотором участке), запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные преграды, компенсаторами; установок электрохим. защиты; линии технологической связи (кабельные воздушные и радиорелей­ные); сооружения линейной службы эксплуатации; постоянных вдольтрассовых дорог и подъездов к ним; вдольтрассовых линий эл.передач и других объектов; назначение линейных соору­жений - обеспечение заданных режимов перекачки нефти или нефтепродукта;

промежуточные перекачивающие станции, которые прини­мают и направляют нефть и нефтепродукты далее по тр-ду до следующей станции, к конечным и промежуточным рас­пределительным пунктам;

конечные пункты, которыми при перекачке сырой нефти обычно являются нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ); если в конце тр-да находится группа заводов, то со­оружают распределительную нефтебазу, на которой нефть учитывается, хранится и распределяется между заводами; конеч­ным пунктом нефтепродуктопровода является крупная нефте­база, снабжающая нефтепродуктами район или область.

На ГНС размещаются резервуарный парк, основная и под­порная насосные, внутриплощадочные тр-ды, уста­новка счетчиков, площадка запуска скребкового очистителя (на нефтепродуктопроводах - шаровых разделителей), поме­щение с фильтрами тонкой очистки, системы общего и оборот­ного водоснабжения, канализации, эл.снабжения, здания административно-бытового и эксплуатационно-хозяйственного назначения, включая лабораторию, ремонтно-механическую мастерскую, склад ГСМ. Резервуар­ный парк предназначается для приемки и сдачи нефти и нефтепродуктов, разделения нефтепродуктов по сортам, а также для их приемки в случае аварийной остановки нефтепровода или нефтепродуктопровода. Промежуточные насосные станции отличаются от ГНС меньшим объемом резервуарного парка или его отсутствием.

Конечные пункты включают в основном емкости (резерву­ары) для приема поступающего продукта и подачи его на НПЗ или нефтебазы районного (областного) значения. Располага­ются эти базы обычно в узлах железных дорог, вблизи мор­ских и речных портов. На конечном пункте производятся сле­дующие операции, характерные для крупной перевалочной неф­тебазы: прием и учет нефтепродуктов, наполнение и хранение необходимых запасов их, перекачка на водный и железнодо­рожный транспорт, распределение нефтепродуктов районным потребителям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: