Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 24 страница

Гордостью музея Бардо является богатейшая в мире коллекция

римской мозаики. В ней представлены удивительные по красоте напольные и настенные мозаичные картины на сюжеты римской и

греческой мифологии (например, «Похищение Европы Юпитером»,

«Триумф Нептуна» и многие другие). Представлены на них и сцены

из будничной жизни охотников, крестьян и рыбаков. Очень многое

сумели выразить древние мастера с помощью разноцветных кусочков

оникса, агата, яшмы и других камней.

В Арабо-мусульманском зале расположился бассейн из белого мрамора, обнесенный украшенной фаянсом колоннадой. На стенах этого

Зала висят изысканные гравюры, запечатлевшие разные моменты в

истории Туниса. В основном же в Арабо-мусульманском зале выставлены предметы декоративно-прикладного искусства: керамические,

медные, стеклянные, гончарные и бронзовые изделия XI-XVI веков,

золотые и серебряные украшения, музыкальные инструменты и инкрустированная мебель, ковры и оружие, вышивка и кружева.

Вот, например, перед посетителями выставлена одна примечательная коллекция. Примерно в 81 году до н.э. греческое судно, груженное

сокровищами, попало в шторм и затонуло в пяти километрах от

берега, где располагался тунисский портовый город Махдия. Со временем деревянное судно сгнило, а ценности долго покоились на

40-метровой глубине моря.

В 1907 году их обнаружил один местный рыбак. Делались неоднократные попытки поднять сокровища, но только через восемь лет они

увенчались успехом. Ученые считают, что эти богатства могли принадлежать какому-нибудь греческому богачу или нумидийскому принцу

из Северной Африки. Теперь эти бесценные изделия из золота, бронзовые и мраморные изваяния, древнее оружие, почти не подвергшиеся разрушению, выставлены в залах музея Бардо.

Представления об изобразительном искусстве Карфагена посетитель может получить, основываясь на выставленных в Музее экспонатах раскопок, которые проводились в некрополях, опоясывавших

город. Археологи нашли саркофаги, статуэтки, ювелирные изделия,

керамику, разнообразные предметы из металла и цветного стекла.

Кроме того, в погребениях часто встречались художественные изделия, привезенные из Египта, Греции и Этрурии. Эти изделия ценились очень высоко, и местные мастера стремились им подражать.

В древнейших погребениях Карфагена были обнаружены и глиняные маски VII-V веков до н. э. Карфагеняне не клали маски на

лица усопших, как это делалось в Египте или Микенах. Многие из

них для этого слишком малы, да и назначение у них было иное. В

науке эти маски вызывали самые разнообразные толкования, но

сейчас принято считать, что некоторые из них предназначались для

устрашения злых духов, маски-протомы охраняли покой умерших,

Другие использовались во время ритуальных плясок и жертвоприношений.

Среди «гримасничающих» изображений в музее Бардо есть одно,

по-видимому, самое древнее Ученые условно назвали его «негроидным». Эта маска кажется крупной и массивной, даже монументальной, хотя по размеру она совсем невелика - всего 19 сантиметров На

ней четко обозначены выступающие скулы, запавшая переносица,

широкий перебитый нос, виски и щеки. Поперек лба на этой маске

расположены налепы в виде концентрических кругов, центральный из

которых вписан в финикийский полумесяц. Несмотря на преувеличенно уродливые, как бы смещенные черты лица, выражение маски с

широко расставленными глазами и открытым, перекошенным ртом

кажется не устрашающим, а скорее беспомощным.

Представлены в масках и женские образы. Например, в музее

Бардо выделяется одна такая маска (VI век до н э.), которая была

открыта на холме Дуимес. Некоторые ученые называют ее изображением пунической богини Танит В 1923-1929 годах эта маска воспроизводилась на почтовой марке Туниса, так как среди других глиняных

слепков она - «самая живая»

И действительно, черты лица, преувеличенные и несоразмерные,

приведены на ней в ритмическое единство. Кое-где сохранились следы голубой и красной раскраски. Тонкий и чистый овал лица, длинные глаза, дуги бровей, переходящие в линию носа с кольцом в левой

ноздре, узкий подбородок с маленькой треугольной выемкой - все

как бы очерчивается одной линией. Улыбка придает лицу мягкое,

застенчивое выражение Но если повернуть маску на три четвер! и,

усиливаются угловатость и резкость черт: выступают массивный нос,

крупные уши, и богиня кажется «дурнушкой». Если рассматривать

маску в профиль, то все опять приходит в равновесие: создается

строгое, даже изысканное лицо зрелой женщины. Таким образом,

характерное для архаической скульптуры несоответствие фаса и профиля вносит присущие маске черты изменчивости, иллюзорности,

многозначности.

КОПТСКИЙ МУЗЕЙ В КАИРЕ

Коптские кресты

О красоте и своеобразии культурных памятников Египта, которыми он славился еще в глубокой древности, написано немало Но,

кроме поражающих воображение пирамид, статуй и храмов, в долине

Нила есть много сооружений, которые, может быть, кажутся более

скромными Их строителями были копты - египтяне, исповедовавшие христианство Слово «копт» происходит от слова «Айгюптос» -

греческого названия Египта

Копты - христиане особые Первым христианским монахом-отшельником был Антоний, который жил сначала в пещере неподалеку

от Бени-Суэйфа, на берегу Нила Двадцать лет провел он в полном

одиночестве, лишь дважды в год отшельнику приносили съестные

припасы

Со временем о нем пошла молва, и к его пещере стали стекаться

люди Тогда Антоний перебрался на другой берег Нила, подальше от

человеческого жилья Но и здесь от гостей не было отбоя Отшельниканахорет был не только искусным проповедником, но и занимался

врачеванием народ из ближайших селений шел к нему за исцелением

духовным и физическим Некоторые из пришедших захотели поселиться рядом с ним Антоний не возражал Так, к началу IV века

сложилась первая христианская монашеская община

Среди арабской части населения копты представляли не очень

влиятельную группу. Члены ее жили замкнутым обществом и часто

подвергались всевозможным ограничениям Коптские монахи обязаны были носить особый знак (черные шапочки с четырьмя желтыми

крестами), их одежда {как вообще вся одежда коптов) должна была

отличаться от мусульманской, ездить верхом им разрешалось только

на ослах и мулах.

Христианские храмы коптов разрушались, а сами они зачастую

насильственно обращались в мусульманство. Это неизбежно порождало вражду, которая длилась столетиями, превращаясь иногда в кровавые и оскорбительные для обеих сторон столкновения. Постоянная

опасность репрессий со стороны арабов заставила коптов строить свои

монастыри и храмы в отдаленных и неприступных местностях. Используя инженерные знания своих предков, они придавали им вид

угрюмых крепостей.

Когда мир начал интересоваться античностью, возник интерес и

к наследию коптов, но сначала к нему обратились лингвисты. Язык

коптов - наследник древнеегипетского, на нем говорили жители

долины Нила в первые века христианства. В 1636 году иезуит Атанасий Кирхер опубликовал исследование о коптском языке, на котором в то время говорили еще в некоторых деревнях Верхнего Египта,

а в 1644 году он издал коптско-арабский словарь.

О самобытной архитектуре коптов заговорили значительно позднее, почти до конца XIX века археологи и египтологи не занимались

христианским Египтом. Никто даже не помышлял о том, чтобы собрать и сохранить памятники коптского искусства. Даже знаменитый

Шампольон, расшифровавший египетские иероглифы, во время раскопок в Луксоре, обнаружив великолепную коптскую церковь, не

обратил на нее никакого внимания. Он даже не посчитал нужным

упомянуть о ней в своем докладе Департаменту древностей.

Но в 1881 году директором Департамента древностей становится

Гастон Масперо, и именно ему человечество обязано тем, что хоть

часть коптского искусства дошла до нас. Гастон Масперо принял

решение включить в программу археологических исследований и наследие коптов. И уже к 1893 году было собрано немало надгробных

памятников, положивших начало Коптскому музею в Каире.

Под руководством Г. Масперо были организованы широкие археологические раскопки, и вскоре ученые обнаружили монастыри святого Иеремии в Саккара и Апа-Аполло (Верхний Египет).

Самые старые коптские сооружения проектировались и возводились без участия архитекторов: просто священник рисовал на песке

эскиз, а потом расставлял строителей по местам. Полная свобода

предоставлялась мастерам, которые занимались отделочными работа

КОПТСКИЙ МУЗЕЙ В КАИРЕ 317

ми. В меру своего вкуса и умения они переносили (по памяти) на

стены христианских храмов «языческие» росписи Александрии. Только одно правило соблюдалось неизменно: церковь должна была иметь

неф (или удлиненный зал), который заканчивался бы нишей, образующей апсиду.

В главной и старейшей церкви монастыря святого Антония расчищенные фрески сияют яркими красками. Написаны они в традиционной коптской манере - плоские, несколько схематичные, с пренебрежением к деталям, а подчас и с нарушением пропорций. Но такова

многовековая традиция, сложившаяся не без влияния искусства времен фараонов: Вообще фрески в коптских церквах - явление довольно редкое. Чаще всего их беленые стены украшены иконами, а в

соборе святого Марка они и вовсе голые.

Коптский музей в Каире был основан в 1908 году Марком Симаин-пашой как музей коптской патриархии. Сюда были собраны памятники из коптских монастырей и церквей, а в 1939 году для Музея

было выстроено новое здание, которое впоследствии было расширено.

В Коптском музее сейчас выставлен фрагмент деревянного портала

из церкви в Старом Каире, на котором изображен «Въезд Христа в

Иерусалим». Здесь же находится и фрагмент многокрасочного занавеса с изображением эфиопа, играющего на свирели.

Следует отметить, что в коптских монастырях процветали различные ремесла, особенно было развито ткачество. На стене одного из

монастырей археологи нашли инструкцию, в которой указаны размеры различных видов одежды. Туники, которые носили копты (и некоторые из которых находятся в экспозиции Музея), украшались

орнаментом и вставками с вытканными на них сценами из Библии и

античной мифологии.

Коптский художник обычно сам не создавал оригинальных композиций, а использовал в своем творчестве старые сюжеты из древних

росписей, картин и мозаик, которые тогда еще сохранялись во многих

районах Египта. Поэтому на примере коптских тканей (созданных еще

до арабского завоевания и образцы которых тоже представлены в

Музее) можно лучше всего проследить, как даже после победы христианства в прикладном искусстве продолжают применяться достижения египтян и эллинов. Особенно четко это наблюдается в ранних

тканях (VI-V века до н. э.).

Близок к александрийскому искусству фрагмент ткани с изображением нереиды - морской нимфы. Здесь на темно-голубом фоне помещена обнаженная фигура с плоским сосудом в левой руке. Волосы

ее украшены желтой резьбой, в центре которой прикреплен драгоценный камень. На шее нимфы висит цепь с амулетом.

На этой ткани есть очень интересный мотив широко распространенного в античном искусстве рога изобилия, который со времен

первых Птолемеев встречается в работах египетских художников.

Фрагмент этой ткани мог бы стать жемчужиной Коптского музея, но

он был вывезен из Египта и теперь находится в Кливлендском художественном музее

Особый интерес представляет ткань с изображением всадника, убивающего копьем дракона. У коптов было несколько «конных» святых - Фиваммон, Сисинний, Феодор, Георгий Победоносец и архангел Михаил. Сюжет борьбы конного воина с чудовищем (которое

иногда принимает облик крокодила) встречается и на ранних коптских

стелах. На всемирно известной стеле можно видеть такого всадника,

облеченного в одежду римского легионера, но с головой египетского

бога Гора, который уже во времена Древнего царства изображался в

виде сокола. В древнеегипетской мифологии рассказывается о поединке Гора с гиппопотамом (или крокодилом), и именно этот сюжет

был превращен христианским искусством в распространенный мотив

борьбы святого Георгия со сказочным чудовищем. К сожалению, эта

стела тоже украшает не Коптский музей, а парижский Лувр.

На многих коптских тканях помещалось изображение Богоматери

с младенцем Христом. Фигура женщины, держащей ребенка на руках,

была широко распространена в искусстве Древнего Египта. Изображения матери с сыном имели культовые значения. Как правило, это

были статуэтки с изображением богини Исиды с сыном Гором. Христианство смогло покончить с культом Исиды, только передав ее

функции Марии, в облике которой был воплощен идеал Великой

матери божественного сына.

На примере коптского искусства, образцы которого (несмотря на

то, что многое было вывезено в другие страны) сосредоточены в

Коптском музее в Каире, можно наглядно проследить, как в творчестве коптов проявилась удивительная сила и стойкость древних традиций, как в их скромных, но не лишенных своеобразного изящества

тканях живут старые образы, красоту которых не могло уничтожить

беспощадное к памятникам искусства время.

Для пополнения своих коллекций Музей проводит постоянные

археологические экспедиции, В настоящее время его в отделах выставлено несколько тысяч экспонатов, найденных в различных районах страны. Большой раздел Музея отведен каменным скульптурам -

прекрасным капителям колонн, украшенным листьями аканфа и виноградными лозами. Здесь же выставлены капители в виде плетеной

корзины, а также резные алтари, надгробные плиты и рельефы.

Копты были необыкновенно искусны в резьбе по дереву. Всемирной известностью пользуется выставленная в Музее дверь, перенесенная из церкви святой Варвары, на которой вырезаны Иисус Христос

и апостолы.

Гордостью Музея является и собрание произведений коптской письменности - молитвенники, жития святых, древнейшие списки Библии и Евангелий. Однажды в районе Верхнего Египта из земли были

извлечены папирусы, завернутые в кожаную обложку. В них находилось пять древних гностических произведений - частично известных

по фрагментам или цитатам христианских авторов, а частично встреченных впервые. Они попали в Коптский музей, но ученые сразу же

задались вопросом: все ли находки попали в Музей целиком? Из

истории известно, что многие из них делятся на части и потом распродаются. Стали справляться у местного антиквара, который продал

рукописи Музею, но он всячески хотел запутать поиск, толкал ученых

на ложный след, сообщал заведомо ложные сведения. По одной версии, ему самому папирусы попали от крестьян, которые часть их

использовали как топливо, а другую продали торговцам в Каир.

Вот тогда-то и возникла опасность, что из Каира рукописи уплывут за границу, что впоследствии и случилось: один кодекс был продан в Швейцарию - в Цюрихский институт Юнга. Двенадцать других кодексов - книги из древней библиотеки гностиков, которые

создавали их еще во II веке, - стали собственностью Коптского

музея.

Вопросы, которые разрабатывали гностики в своей философии и

которые нашли отражение в их произведениях, были следующие:

Каково происхождение Вселенной, мира и всего, что есть в мире? В

каком отношении друг к другу стоят дух и материя? В чем причина и

корень зла, господствующего в мире?

Наряду с религиозными трактатами, находка содержала евангелия,

послания, апокалипсисы - все то, что мы находим и в Новом завете.

Но это были запрещенные церковью «еретические» произведения:

Евангелие Фомы, Евангелие Филиппа, Евангелие Истины, Послание

Евгноста и другие. Некоторые из них были известны и ранее, но лишь

по названиям или небольшим отрывкам. Теперь ученые имеют возможность конкретно изучать процесс формирования многих неканонических христианских произведений.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В АФИНАХ

Афины. Богато инкрустированные мечи, найденные Шлиманом

Начало этого города теряется в преданиях глубокой древности,

Сами афиняне считают основателем своего города легендарного царя

Кекропа. Одним из древних царей был и Эрехтей, который решил в

пользу богини Афины спор ее с Посейдоном. Долго спорили боги,

кому владеть городом, каждый старался принести ему необыкновенный дар. Ударил своим посохом Посейдон, и забила из скалы ключевая вода. Афина же принесла на землю Аттики оливковое дерево, и

этот дар был признан более ценным.

Город назывался тогда Кекропией, и владел он далеко не всей

Аттикой, которая представляла собой 12 отдельных государств. Причем даже будущие афинские гавани Фалер и Пирей составляли отдельные государства.

Как и другие греческие города той же эпохи, Афины являли собой

только сильно укрепленный замок властителя с его небольшой дружиной. Этот замок занимал вершину акропольской скалы и часть ее

западного и южного склонов. Нижняя часть города называлась Пелаїрика. Древние афиняне выводили это название от имени народа

пеласгов, которые будто бы и построили древние стены города.

Постепенно на холмах вокруг Акрополя и на равнине образовались

отдельные поселения, которые долго еще сохраняли свою самостоятельность - даже во времени существования классических Афин.

Мало-помалу владыки Кекропии соединили под своей властью все

12 городов Аттики. Древнее предание приписывает это объединение

национальному герою Тесею. Как пишет Фукидид, Тесей уничтожил

правительства двенадцати городов и учредил в Афинах один Совет и

один пританей -.здание, в котором на алтаре Гестии горел священный огонь. Это был символ жизни государства, где у общего очага

заседали его правители.

Но полного представления об античных Афинах нельзя получить,

не побывав в Национальном археологическом музее, в котором собраны великолепные произведения искусства Древней Греции - от эпохи неолита до римского времени.

Здание Музея построено в неоклассическом стиле в 1880-е годы

архитектором Ланге. Оно стоит в глубине обширного зеленого сквера,

и центр его подчеркнут портиком с четырьмя колоннами ионического

ордера. Аттик Музея (невысокая гладкая стена, увенчивающая здание

над карнизом) украшен слепками со всемирно известных греческих

статуй.

Наиболее ценную часть музейной экспозиции, по мнению многих

специалистов, представляет уникальная коллекция произведений искусства микенской Греции (II тысячелетие до н. э.). Большая часть

вещей, заполняющих обширный зал, была найдена в 1876 году Генрихом Шлиманом в Микенах.

В области археологии, как пишет немецкий писатель К. Керам,

«Шлиман достиг трех вершин». Первой были «Сокровища царя Приама», второй стало открытие царских погребений в Микенах. Сам

Г. Шлиман в своих дневниках сообщает: «Я приступил к этой большой работе 7 августа 1876 года вместе с 63 рабочими... Начиная с

19 августа, в моем распоряжении находились в среднем 125 человек и

четыре телеги, и мне удалось добиться неплохих результатов».

Первое, что обнаружил Г. Шлиман, не считая множества различных ваз, был большой круг, образованный двойным кольцом вертикально поставленных камней. Странный каменный круг он принял за

скамью, на которой восседали отцы города во время совещаний и

судебных заседаний.

Затем он обнаружил девять гробниц, в которых был найден огромный клад. Сам Г. Шлиман писал: «Все музеи мира, вместе взятые, не

обладают и одной пятой частью этих богатств». Действительно, лишь

много позже, уже в XX веке его превзошел знаменитый клад из

гробницы Тутанхамона в Египте.

Предоставим опять слово К. Кераму, который в своей книге «Боги,

гробницы, ученые» пишет: «В первой могиле Шлиман насчитал пятнадцать золотых диадем - по пять на каждом из трех усопших; кроме

того, там были золотые лавровые венки и украшения в виде свастик.

В другой могиле - там лежали останки трех женщин - он собрал

более 700 тонких золотых пластинок с великолепным орнаментом из

изображений животных, медуз, осьминогов. Золотые украшения в |

форме львов и других зверей, сражающихся воинов... лежащих оленей

и женщин с голубями... На одном из скелетов была золотая корона с

36 золотыми листками: она украшала голову, уже почти обратившую-і

ся в прах...

Он нашел еще... бесчисленное множество украшений со свастиками. розетками и спиралями, головные булавки, украшения из горного

хрусталя и обломки изделий из агата, миндалевидные геммы из сардоникса и аметиста. Он нашел секиры из позолоченного серебра с

рукоятками из горного хрусталя, кубки и ларчики из золота, изделия

из алебастра. Но самое главное, что он нашел те золотые маски и

нагрудные дощечки, которые употреблялись для защиты венценосных

усопших от какого-либо постороннего воздействия.

Он нашел перстни с печатями и великолепными камеями, браслеты, тиары и пояса. 110 золотых цветов, 68 золотых пуговиц без

орнамента и 118 золотых пуговиц с резным орнаментом... Но, пожалуй, достаточно. Мы не будем продолжать это перечисление; описание находок Шлимана занимает 206 страниц большого формата. И все

это золото, золото, золото».

Перечисленные находки говорят о богатстве властителей древних

Микен, и недаром Гомер называет их «златообильными Микенами».

Сокровища, выставленные в Афинском археологическом музее, конечно же, привлекают многочисленных посетителей и туристов. Особенно изумляет многих парадное оружие микенских басилеев. На

инкрустированных золотом, серебром и чернью кинжалах чрезвычайно тонко выполнены различные узоры: охота на львов, леопард, нападающий на диких уток в зарослях тростника.

Проводившиеся после Г. Шлимана раскопки тоже дали богатые

находки. В их число входит уникальная вазочка, выточенная из горного хрусталя в форме плывущей утки.

Помимо произведений искусства древних Микен, в Музее выставлены памятники этого же периода, найденные в других районах Греции. Из толоса, круглой каменной гробницы близ Спарты, происходят два золотых кубка с рельефными изображениями. На одном чрезвычайно живо представлена сцена охоты с сетями на диких быков, на

другом - приручение пойманных животных.

В Афинском археологическом музее выставлено и великолепное

собрание архаической скульптуры VII-VI веков до н. э. Только здесь

многочисленные туристы со всего мира могут познакомиться с этим

своеобразным периодом развития древнегреческого искусства. Многочисленные статуи юношей-атлетов (куросов) дают представление о

наиболее распространенном типе архаической скульптуры. Образцом

ее может служить колоссальная статуя куроса, найденная на мысе

Сунион.

К архаическому периоду относятся и разнообразные рельефы, отличающиеся тонким и четким ритмом чеканных контуров. На большой надгробной стеле Аристиона (работа скульптора Аристокла) представлен греческий воин в панцире, поножах, шлеме и с копьем в руке.

Четырехгранный постамент статуи, найденной в стене близ Дипилонских ворот в 1922 году, украшают сцены игр в палестре, овеянные легким, юмором.

В Археологическом музее собрана и интереснейшая коллекция бронзовых греческих скульптур. Как известно, бронза плохо переносит

пребывание в земле, поэтому число бронзовых произведений искусства той эпохи невелико. И, как это ни покажется странным, большая

их часть найдена в море: морская вода, оказывается, лучше сохраняет

металл, чем земля.

Римляне, пользуясь правом завоевателей, вывозили из Греции в

Италию многочисленные произведения искусства, некоторые из которых затонули во время кораблекрушений близ греческих берегов.

Они были подняты со дна моря и вот таким образом опять вернулись

на родину. Среди бронзовых скульптур Национального музея первое

место, без сомнения, принадлежит статуе морского бога Посейдона,

которая была найдена в 1928 году у мыса Артемисион. Близ этого

мыса во время войны с персами греки разгромили вражеский флот.

Они были убеждены, что одержать столь славную победу им помог

Посейдон, и, как считают ученые, они воздвигли статую бога в честь

этого события.

Бог моря изображен грозно наступающим на врага. Его обнаженная, атлетическая фигура исполнена силы и величия, руки мощно

раскинуты: в правой руке Посейдон сжимал трезубец, который, к

сожалению, не сохранился. Существует предположение, что автором

этой скульптуры был Коломид, выдающийся греческий скульптор

конца V века до н. э.

Кроме бронзовых статуй, в залах Афинского археологического музея

выставлены и великолепные мраморные скульптуры Среди надгробий классического времени есть подлинник стелы Гегесо и не уступающая ей по совершенству и близкая по композиции стела из Пирея

Последняя стела являлась надгробием юноши из Илисса, искусствоведы предполагают, что это может быть произведение великого Скопаса

В залах второго этажа Музея экспонируется богатейшая коллек-1

ция греческой росписной керамики Наиболее ценной ее частью

являются вазы с росписью ранних периодов развития греческого

искусства Огромные, геометрической формы сосуды были найдены

при раскопках некрополя близ Дипилонских ворот По величине им

не уступают вазы VII века до н э, которые происходят как из Аттики

(например, ваза с изображением Геракла и кентавра Нетоса), так и с

островов Эгейского моря (милосские вазы с изображением Аполлона

и Артемиды)

ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В МОСКВЕ

В самом центре Москвы, в средоточии напряженной современной

жизни, расположился Исторический музей, который хранит в себе

остатки жизни далеких от нас эпох Здесь мы можем совершить

путешествие в глубь век^в и познакомиться с жизнью, совершенно не

похожей на нашу

Исторически Музей возник не так давно Инициатива его создания принадлежала Историческому и Севастопольскому отделам Политехнической выставки, которая была устроена к 200-летию со дня

рождения Петра Великого в Александровском саду у подножия Кремля

На ней показывались достижения промышленного труда в России,

нашли на ней свое скромное место и исторические памятники Вот

это собрание памятников русской старины и подтолкнуло на мысль

создать постоянное, систематическое хранилище памятников русской истории А для этого требовалось организовать Исторический

музей

Задача Историческому музею была поставлена следующая «Собирать и хранить в подлинниках, моделях, слепках, копиях, рисунках и

фотографиях разнородные памятники древности и старины, которые

в своей совокупности представили бы наглядную картину и по возможности во всех частностях полную картину прошлой жизни как

русского народа, так и народов, когда-либо обитавших в пределах

Российской Империи».

Закладка Исторического музея состоялась в 1874 году на том самом

месте, где в 1755 году в старинном здании Земского приказа XVII века

помещались аудитории Московского университета, основанного

М.В. Ломоносовым. Денег на строительство Музея тогда отпускалось

недостаточно, и оно растянулось на долгие годы. Был организован

сбор общественных пожертвований - и не только в Москве и СанктПетербурге, но и во многих губерниях России. Торговая Москва не поскупилась и дала щедрые денежные пожертвования.

Сооружение музейного здания велось по плану и под наблюдением

инженера А.А. Семенова, а фасад исполнялся по рисунку академика

В. О. Шервуда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: