Сознание как высшая форма отражения

Вопрос о происхождении сознания уже присутствует в основном вопросе философии, в его первой стороне. Следуя материализму, мы утверждаем генетическую и функциональную первичность материального. Это положение является важнейшим мировоззренческим и методологическим основанием для решения проблемы происхождения сознания. Однако диалектическая методология требует завершения анализа синтезом. Метафизическое противопоставление материального и идеального делает непонятным происхождение идеального, также как их отождествление до неразличимости.

Чтобы доказать, что сознание является продуктом естественной эволюции природы, необходимо выяснить какое свойство всего материального по своей глубинной сущности аналогично сознанию.

Еще Джордано Бруно (1548 — 1600) предполагал, что основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. В связи с этим он считал способностью к ощущению универсальным свойством, присущим всей природе «и камень способен чувствовать».

При всей кажущейся наивности и не оригинальности (так как гилозоизм —учение об универсальной одушевлённости материи, разрабатывался еще первыми древнегреческими философами) эта идея содержала в себе очень мощную предпосылку к открытию уже в ХХ веке невиданного доселе атрибута материи - отражения. Это открытие было сделано на основе философского обобщения огромного материала наблюдений и экспериментов естествоиспытателей всего мира на протяжении тысячелетий. Одной из генерализирующих идеей стало эволюционное учение Дарвина, обращенное в ретроспективу становления Метагалактики.

Синтезируя современные определения отражения, можно предложить такой вариант: «Отражение - атрибутивное свойство материи, характеризующееся переносом структуры одной системы в другую систему в процессе их взаимодействия».

Отражение не только связано с эволюцией материи – оно лежит в фундаменте этой эволюции. Так как фундаментальным атрибутом материи является движение, проследить сопряженную эволюцию материи и форм отражения можно на пути анализа эволюции форм движения и взаимодействия.

Здесь пригодится уже рассмотренная классификация Ф.Энгельса.

Исходная форма отражения – механическая, связанное с переносом из одной системы в другую моментов пространственной структуры. Например, след, оставленный метеоритом в почве, любой отпечаток, царапина. Ясно, что как и механическое движение данная форма отражения не представляет собой нечто самостоятельно существующее. Механическая форма отражения - явленческий уровень других, более сложных форм.

Такой является, прежде всего, физическая форма отражения, выступающая, с позиций современной космогонии и космологии основанием всей дальнейшей эволюции Метагалактики. Перенос физической организации нельзя редуцировать к обмену пространственной структурой. Здесь имеет место взаимообмен моментами пространственно-временного континуума. Это и процессы превращения энергии, и обмен одним из видов энергии (например, теплообмен), и явление электромагнитной индукции и все другие процессы.

Запись фильма на CD диск являет собой пример многократного физического отражения с переходом с аналоговой на цифровую систему кодирования и преобразования сигнала, отражающего сложную пространственно-временную структуру изображения и звука, которые сами являются отражением пространственно-временной организации снятых в фильме процессов.

Химическая форма отражения, базируясь на физической, представлена переносом более сложной структуры взаимодействия. Например, углеводородные соединения, представляют взаимный перенос пространственной структуры реагентов. Так, основной стереохимической характеристикой макромолекул полимеров является конфигурация — полное пространственное распределение атомов, образующих такую макромолекулу. Та или иная пространственная конфигурация (структура) определяет свойство полимера.

Биологическая форма отражения, включает в себя все предшествующие и опирается на их, но представляет качественно новый уровень развития материи.

Исходной разновидностью биологического отражения является раздражимость – избирательное реагирование на свойства внешней среды. Раздражимость проявляется в тропизме растений – перемещении их под воздействием света, звука и других раздражителей. Для микроорганизмов раздражимость - это фототаксис (перемещение под воздействием света) и хемотаксис (реакция на химическое воздействие). Все виды раздражимости отличаются от предшествующих форм отражения тем, что раздражимость – всегда приспособительная, адаптивная реакция, а не пассивное восприятие и сохранение некоторой внешней структуры. Отражение для живого – это целенаправленное изменение структуры функционирования под воздействием элементов организации (структур) внешней среды. Может быть, это и есть одно из отличительных особенностей живого.

Более высокие формы отражения для живого являются общими для человека и животных и по механизму и, во многом, по содержанию и характеру передаваемой структурной организации. Это: ощущение, восприятие и представление. У человека эти формы приобретают новое качество, соединяясь с высшей формой отражения – мышлением. Именно эта связь преобразует формы отражения в формы чувственного познания. В связи с этим, мы рассмотрим их несколько ниже.

Различные формы отражения не только строго субординированы в отношении друг друга, но и неразрывно связаны – высшее возникает только на основе низшего и включает в себя это низшее в преобразованном виде.

Поэтому высшие и низшие уровни организации материи постоянно взаимодействуют с взаимным отражением - переносом структур.

Синтетическая теория эволюции изобилует примерами отражения, переноса структуры из абиотического (неживой природы) в биологическое и взаимоотражения биологических видов в процессе сопряженной эволюции.

Открытие Ч. Дарвином механизма органической эволюции показало, что по существу вся эволюция есть адаптациогенез (адаптиогенез) - возникновение, развитие и преобразование приспособлений (адаптаций) в процессе эволюции органического мира. Любой признак организации является адаптивным. Конечности наземных позвоночных животных имеют самое различное строение вследствие приспособления к бегу, рытью, плаванию или полёту, но основа строения конечностей одна и та же — сложный рычаг.

Биологические изменения подготовили и создали основу для изменений в формах отражения.

Долгий путь развития через адаптацию и отбор привел к появлению Homo sapiens – существа мыслящего, человека. В происхождении человека, а следовательно, и в происхождении высшей формы отражения – мышления все исследователи выделяют два уровня детерминации – 1) природно-биологический, 2) социальный.

Мы не можем сегодня переместиться в начало человеческой истории, а факты археологии и палеоантропологии для этого периода очень скудны.

Однако, еще в XIX в. немецкий ученый Эрнст Геккель (1834 —1919) открыл биогенетический закон, состоящий в том, что индивидуальное развитие особи (онтогенез) является коротким и быстрым повторением (рекапитуляцией) важнейших этапов эволюции вида (филогенеза). Это обстоятельство позволяет рассматривать развитие человеческого индивида как модель становления человечества.

Используя этот метод, можно выявить следующие биологические детерминанты родового развития человечества:

1. Переход к прямохождению и высвобождение рук;

2. Использование в основном мясной пищи;

3. Увеличение объема мозга и изменение (за счет использования мясной

пищи) его биохимической структуры.

Человеческое сообщество биологически относится к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). С животным миром человека объединяет соответствующие семейство, отряд, класс и тип. Однако видородовые признаки Homo sapiens приобретены им благодаря трем указанным выше анатомо-физиологическим изменениям.

Воспроизводятся они и в процессе онтогенеза – развития каждого ребенка.

Если, например, происходит сбой или задержка в нейрофизиологическом развитии, то интеллектуальные качества такого ребенка при всех усилиях медиков и педагогов будут оставлять желать лучшего.

Особенно тяжелые последствия в становлении интеллектуальной деятельности дают генетические мутации. Так одна из форм врожденного слабоумия — болезнь Дауна имеет своей основой аномалию хромосомного набора. У страдающих этой болезнью количество хромосом в клетках 47 вместо 46 (3 вместо 2 хромосом 21-й пары).

Однако вполне здоровый ребенок, попавший с грудного возраста на воспитание к животным (как, например, две индийские девочки Амала и Камала в 30-е годы ХХ века) с определенного времени не только не становится существом мыслящим, но и приобретает необратимые изменения психики, не позволяющие никакими методами «сделать» из него человека.

Противоположный случай – взрослый здоровый и здравомыслящий человек попадает на необитаемый остров (в былые времена это было часто практикуемым видом наказания для моряков). Дальнейшая судьба этого «Робинзона», если его вскоре не освободят, не вернут в общество, трагична – либо голодная смерть, либо одичание, потеря человеческого облика и сознания. Из второго состояния также нет пути назад, как и у детей, воспитанных волками и другими животными.

Приведенные примеры показывают, что биологические предпосылки необходимы, но не достаточны для становления сознания. Помимо них в формировании как отдельного человека, так и в филогенезе общества важнейшим моментом является социальная детерминация. Основополагающим началом последней является труд – целенаправленная, совместная, связанная с постоянным использований специально созданных орудий, деятельность людей. Труд обеспечил:

1. Разделение функций между руками и ногами;

2. Развитие органов речи и ее становление, появление языка;

3. Постепенное превращении мозга животного в развитый мозг человека;

4. Совершенствовании его органов чувств, адаптация их к характеру трудо-

вой деятельности.

5. Переход от преимущественно эмоционально-образного отражения мира к

рациональному его отражению, к мышлению.

И сегодня характер деятельности, в которую включены группы людей или отдельный человек формируют их сознание, развивают в определенном направлении их мышление и язык. Труд не только создал первых людей, он и всегда был и будет не только основой жизни общества, но и главным детерминантом общественного и индивидуального сознания. Даже поверхностное знакомство с представителями различных сфер человеческой деятельности убеждает в истинности сказанного.

Таким образом при рассмотрении достаточно сложной системы детерминаций процесса становления человека необходимо учитывать нерасторжимое единство природно-биологических и социальных факторов этого процесса.

Если природно-биологические основания уже существуют, дальнейшее развитие сознания определяется обществом. Какова социальная среда, такова и выросшая в ней, воспитанная данным сообществом личность, тип ее сознания. Яркий пример этому история с французским этнографом Жаном Велларом. В 1938 году, в Парагвае, на стоянке гуайкалов, принадлежащих к наиболее отсталым племенам аборигенов, Веллар обнаружил брошенную годовалую девочку. Она была, видимо, больна (что и послужило основанием для племени оставить ребенка на произвол судьбы). Веллар привез девочку в Париж, вылечил и отдал на воспитание матери. Через тридцать лет Жанна Веллар (так назвали девочку по приемному отцу) была уже этнографом с мировым именем, дважды доктором наук, владеющим всеми европейскими языками. Так проявилась роль социальной среды и характера деятельности в становлении сознания.

Главной «визитной карточкой» любого человека является его язык - непосредственная действительность мысли. Язык не только явленческая сторона мышления. Он оказывает на мышление мощное обратное воздействие, и, выступая необходимым инструментом деятельности, весьма активен по отношению и ко всем формам труда.

В самом общем виде язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая когнитивную (познавательную) и коммуникативную (общения) функции в процессе человеческой деятельности.

В процессе отражения человеком окружающего мира язык выступает заключительным этапом. Исходный пункт этого процесса – отражение предметов и процессов объективной реальности в ощущениях, восприятиях и представлениях. Дальше следует обработка в мышлении накопленных памятью представлений продуктом чего является опорный элемент мышления –понятие. Оперирование понятиями невозможно если каждое понятие не фиксируется каким-либо словом (группой слов).

Следует различать понятие – мысль отражающая существенно-общие характеристики определенного класса моментов действительности и слово, являющееся элементом не мысли, а языка и выступающая знаком понятия.

Слово, как и всякий знак ничего не отражает, а лишь фиксирует в материальном субстрате некоторый идеальный образ. Одно и то же понятие может быть представлено в языке разными словами- синонимами. Существенные различия между языками разных народов состоят именно в том, что одинаковым понятиям в них соответствуют разные слова-знаки. Если бы различие было в понятиях, то никакой перевод (скажем, древнеегипетских папирусов) был бы невозможен. Не возможно было бы и понимание.

Но люди живут в одном мире, развивающимся по один и тем же законам, обладающим одними и теми же атрибутами. Действующие в обществе законы общественного развития те же, что и действующие законы физики, химии и биологии, ибо общество – продукт естественного развития природы. Поэтому-то и понятийный аппарат, используемый людьми, принадлежащими разным эпохам, народам, географическим зонам в основе своей однотипен.

Различные языки отличаются друг от друга характером составляющих их знаков. Всякий знак принадлежит объективной реальности (в противном случае он не был бы доступен ощущению). Чаще всего это звук, множество знаков связаны со зрением (знаки письменной речи, морские сигнальные знаки, дорожные знаки, стиль одежды и украшения), реже мы используем знаки, воздействующие на тактильные (кожные) ощущения (знаки-прикосновения), на обоняние — знаки-запахи (например, духи) или на вкус (например, дарение чего-то вкусного ребенку, как знак любви).

Знаком может быть все, что может регистрироваться чувствами человека.

Знак – это любое объективно-реальное свойство, действие, вещь, процесс, способное воздействовать на органы чувств человека и выступающее в качестве указания, обозначения или представителя другого свойства, действия, вещи, процесса объективной или субъективной реальности.

Подчеркнем отмеченное обстоятельство – знак всегда принадлежит

объективной реальности, но обозначает он нередко и субъективную реальность. Например слова «ощущение», «восприятие», «представление», «понятие», «мысль» и т.п. обозначают элементы сознания или само сознание, и потому обозначают субъективную реальность.

Моменты объективной реальности становятся знаками только в знаковой ситуации. Знаковая ситуация включает в себя условную связь (осуществляющуюся только в сознании людей) между:

1) обозначаемым и знаком (в этом отношении нечто наделяется значением, т.е. становится знаком);

2) данным знаком и другими знаками в составе определенной системы (языка);

3) между людьми при помощи знака (вместо предъявления обозначаемого предъявляют его знак).

Например, в знаменитом советском телесериале «Семнадцать мгновений весны», провал явочной квартиры обозначается цветком на окне, выполняющим роль знака. Профессор Плешнер забывает значение цветка как знака и утрачивает, тем самым, связь с людьми, оставившими ему эту информацию.

Существенное различие языков определяется не тем, на какой орган ощущения они воздействуют, а характером составляющих их знаков, прежде всего, степенью абстрагирования знаков от обозначаемого.

В этом отношении различают:

I. Иконические знакизнаки-подобия, сохраняющие изоморфное подобие обозначаемому (изоморфное подобие для знака связано с ситуацией, в которой каждому элементу, моменту структуры, обозначаемого соответствует элемент знака). Иконические знаки обладают наименьшей степенью абстрактности и потому составляют многие естественные языки. Язык древнейших людей представлял собой систему, включающую, прежде всего, иконические знаки. В этом древний язык был близок языку животных, явно имел с ним генетическую связь.

Иконическими являются следующие знаки:

1. С использованием зрения: фотографии, рисунки, живописные изображения (конечно, не в стиле абстракционизма или постмодернизма).

2. С использованием слуха: знаки – звуковые подобия звуков, сопровождающих различные процессы в живой и неживой природе. Любая копия таких звуков - от подражания (что особенно было важным для первобытного человека), до записи природных шумов на лазерном диске, являются примерами звукового иконического знака.

3. С использованием вкусовых анализаторов: любое вкусовое ощущение-копия. Например, добавка специальных эссенций в напитки, после чего они воспринимаются как «грушевый», «виноградный», «яблочный» и т.п.

4. С использованием обоняния: иконическим знаком здесь будут естественные природные запахи, издаваемые растениями, животными или сопровождающие какие-то химические реакции, а также те же запахи специально синтезированные и внедренные в материал другой природы. Последнее часто применяется в пищевом и парфюмерном производстве.

5. С использованием осязания: все рельефные изображения, осязаемые формы различных предметов и процессов живой и неживой природы. Например, объемные изображения вещей, людей, животных и растений, используемые в формировании сознания у слепых, а в особенности у слепоглухонемых детей, для которых осязание является единственным каналом связи с внешним миром.

II. Схематические знаки — знаки-схемы, имеющие гомоморфное подобие с обозначаемым (гомоморфное подобие связано с соответствием одного элемента знака нескольким элементам (моментам структуры) обозначаемого.

Схематические знаки представляют собой более высокий уровень абстрактности мышления тех, кто использует их в речи. Любая схема, чертеж, карта местности представляют пример схематического знака. Он используется при

применении всех указанных выше чувственных анализаторов. Поэтому можно привести множество примеров использования схематических знаков в языке жестов, звуковых схем – частичных подобий обозначаемым звукам или мелодиям, осязаемых схематических изображений или частичных подобий – схем-запахов.

III. Символические знаки – знаки лишенные какого-либо подобия обозначаемому и связанные с последним только за счет знаковой ситуации. Сегодняшний язык, как бытовой так и любой профессиональный – всегда система, представляющее единство символических знаков. Такой язык представляет наивысшую степень абстрагирования от непосредственно данного, отражаемого в ощущениях, современного мышления.

Практически любое слово современного языка – пример символического знака. Чем, например, подобно слово «стол» любому конкретному столу?

Символический язык усугубляет разрыв между чувственным и рациональным отражением и познанием, а также между мышлением и языком. На этой основе создано и создается множество субъективно-идеалистических концепций, осуществляющих либо отрыв и абсолютизацию мыслительных процессов, либо идеализацию и фетишизацию языка.

Человеческий язык, состоя с языком животных в «кровном родстве» качественно отличается от него именно высокой степенью абстрагирования. Язык животных представляет набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий.

Напротив, человеческий язык основан на диалоге и сохраняет эту основу во всех своих конкретных видах и формах.

Подводя предварительный итог, можно определить сознание как свойство высокоорганизованных материальных систем отражать существенно-общие характеристики внешней среды, и, на этой основе, целенаправленно осуществлять управление и регулирование взаимодействия с этой средой.

Сознание неразрывно связано с познанием, поэтому уточнение существенных моментов сознания должно производиться как выяснение основных этапов, принципов и форм познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: