double arrow

Виды воображения. Речевые особенности аналитических жанров


Речевые особенности аналитических жанров.

Проблемная статья - текст, кот создается в ситуации анализа, постановки вопроса, обсуждения поиска решений злободневных, не требующих отлагательств вопросов. Если проблем статья написана специалистом, то она имеет определенные особенности. Основным и единственным жанрообразующим рече­вым действием является здесь рассуждение. Это специфическая черта речевой структуры проблемной статьи, которая отличает этот жанр от других газетных жанров. Метатекст присутствует в проблем статье. Автор предупреждает читателя о том, в каком направлении он будет развивать содержание, говорит о том, на что читатель должен обратить особое внимание и т. д.

Книжный синтаксис, ориентированный на информационное обеспечение читательских потребностей. Об этом говорят следующие особенности: большинство предложений здесь сложные, осложнены однородными членами, обособленными членами, вставными конструкциями.

Личностное начало выражено типовыми для языка газеты сред­ствами: местоимения, главная часть сложноподчиненного с придаточным изъяснительным (ясно, что ... ), сочинительный союз после точки (если так ... ), оценочная лексика. Так же присутствует и терминологическая лексика.

Если проблемн статья написана журналистом, у нее несколько другие особенности: единственной жанрообраз формой явл тоже рассужд, а факультативные речевые действия здесь более разнообразны: эмоц-оцен реакция, оценка, обращение к аудитории в виде вопрос предл и вопросно-ответного единства. Речевая фактура складывается под влиянием разгoворности: разг лексика (жаргонизмы, например), разг синтаксис (неполн, односостав, нераспростран предложения)

Ориентация на разговорность делают текст экспрессивным. Однако экспрессия может создаваться с помощью характерных именно для сферы книжной речи средств изобразительности: тропы и фигуры.

Жанр проблемной статьи, с одной стороны, вполне доступен специалисту, для которого речевое мастерство является второсте­пенным или вообще неважным, а с другой стороны, этот жанр при­влекателен и для профессионала речи, который имеет здесь все воз­можности продемонстрировать свое речевое мастер.

В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как:

  • пассивное;
  • активное.

Активное воображение, в свою очередь, делится на:

  • воссоздающее;
  • творческое

А пассивное воображение - на:

  • преднамеренное;
  • непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Процессы воображения, как и мышления, памяти и восприятия, имеют аналитико-синтетический характер. Основная тенденция воображения - преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

  • Активное воображение - создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.
  • Воссоздающее воображение - воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака. Имеет в основе создание тех или иных образов, соответствующих описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами. Оно имеет место в тех случаях, когда человек по одному описанию должен представить себе предмет, который никогда им раньше не воспринимался. Например, он никогда не видел моря, но, прочтя описание его в книге, может себе представить море в более или менее ярких и полных образах.
  • Творческое воображение - воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются:
    • новизна объективная - если образы и идеи оригинальны и не повторяют чего-либо, имеющегося в опыте других людей;
    • новизна субъективная - если они повторяют ранее созданные, но для данного человека являются новыми и оригинальными.
  • Пассивное воображение - воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за которого человек отказывается от необходимости действовать. Оно заключается в возникновении и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без определенного намерения со стороны человека, при ослаблении сознательного контроля с его стороны за течением своих представлений. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в полусонном, дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.
  • Преднамеренное воображение - воображение, создающее образы (грезы), связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.
  • Непреднамеренное воображение - воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Сейчас читают про: