В общем случае должны предусматриваться следующие транспортные и погрузочно-разгрузочные операции:
погрузка труб на заводе-изготовителе и перевозка ж/д транспортом;
выгрузка и временное складирование труб на прирельсовом складе и в портах;
погрузка на автомобильный и другой вид транспорта;
перевозка труб на базисный или притрассовый склад;
погрузка и транспортировка трубных секций на трассу ремонта (строительства) тр-да;
выгрузка и раскладка труб по трассе.
Доставка труб должна осуществляться железнодорожным, автомобильным, гусеничным, водным или воздушным транспортом.
Стальные трубы, в том числе с изоляционным покрытием, от завода-изготовителя к потребителю перевозят в основном по железной дороге, в четырехосных полувагонах.
Отгрузкой труб с завода-изготовителя, как правило, занимаются изготовители.
Выгрузку труб из железнодорожных полувагонов следует осуществлять по двум схемам: полувагон - склад - трубовоз или полувагон - трубовоз.
Выгрузку труб из полувагонов и погрузку их на транспортные средства производят в следующей последовательности:
полувагоны с трубами подают на место разгрузки;
кран на прирельсовой разгрузочной площадке устанавливают в рабочее положение;
снимают скрутки, крепящие трубы в полувагоне;
крюк со стропом или несколькими стропами подают на середину полувагона;
трубу стропуют, поднимают, перемещают и грузят на трубовоз;
так же выгружают вторую трубу;
уложенные на трубовозе трубы закрепляют.
При разгрузке труб с заводским изоляционным покрытием особое внимание следует уделять сохранности изоляционного покрытия. Все грузоподъемные средства (их рабочие органы) должны быть оборудованы защитными устройствами.
Для выполнения подъемно-транспортных операций и перемещения на короткие расстояния секций труб с наружной изоляцией применяют мягкие полотенца с трубоукладчиком.
Для выполнения подъемно-транспортных операций с трубами без изоляции на трубосварочной базе и в трассовых условиях используют трубоукладчики, оснащенные кольцевыми стропами, надеваемыми на трубы удавкой.
Автоматическую строповку и расстроповку труб и секций труб при их подъеме и перемещении трубоукладчиком производят с помощью клещевых захватов.
Трубы укладывают в штабель рядами по вертикали и располагают их в седловинах между трубами нижележащего ряда (расстояние между смежными штабелями не менее 1 м).
В качестве средств механизации погрузочно-разгрузочных работ для высокорядного складирования используют козловые и башенные краны, автокраны, гусеничные краны, автоматические захваты, а для низкорядного складирования автомобильные и пневмоколесные краны, краны-трубоукладчики, торцевые захваты, траверсы и т.д.
Одиночные трубы от пунктов временного складирования до трубосварочных баз должны транспортироваться трубовозами на шасси полноприводных автомобилей "Урал-375Е", ЗиЛ-131, КрАЗ-255Б и др.
Для перевозки труб в сложных дорожных условиях следует использовать гусеничный транспорт, в том числе снегоболотоходы.
Секции труб длиной до 36 м от трубосварочных баз до трассы строительства трубопровода перевозят трубоплетевозами на базе автомобилей, колесных и гусеничных тракторов.
Секции труб, доставленные к месту производства монтажных работ, должны разгружаться с транспортных средств трубоукладчиками в следующем порядке:
подъем конца секции трубы на тягаче, поперечное его перемещение с помощью стрелы и опускание на лежки или грунт;
передвижение трубоукладчика к другому концу секции трубы;
подъем, поперечное перемещение и опускание секций на лежки или грунт.
Разгрузку изолированных секций трубоукладчиком, оснащенным мягким полотенцем или клещевым захватом, выполняют следующим образом: поднимают задний конец секции и опускают наклоном стрелы на лежку;
трубоукладчик перемещается к другому концу секции;
поднимают этот конец и также опускают наклоном стрелы на лежку.
Трубы и секции, уложенные на поперечных склонах свыше 5°, во избежание скатывания или сползания должны быть закреплены.