Систематика растений

Пытанні і заданні для самакантролю

1. Дайце характарыстыку cям‘і марэнавыя.

2. Ахарактарызуйце расліны cям‘і паслёнавыя.

3. Якія асаблівасці cям‘і бурачнікавыя?

4. Назавіце характэрныя прыкметы раслін cям‘і ясноткавыя.

5. Якія адрозненні раслін cям‘і ясноткавыя ад cям‘і залознікавыя?

Общие, понятия. На земном шаре произрастает свыше 450 тыс. видов растений. Систематика растений занимается изу­чением и описанием этих видов, установлением родства между видами и другими систематическими единицами, классифика­цией их. Изучая историю развития растительного мира, она вос­станавливает процесс эволюции его от простейших до наиболее сложных организмов. Современная система растительного мира создана на основе истории развития растений, поэтому она и называется филогенетической (от греческих слов филон — род, вид и генез — происхождение).

Для выполнения перечисленных задач систематика пользу­ется разными методами. Сравнительно-морфологиче­ский метод заключается в изучении внешнего вида растений и на основании морфологического сходства выяснения степени их родства. Анатомический метод состоит в выяснении род­ства данных видов на основании изучения сходства их анато­мического строения. Палеонтологическим методом уста­навливается родство более крупных систематических единиц (отделов, классов, порядков) путем изучения палеонтологиче­ских и восстановления строения вымерших промежуточных форм растений. Географическим методом, основанным на изучении степени отдаленности областей распространения — ареалов данных видов, выясняется общность их происхож­дения.

При помощи этих и некоторых других методов систематика восстанавливает общую картину развития растительного мира. Лесоводов систематика, кроме того, знакомит со всеми компо­нентами леса, не только деревьями и кустарниками, но и с тра­вянистыми растениями, мхами, лишайниками, грибами и даже микроорганизмами, играющими большую роль в процессах, про­исходящих в лесных почвах.

Систематика — один из самых древних разделов ботаники. Человек с давних пор пользовался окружающими его растени­ями, а следовательно, и изучал их внешний вид, возможность использования в пищу, для лечения, для других практических целей, степень их ядовитости. С расширением этих знаний поя­вилась необходимость в систематизации их. За долгие годы развития науки было предложено много систем. Вначале это были искусственные системы, классифицирующие расте­ния по какому-то одному признаку, например по строению пло­дов, по форме венчиков. Из них наиболее удобной была си­стема, предложенная шведским натуралистом К. Линнеем (1707—1778 гг.). Он впервые указал на значение тычинок и пе­стиков в размножении растений, отметил постоянство в строе­нии цветков и на основе числа тычинок в цветках разделил все виды на 24 класса. Эта система была очень простой и господст­вовала в науке долгие годы. Он же ввел в науку двойные ла­тинские названия — родовые и видовые, которые и сейчас при­няты в ботанике и зоологии.

К. Линней понимал, что его система несовершенна, и позд­нее писал о необходимости создания естественной системы, объединяющей виды на основе не одного какого-то случайного признака, а по совокупности многих признаков. Первая естест­венная система растительного мира была предложена в на­чале XIX в. французским ботаником А. Жюссье, а несколько позднее, более совершенная,— швейцарским ботаником О. Декандолем.

Современные филогенетические системы могли воз­никнуть только после распространения в биологии эволюцион­ного учения Ч. Дарвина, так как в их основу положено разви­тие растительного мира. В то же время эти системы наиболее правильно отражают эволюцию растений от простейших форм к высшим.

Восстановление картины развития растительного мира — за­дача очень сложная и многие положения остаются пока спор­ными. Наиболее известными являются системы: австрийского ботаника Р. Веттштейна (1901), немецкого ботаника А. Энглера (1912), русского ботаника X. Гоби (1916), английского бота­ника Д. Хатчинсона (1930), советских ботаников Н. Буша (1930), А. Гроссгейма (1945), А. Тахтаджяна (1970) [5, 18, 15].

Главной систематической единицей живых организмов (в том числе и растений) является вид, который можно определить как совокупность подобных друг другу особей, свойства кото­рых передаются по наследству потомству. Ч. Дарвин показал, что вид — это понятие историческое, он возникает, развивается, меняется, исчезает, но эти процессы происходят в течение дли­тельных периодов. Вид неразрывно связан со средой, в которой он живет, развивается, которая на него сильно влияет, так же как и окружающие его другие растительные и животные орга­низмы.

Сходные, близкородственные виды в систематике объединя­ются в более крупные понятия — роды, близкие роды — в семейства, семейства — в порядки и отделы.

Виды имеют двойные названия — родовое и видовое: сосна обыкновенная — Pinus sylvestris L., сосна крымская — Pinus pallasiana D. Don. В таком двойном названии, например сосна обыкновенная, первое слово указывает на принадлежность ра­стения к роду сосна, обозначается именем существительным и на латинском языке, пишется с большой буквы. Второе слово в названии указывает на принадлежность растения к опреде­ленному виду, обозначается именем прилагательным и пишется на латинском языке с маленькой буквы. Международными наз­ваниями видов растений являются латинские. В научной лите­ратуре после латинского видового названия растений ставят заглавную букву или сокращенно пишут фамилию автора, ко­торый описал данный вид впервые, например Pinus sylvestris L. (Линней).

Из предложенных в настоящее время систем остановимся на новейшей системе, приведенной академиком А. Л. Тахтаджяном [5, 15, 18]. В этой системе все живые организмы делятся на два надцарства: А — надцарство Доядерные (не имеющие в клетках ядер), к ним относятся подцарство Бактерии и под-царство Сине-зеленые водоросли; Б — надцарство Ядерные (в клетках которых имеется ядро), к ним относятся три цар­ства — Животные, Грибы и Растения. Царство Растения состоит из трех подцарств: Багрянки, Настоящие водоросли и Высшие растения.

Высшие растения делятся по новым системам на 8 от­делов: 1) риниевые, 2) моховидные, 3) псилотовые, 4) плауно-видные, 5) хвощевидные, 6) папоротниковидные, 7) голосемен­ные и 8) покрытосеменные. Изложенные выше системы пока широко в учебную литературу не вошли. Поэтому в настоящем учебнике материал дан по системе, с которой учащиеся техни­кумов встречаются в учебниках, определителях и справочни­ках по своей специальности.

Все растения по древности происхождения, по строению и образу жизни делятся на две большие группы: низшие и выс­шие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: