double arrow

Возникновение бытового жанра в русской живописи


Петербургский период в творчестве художника

Зрелый период творчества Фёдора Алексеева

Детство художника. Годы формирования художественного вкуса

Архитектурные пейзажи Ф. Алексеева

Родился Федор Алексеевв городе Санкт-Петербург в 1753 (по некоторым источникам в 1755) году. Уже в детские годы у мальчика все отмечали большую способность к рисованию. Эта способность и любовь к рисованию позволили тринадцатилетнему Фёдору поступить в Академию Художеств в класс «цветов и плодов». Обучение в одном классе не удовлетворяли все потребности будущего художника, и он поступает еще в класс живописи.

Выпускные картины Фёдора Алексеева были оценены на «отлично» и художник получает золотую медаль, а так же три года стажировки в Венеции. Находясь за границей, художник изучает живопись и гравюры итальянских художников, таким образом продолжая свое образование.

Вернувшись в Россию, Федор Алексеевполучает работу декоратора в театральном училище. В эти же годы, рисуя декорации к спектаклям, художник занимается тем, что делает копии картин, находившихся в музеях. Его работы были настолько качественны, что их было очень сложно отличить от оригинала. Успех, который принесла Фёдору Алексееву данная работа, позволил художнику создавать собственные картины.

Работа копирования картин не прошла даром – пользуясь различными приемами, художник смог выработать собственный стиль, собственное видение мира.

Оригинальные картины принесли Алексееву мировую славу. К нему начинают поступать заказы, в том числе и от императора. Так, оправляясь по тем местам Крыма, где была Екатерина II, Ф. Алексеев рисует Бахчисарай, Николаевку, Херсон. На некоторое время он был отправлен императором в Москву, в результате чего появилось большое количество картин с пейзажами этого города.

Подобные поездки художник совершал вместе со своими лучшими учениками, которые делали акварельные наброски зданий, архитектурных сооружений. Эти наброски впоследствии служили эскизами к тем шедеврам, которые рисовал ФёдорАлексеев.

В отличие от картин, посвященных современному Петербургу, пейзажи Москвы запечатлели в себе историю этого города. Художник изображает старые здания, памятники, которые различны между собой по стилю и принадлежат к различным эпохам.




За свои работы Федор Яковлевичбыл награжден в 1794 году, когда ему присудили звание академика перспективной живописи. Еще через шесть лет он возвращается в Петербург и становится главой класса перспективной живописи в Петербургской Академии Художеств.

В картинах начала XIX века художник обращает внимание на человека. Он теперь не рисует только здания или городские панорамы. Теперь он рисует человека на фоне этих зданий. Первый план его картин – это люди, которые спешат по своим делам или просто прогуливаются по городу. Художник словно наполнил свои картины городским шумом.

Изображая в своих картинах Петербург, русский художник смог уловить самое главное – весь простор, ширь города с совершенными формами архитектуры города. Не смотря на всю эту свободу города, Фёдор Алексеев изображает город достойным, сдержанным.

Педагогическая работа в Академии художеств не прошла даром – Алексеев оставил после себя большое количество молодых художников, которые продолжали и развивали традиции, которые их учитель заложил в таком виде живописи, как городской пейзаж.

Вид дворцовой набережной от Петропавловской крепости.     Вид Казанского собора в Петербурге.   Вид на Воскресенские и Никольские ворота и неглинный мост от Тверской улицы в Москве.  
Соборная площадь в Московском Кремле   Вид на Михайловский замок в Петербурге со стороны Фонтанки.     Красная площадь в Москве

Петербург. Вид на Адмиралтейство.



Петербург. Вид на Казанский собор.

Петербург. Вид на Михайловский замок.

Москва 1802 г.

Вид на Николаев. 1799 г.

Бытовой жанр как один из видов русского изобразительного искусства получил свое самостоятельное развитие довольно поздно – во второй половине XIX века, когда на смену классическому и романтическому направлению пришел реализм, стремившийся к изучению и изображению частной и общественной жизни человека. Развитие бытового жанра в русском искусстве связано, прежде всего, с ростом демократических и реалистических тенденций, с обращением художников России к широкому кругу областей народной жизни и трудовой деятельности, с постановкой важных социальных вопросов. Однако, зарождение бытового жанра началось, как считают многие искусствоведы, еще во второй половине XVIII века, когда некоторые художники впервые стали обращаться к сюжетам и темам из жизни простого народа. В процессе развития и становления бытового жанра в русском искусстве определились присущие ему возможности – от достоверной фиксации увиденных в жизни взаимоотношений и поведения людей в быту до глубокого раскрытия внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.

Итак, вначале дадим определение бытовому жанру как одному из видов искусства. Согласно определению Словаря искусствоведческих терминов, бытовой жанр – это «жанр изобразительного искусства, определяемый кругом тем и сюжетов из повседневной жизни человека. В основном эти сцены изхображаются на полотнах живописцев, но их можно увидеть и на графических листах, и в скульптуре».[1]

Больльшинство исследователей считают временем зарождения бытового жанра вто­рую половину 1760-х гг. В это время, находясь в Париже, Иван Фирсов создал небольшую картину «В мастерской юного живописца» (Приложение 1). На полот­не изображена маленькая девочка-шалунья, которая позирует мальчику-художнику под присмотром матери, уговаривающей ее посидеть смирно.

Имя Фирсова обнаружил в 1913 г. И. Грабарь. Оно было закрыто фальшивой подписью Лосенко. Вероятно, так поступили, чтобы картину легче было продать: Лосенко был знаменитым мастером, а Фирсов нико­му не был известен. Возможно, художник так и остался бы забытым, если бы не Грабарь.

Однако, собственно создателями бытового жанра принято считать Михаила Шибанова и Ивана Ерменёва.

Год рождения и год смерти Михаила Шибанова неизвестны. Предполагают, что он был крепостным Г.А. Потемкина. Сохранилось несколько достоверных работ Шибанова, среди которых – портреты Екатерины II и ее фаворита А.М. Дмитриева-Мамонтова. Однако, о двух работах этого художника следует поговорить особо. Это «Крестьян­ский обед» (1774) и «Празднество свадебного договора» (1777).

Б.И. Краснобаев обращает внимание на время создания этих картин. Вот что он отмечает: «Первая написана в разгар крестьянской войны под предводительством Е.И. Пугачева, вто­рая – через два года после ее подавления. Что побудило художника обра­титься к сценам из крестьянской жизни, к жанровой живописи, рассмат­ривавшейся в те времена, да и позднее (до Венецианова) как нечто низ­менное, недостойное кисти художника? Не зная почти ничего о Шибанове, мы не можем, к сожалению, ответить на эти вопросы. Но все же нельзя не задуматься над датами создания картин, в которых сочувствие, уважение художника к крестьянам бросается в глаза»[2]

Скорее всего образы крестьян Шибанов исполнял с натуры. Человеческое достоинство – первое, на что обращаешь внимание, зна­комясь с изображенными Шибановым людьми.

В «Крестьянском обеде» (Приложение 2) впечатляют правдиво изображенные пожилой человек, молодой крестьянин и старая женщина. Идеализиро­ванным представлен только образ молодой матери с ребенком на руках. Эта героиня вызывает ассоциации с ликом Мадонны, как ее принято было изображать в западноевропейской традиции.

Крестьянская семья при­ступает к обеду. Молодые члены крестьянской семьи отвлеклись от обеда. Отец при­готовился было привычным движением резать хлеб, но задержался и с ла­сковой улыбкой смотрит, как его жена дает грудь ребенку. Та тоже забыла об обеде – все ее внимание малышу. Но на лицах старших – спокойная сосредоточенность. К еде они относятся истово, серьезно, поскольку добывается она тяжелым трудом.

В сцене нет слащавости. Вся семья воспринимается в целом, ее как бы объединяют тяжелые, натруженные руки свекрови, подающей миску на стол. Обстановка в избе почти не показана, но угадываются ее простота и суровость. Весь строй картины убеждает в том, что перед нами люди, живущие небогато, в тяжелом труде, но дружно, достойно.

«Сговор» переносит зрителя в праздничную обстановку. Но и здесь художник в первую очередь подчеркивает дружелюбие во взаимоотноше­ниях крестьян. Невеста растеряна, смущена и важностью события в ее жизни, и всеобщим вниманием, и непривычным своим праздничным на­рядом. Но у всех на лицах благожелательные улыбки, жених ласково дер­жит ее за руку, готовясь усадить в красный угол. В левой стороне карти­ны мужик, плутовато ухмыляясь, держит в руках штоф и стакан и готовит­ся «перейти к делу». На него указывает пальцем парень, приглашая сидя­щую рядом девицу посмеяться над нетерпеливым. Эта юмористическая нотка оживляет картину и сообщает ей еще большую теплоту.

В картинах Шибанова нет обличения крепостнических порядков, за что порой его упрекают. Но этот упрек, по мысли Б.И. Краснобава, является несправедливым. Он считает,что обе работы художника правди­вы. В них нет идеализации крестьянской жизни. На оборо­те картин Шибанов писал, что они представляют «суздальской провинции крестьян». Возможно, сам художник происходил из тех же суздальских крестьян. Во всяком случае, знание и понимание им быта и характера русского крестьянина несомненно.

В 70-х годах Ерменев создает серию акварельных рисунков под общим названием «Нищие» («Поющие слепцы», «Крестьянский обед», «Нищая», «Ни­щие» и др.). Художник обычно изображает две фигуры в полный рост на фоне неба, например, нищая старуха и ребенок, нищий и поводырь. Иногда – это одинокая фигура нищего или нищей. Несколько особня­ком стоит композиция из нескольких фигур, которая называется так же, как и рассматриваемая нами выше работа М. Шибанова, – «Крестьянский обед».

Сравним его «Крестьянский обед» с аналогичной картиной Шибано­ва. Женщина с ребенком на руках, большая общая миска, каравай хлеба. Но у Шибанова сама композиция картины такова, что она сближает людей. Та же миска, руки матери как бы объединяют, связуют сидящих за столом. У Ерменева люди за столом не объединены общим чувством. Общая миска, к которой тянутся их руки, как-то далека от всех, люди не смотрят друг на друга. Не только бедность и усталось, но и какое-то отупение чувствуется в них.

На акварели «Нищие певцы» старик в центре с голой грязной ногой, более молодой нищий слева с тряпкой на глазах вызывают смешанное чув­ство жалости и отвращения. Иное впечатление производит старик, сидящий справа. У него крупная голова с довольно еще густыми волосами, он согбен, но ясно видно, что высок ростом, его могучие руки бессильно лежат на ко­ленях. Крестьяне, стоящие вокруг певцов, слушают внимательно (за исклю­чением двух справа, о чем-то разговаривающих), их лица сосредоточены и суровы.

Изучая работы художника, можно сделать вывод, что художник остро ощущал и передавал некоторые мрачные стороны рус­ской действительности. Но он еще не поднялся до больших художествен­ных и социальных обобщений.

Е.А. Конькова считает, что произведения Ерменева не лишены некоторой театраль­ности, поскольку «во всех них одинаковый низкий горизонт, фон как ог­ромное и безлюдное пространство; силуэт персонажей показан крупно, композиция предельно ясна, герои статичны»[3]. И все же глядя на эти картины, показывающие устрашающих нищих в одежде с громадными заплатами, зритель чувствует подлинную монументальность персонажей. По мнению одного из исследователей, они представляются не жалкими, отверженными людьми, а грозной силой. Так неожиданно творчество этого мастера открывает еще одну, почти неизвестную, грань искусства XVIII столетия. Эта акварельная серия исполнена мрачного трагизма, отчаяния и безысходности. В работах Ерменева совершенно отсутствует светлое настроение, так характерное для русского искусства.

Историки искусства пытались по-разному оценить эти картины. Не­которые усматривали в героях художника остатки разгромленных отрядов Пугачева или нищих после какой-нибудь эпидемии, однако, возможно, Ерменев хотел придать своим работам более глубокий, философский смысл. Ведь на Руси всегда очень бережно относились к нищим, кото­рых называли «каликами перехожими». Возможно, этих страшных слепцов можно расценить как символ общественного неблагополучия.

А. Шибанов. "Крестьянский обед".1774 г.

А.Шибанов "Празднество свадебного договора". 1777г.

Все 3 картины Шибанова

Портрет А.Г.Спиридова. 1772  
Портрет графа А.М. Дмитриева-Мамонова. 1787 Портрет Екатерины II в дорожном костюме. 1787
 
 

Картины И. Ерменева

Поющие слепцы

Нищий и нищая

Обед (Крестьяне за обедом)

Нищая с девочкой-поводырем


[1] Словарь искусствоведческих терминов. – М.: Искусство, 1997. – С. 35.

[2] Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. – М.: Просвещение, 1987. – С. 216.

[3] Конькова Е.А. Популярная история живописи. – М.: Вече, 2002. – С. 186.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: