Пригородная зона

Зоны внешнего транспорта.

Внешний транспорт города — железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный— обслуживает пригородные, местные и дальние перевозки пассажиров и грузов и является связующим звеном между городскими и межгородскими процессами. Это положение выделяет объекты внешнего транспорта в важную группу элементов, оказывающих непосредственное влияние на формирование структуры городов и региональных систем. Задача градостроительства — определить принципы размещения элементов внешнего транспорта в городе, функциональную и планировочную увязку их со структурой города, системой обслуживания населения и внутригородской транспортной сетью.

Сооружения внешнего транспорта выполняют две основные функции:

внегородского обслуживания населений и промышленности города;

обеспечения транзитных перевозок с пересадкой пассажиров и перевалкой грузов с одного направления или вида транспорта на другой.

Все объекты внешнего транспорта имеют свою специфику в зависимости от видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный) и характера потоков (пассажирские, грузовые). Объекты, связанные с пассажирскими перевозками и обеспечивающие жизнедеятельность города (автовокзалы, железнодорожные вокзалы и т. д.), как правило, являются наиболее мощными транспортными узлами современного города. Они требуют подключения большого количества внутригородских магистральных транспортных направлений, непосредственной связи с городскими обслуживающими центрами. Особняком стоят здесь аэропорты, которые как правило, не участвуют в формировании структуры города, так как располагаются на значительном удалении от него. С ними предусматривается скоростная транспортная связь.

Элементы внешнего транспорта, связанные с перевозкой грузов и обслуживанием промышленности, целесообразно размещать в системе промышленных районов и коммунально-складской зоны. Это позволяет дифференцировать потоки по характеру, снизить интенсивность внутригородских перевозок, снять транзитное движение с территории го рода, уменьшить загрязнение воздушного бассейна и уровень шума в городе.

Понятием «пригородная зона» объединяют окружающие город территории, формирование и развитие которых подчиняется его интересам. Планировка пригородной зоны разрабатывается в специальном проекте планировки пригородной и зеленой зоны в комплексе с генеральным планом города. В использовании территории пригородной зоны преобладают функции, непосредственно связанные с жизнедеятельностью города. Первая - сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородного ландшафта в масштабе района расселения, а также обеспечение города необходимыми для его жизнедеятельности природными ресурсами, прежде всего связанными с водообеспечением и водоотведением. Вторая функция пригородной зоны обеспечёние города продуктами питания, что, как правило, требует изменения отраслевой структуры сельского хозяйства, подчинения его нуждам города.

Важной функцией является организация отдыха населения города. В настоящее время развивается тенденция использования для отдыха территорий, входящих в зоны природоохраного и сельскохозяйственного производства, поскольку они обеспечивают благоприятные условия практически для всех видов отдыха. Однако сами эти территории нередко страдают от излишне интенсивных рекреационных нагрузок. Желательно выделение специальных территорий для отдыха в пределах пригородной зоны.

В пригородную зону выносят многие объекты коммунально-хозяйственного обслуживания — сортировочные станции, склады, портовые сооружения, аэродромы, тепловые электростанции и др. В пригородной зоне добивались в значительном количестве строительные материалы и некоторые другие ископаемые, но в настоящее время эта тенденция ограничивается, так как вызывает деградацию природного комплекса.

Наконец, в пригородной зоне размещают часть промышленных предприятий и населенных пунктов, непосредственно связанных с городом, а также резервные территории его развития. Сложный и отчасти противоречивый характер функционального использования пригородной зоны заставляет стремиться к интенсификации ее освоения за счет совмещения или сочетания некоторых функций. Непосредственная связь с городом определяет организацию пригородной зоны по принципу «поясного зонирования. За центральным ядром (включающим город, территорию его развития по генплану и резервные территории) начинается внутренний зелёный пояс города, который принято называть также лесопарковым защитным поясов В зависимости от размеров города и природных условий его ширина может составлять 3—10 км. Далее размещается внешний пояс, в котором размещают промышленные предприятия, сельскохозяйственные, коммунальные зоны. транспортные и инженерные сооружения, зоны кратковременного и длительного отдыха населения. Его ширина 10—30 км зависит от размеров и характера природного окружения города. Таким образом, пригородная зона в целом входит в зону ограниченного развития, которая, согласно расчетам, для городов, расположенных в средней полосе, может составлять по ширине: для населения свыше 1 млн.— 35—50 км; для населения 0,5—1 млн.—25—30 км; для населения 100—500 тыс. жителей — 20—25 км.

Рациональное зонирование пригородной зоны предполагает сбалансированное сочетание всех названных функций. В реальной практике местные условия создают различные отклонения от оптимального сбалансированного зонирования. Так, в районах добывающей промышленности, особенно в городах исторически сложившихся, -в пригород- ной зоне располагается значительное количество промышленных территорий, а также нарушенных территорий, которые неблагоприятно влияют на окружение. В таких зонах на перспективу предусматривается постепенное восстановление, часто — озеленение нарушенных территорий.
В городах, расположенных в степных районах, затруднительно создание защитного зеленого пояса, и его площадь часто отстает от нормативной. Компенсация неблагоприятных природных условий и создание полноценных зон отдыха — одна из трудоемких и сложных задач, которые решаются в пределах таких пригородных зон.

Имеются города, окружение которых состоит преимущественно из ценных сельскохозяйственных ландшафтов, которые используются ко для нужд города, но иногда и в масштабах всей страны. Пригородная зона таких городов однородна по своему зонированию, и решение задач улучшения среды города и организации загородного отдыха его жителей осложняется тем, что ценность сельскохозяйственных земель не допускает их отчуждения под иные функции.

Наконец, в крупнейших интенсивно развивающихся городах внешний пояс пригородной зоны оказывается перегруженным, а внутренний зеленый пояс как бы «сжимается» под воздействием города, с одной стороны и разнообразных функций внешнего пояса—с другой, что неизбежно ведет к его деградации,

Преодоление названных диспропорций и достижение сбалансированного функционального зонирования пригородной зоны осуществляется на основе комплексного исследования перспектив развития города и агломерации и имеющихся ресурсов территории в сопоставлении с социально-экономическими и экологическими программами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: