Планировочная структура городского центра

Территорию городского центра формируют участки общественных зданий, озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. Размеры территории центра значительно различаются в зависимости от состава объектов, характера планировки и застройки до 50% территории центра занимают транспортные и пешеходные пути, озелененные территории. В целом территория общегородского центра для условий средних, больших и крупных городов составит укрупнено на одного жителя 3-5 кв.м.

Общие требования к планировочному решению центра: удобная связь его с селитебной зоной города, размещение основных объектов в доступности до 200м от остановок общественного транспорта, изоляция от транзитного движения, организация пешеходных путей, связывающих все функциональные зоны и элементы центра.

Планировочная структура городских центров обуславливается их функциональным содержанием, общей вместимостью учреждений и открытых пространств, местом в плане города, характером природного ландшафта. Можно различить компактные, линейные и расчленённые схемы центров.

Компактность и внутренняя пешеходная доступность характерны для центров малых городов, а также для центров районов и микрорайонов в селитебной зоне. Простейший тип компактного центра – пешеходная площадь, застроенная по периметру. Развитие этого типа ведёт к островной застройке и расчленению территории площади на функциональные зоны.

Подъезд транспорта и автостоянки‚ предусматриваются либо по периферии центра, либо в нижнем уровне под пешеходной платформой, как предлагали в своих работах Ле Корбюзье, М. Лодс, Н. Х. Поляков; В. В. Бабуров. Возможно рассредоточенное размещение автостоянок в специальных дворах внутри застройки центра, как в «образцовом» проекте города на 60 тыс, жителей Л. Кибла, разработанном в 60-е годы. Общей чертой компактных пешеходных центров малых и средних городов является объемно-пространственное единство, несложная планировочная конфигурация и возможность единовременного зрительного восприятия как изнутри, так и снаружи.

В простейшем виде линейный центр может представлять собой главную улицу города или района с магазинами, культурно-зрелищными и административными учреждениями. Здесь пешеходные пространства могут быть представлены расширенными тротуарами или бульварами вдоль проезжей части улицы. При одностороннем размещении транспортной магистрали и изоляции от нее пешеходов возможно непосредственное примыкание такого центра к водоемам и зеленым массивам, как это сделано, например, в Зеленограде по проекту И. А. Покровского, И. Е. Рожина и др.

Линейный центр может располагаться между двумя дорогами одностороннего движения, если расстояние между ними не превышает 100—150 м. Такой островной прием позволяет обеспечивать удобное транспортное обслуживание и близкую пешеходную доступность остановочных пунктов.

Линейная форма центра легко допускает анфиладное построение пространства, террасирование поверхности и заглубление проездов для загрузки товаров, автостоянок, транспортных развязок.

В протяженных центрах-эспланадах и обширных по территории узловых центрах предусматривается обслуживание транспортом. Целесообразно также дублировать зоны торговли и других видов «стандартного» обслуживания, создавая для них лучшую пешеходную доступность из прилегающих районов жилой застройки. При этом учреждения более редкого посещения располагаются в средней части линейного центра. Такое дублирование функциональных зон городского центра предлагалось, например, в 60-е годы для английского экспериментального города-спутника на 100 тыс, жителей.

Задача изоляции пешеходных центра при хорошей доступности всех его элементов может быть решена на основе «линейно-разветвленной» формы плана. Примерами таких решений служат проекты центров Ж. Кандилиса, Ш. Вудса и др.

С ростом города структура общественного центра усложняется, включая ряд взаимосвязанных общественных комплексов, площадей, улиц, озелененных участков. Система центра крупнейшего города представлена ядром центра и развитой сетью различных по функциям административно- общественных комплексов. В ряде случаев возникает задача вынесения элементов городского центра (торговых. зрелищных, спортивных, медицинских и др.) на границу города для обеспечения функций межселенного обслуживания. Такое решение характерно как для крупнейших городов-центров крупных агломераций, так и для средних и больших городов — центров местных систем расселения.

Планировочная структура центрального района крупнейшего города и «ядра» центра представляет собой сложное пространственное сочетание и наложение общегородских административно-общественных функций. функций жилища и повседневного обслуживания. Это, как правило, зональное образование, функциональная структура которого неоднородна. Центральные, наиболее интенсивно освоенные участки почти полностью заняты административно-общественными функциями. По направлению к периферии центрального района эти функции размещаются, концентрируясь вдоль транспортных магистралей, сохраняя отдельные участки жилья. Важной задачей организации центра является: упорядочение и дифференциация пространственной организации общегородских функций центра и сохраняемых на его территории функций жилища; интенсификация освоения территории центра; упорядочение транспортных и пешеходных систем; сохранение и рациональное использование исторически сложившейся городской среды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: