Пытанні і заданні для самакантролю
1. Дайце характарыстыку cям‘і марэнавыя.
2. Ахарактарызуйце расліны cям‘і паслёнавыя.
3. Якія асаблівасці cям‘і бурачнікавыя?
4. Назавіце характэрныя прыкметы раслін cям‘і ясноткавыя.
5. Якія адрозненні раслін cям‘і ясноткавыя ад cям‘і залознікавыя?
Общие, понятия. На земном шаре произрастает свыше 450 тыс. видов растений. Систематика растений занимается изучением и описанием этих видов, установлением родства между видами и другими систематическими единицами, классификацией их. Изучая историю развития растительного мира, она восстанавливает процесс эволюции его от простейших до наиболее сложных организмов. Современная система растительного мира создана на основе истории развития растений, поэтому она и называется филогенетической (от греческих слов филон — род, вид и генез — происхождение).
Для выполнения перечисленных задач систематика пользуется разными методами. Сравнительно-морфологический метод заключается в изучении внешнего вида растений и на основании морфологического сходства выяснения степени их родства. Анатомический метод состоит в выяснении родства данных видов на основании изучения сходства их анатомического строения. Палеонтологическим методом устанавливается родство более крупных систематических единиц (отделов, классов, порядков) путем изучения палеонтологических и восстановления строения вымерших промежуточных форм растений. Географическим методом, основанным на изучении степени отдаленности областей распространения — ареалов данных видов, выясняется общность их происхождения.
|
|
При помощи этих и некоторых других методов систематика восстанавливает общую картину развития растительного мира. Лесоводов систематика, кроме того, знакомит со всеми компонентами леса, не только деревьями и кустарниками, но и с травянистыми растениями, мхами, лишайниками, грибами и даже микроорганизмами, играющими большую роль в процессах, происходящих в лесных почвах.
Систематика — один из самых древних разделов ботаники. Человек с давних пор пользовался окружающими его растениями, а следовательно, и изучал их внешний вид, возможность использования в пищу, для лечения, для других практических целей, степень их ядовитости. С расширением этих знаний появилась необходимость в систематизации их. За долгие годы развития науки было предложено много систем. Вначале это были искусственные системы, классифицирующие растения по какому-то одному признаку, например по строению плодов, по форме венчиков. Из них наиболее удобной была система, предложенная шведским натуралистом К. Линнеем (1707—1778 гг.). Он впервые указал на значение тычинок и пестиков в размножении растений, отметил постоянство в строении цветков и на основе числа тычинок в цветках разделил все виды на 24 класса. Эта система была очень простой и господствовала в науке долгие годы. Он же ввел в науку двойные латинские названия — родовые и видовые, которые и сейчас приняты в ботанике и зоологии.
|
|
К. Линней понимал, что его система несовершенна, и позднее писал о необходимости создания естественной системы, объединяющей виды на основе не одного какого-то случайного признака, а по совокупности многих признаков. Первая естественная система растительного мира была предложена в начале XIX в. французским ботаником А. Жюссье, а несколько позднее, более совершенная,— швейцарским ботаником О. Декандолем.
Современные филогенетические системы могли возникнуть только после распространения в биологии эволюционного учения Ч. Дарвина, так как в их основу положено развитие растительного мира. В то же время эти системы наиболее правильно отражают эволюцию растений от простейших форм к высшим.
Восстановление картины развития растительного мира — задача очень сложная и многие положения остаются пока спорными. Наиболее известными являются системы: австрийского ботаника Р. Веттштейна (1901), немецкого ботаника А. Энглера (1912), русского ботаника X. Гоби (1916), английского ботаника Д. Хатчинсона (1930), советских ботаников Н. Буша (1930), А. Гроссгейма (1945), А. Тахтаджяна (1970) [5, 18, 15].
Главной систематической единицей живых организмов (в том числе и растений) является вид, который можно определить как совокупность подобных друг другу особей, свойства которых передаются по наследству потомству. Ч. Дарвин показал, что вид — это понятие историческое, он возникает, развивается, меняется, исчезает, но эти процессы происходят в течение длительных периодов. Вид неразрывно связан со средой, в которой он живет, развивается, которая на него сильно влияет, так же как и окружающие его другие растительные и животные организмы.
Сходные, близкородственные виды в систематике объединяются в более крупные понятия — роды, близкие роды — в семейства, семейства — в порядки и отделы.
Виды имеют двойные названия — родовое и видовое: сосна обыкновенная — Pinus sylvestris L., сосна крымская — Pinus pallasiana D. Don. В таком двойном названии, например сосна обыкновенная, первое слово указывает на принадлежность растения к роду сосна, обозначается именем существительным и на латинском языке, пишется с большой буквы. Второе слово в названии указывает на принадлежность растения к определенному виду, обозначается именем прилагательным и пишется на латинском языке с маленькой буквы. Международными названиями видов растений являются латинские. В научной литературе после латинского видового названия растений ставят заглавную букву или сокращенно пишут фамилию автора, который описал данный вид впервые, например Pinus sylvestris L. (Линней).
Из предложенных в настоящее время систем остановимся на новейшей системе, приведенной академиком А. Л. Тахтаджяном [5, 15, 18]. В этой системе все живые организмы делятся на два надцарства: А — надцарство Доядерные (не имеющие в клетках ядер), к ним относятся подцарство Бактерии и под-царство Сине-зеленые водоросли; Б — надцарство Ядерные (в клетках которых имеется ядро), к ним относятся три царства — Животные, Грибы и Растения. Царство Растения состоит из трех подцарств: Багрянки, Настоящие водоросли и Высшие растения.
Высшие растения делятся по новым системам на 8 отделов: 1) риниевые, 2) моховидные, 3) псилотовые, 4) плауно-видные, 5) хвощевидные, 6) папоротниковидные, 7) голосеменные и 8) покрытосеменные. Изложенные выше системы пока широко в учебную литературу не вошли. Поэтому в настоящем учебнике материал дан по системе, с которой учащиеся техникумов встречаются в учебниках, определителях и справочниках по своей специальности.
Все растения по древности происхождения, по строению и образу жизни делятся на две большие группы: низшие и высшие.