Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 27 страница

ведущее место заняла именно немецкая техника, как претендующая на

ведущую роль в мире

Создатели Музея не стали ждать, когда для него будет выстроено

специальное здание, и уже в 1903 году выставили свои экспонаты во

временном помещении Однако сразу же началась грандиозная разра

ботка проекта нового здания Музея, специально приспособленного

для его нужд и потребностей В этом здании Музей разместился

только через 25 лет

Попадая в него, посетитель прежде всего оказывается в зале «Геология» В центре зала - модель Земного шара в разрезе, и на этом разрезе цветом показана узенькая (в один сантиметр) полоска земной

коры Она как бы демонстрирует, что еще очень неглубоко проник в

земные недра человек, добывая полезные ископаемые

По одну сторону входа в этот зал располагается барельеф «Бог

Саваоф», олицетворяющий идеи сотворения и происхождения мира

По другую сторону входа разместилась большая картина «Извержение

вулкана», а под ней расположились «вулканические бомбы» в натуральную величину В этом же зале посетитель может познакомиться

и с другими картинами на ту же тему «В пещере», «Лес каменного

века», «Образование горных террас» и т д Сотрудники Музея считают, что этот зал должен давать только самое общее представление о

геологии

После «Геологии» следует зал, посвященный характеристике землетрясений В нем выставлено несколько приборов, регистрировавших землетрясения в разные времена человеческой истории Например, аппарат 1703 года сделан из дерева в виде перевернутого вверх

дном горшка, по краям которого радиусом нарезаны желобки В начале XVIII века люди очень просто, без всяких хитроумностей, пользовались этим прибором, чтобы определить землетрясение На плоскодонной крышке этого прибора находилась ртуть При малейших колебаниях почвы ртуть на одном уровне не удерживалась и скатывалась

по желобкам вниз, фиксируя этим грозящую опасность Статическое

положение ртути означало отсутствие признаков землетрясения

Зал «Горное дело» имеет колоссальную площадь он занимает подвал, уходящий под землю на три этажа Работу горняков, старые и

новые способы добычи полезных ископаемых можно увидеть в шахтах, которые располагаются прямо под экспозиционным залом В

стены их вделаны трубы, посредством которых изымались и изымаются образцы горных пород

Интерьеры шахт в свою очередь перемежаются небольшими залами, в которых размещены отдельные коллекции шахтерских ламп и

кислородных аппаратов, демонстрируются работа водяного колеса для

поднятия в ковшах руды, вагонетки и первое машинное сооружение

для доставки рабочих в глубинные шахты Например, здесь демонстрируется укороченный, но подлинный бур для разведочных геологических работ

Внимание посетителей привлекает и другой бур, часть которого

выступает на поверхности зала, а сам он тянется на глубину всех трех

подвальных этажей Диаметр этого бура равен трем метрам

В зале «Горное дело» выставлена диорама знаменитого «Гранд Каньона», которая сделана (как и многие другие экспонаты) очень любопытно. Сначала посетитель рассматривает общую картину, а потом

нажимает кнопку - и перед ним раскрываются горные разработки.

На нижнем поясе зала размещены образцы полезных ископаемых,

которые вмонтированы в стены на специальных держателях. А в

центре зала просто поставлены большие монолиты гранита, сланца и

других минералов. Здесь же демонстрируются и коллекции горных

пород, с отпечатками вымерших животных: например, в темном сланце видны отпечатки ихтиозавра, жившего 140 миллионов лет назад.

В Музее целый зал отведен надземной Молельне рудокопов

XVI века. Здесь прежде всего интересны орган, который и по сей день

издает мелодичные звуки, а также еще целый ряд предметов, которые

довольно точно воспроизводят далекое прошлое.

Большой интерес у посетителей вызывает зал «Обработка металлов»,

а в нем специальный интерьер с различного рода «рабочими станками

и механическими приводами». Эта экспозиция является своего рода

механической мастерской прошлого столетия, а самым древним экспонатом этой коллекции является токарный станок 1767 года.

В 1856 году Генри Бессемер устроил большой грушеобразный железный конвертор, который еще называют «бессмеровской грушей».

Одним из первых, кто оборудовал такой «грушей» свои заводы, был

Крупп. В Мюнхенском музее как раз и демонстрируется подлинная

«бессемеровская груша», работавшая на заводе Круппа в 1866 году.

Она вмещала до шести тонн сплавленного чугуна.

Подлинная «бессемеровская груша» разрезана пополам, причем

одна ее сторона демонстрирует внутренние процессы плавки стали, 4

другая - внешний вид и характер скрепления металлической «гру|

ши». 1

Мюнхенский музей естествознания и техники весь набит действующими и постоянно работающими установками, многие из которых

по мощности и весу не уступают указанному буру. Большинство

наиболее характерных установок демонстрируется в движении, поэтому Музей весь день буквально живет в рабочем ритме: то в одном, то

в другом его зале слышатся стук, лязг, свист или скрежет...

Любопытно, что и руководство Мюнхенского музея, и фирмы,

бесплатно снабжающие Музей экспонатами, охотно идут на то, чтобы

«портить» или «резать» тот или другой экспонат, машину или целую

производственную установку. По существу они «выводятся» из строя

для их лучшего наглядного экспонирования. А кроме того, таким

образом немецкие промышленные фирмы рекламируют себя.

Большое место в Музее занимает Отдел транспорта, в котором

разместились экспозиции, посвященные истории судостроения и мореплавания, с прекрасными интерьерами и моделями судов. Здесь же в больших и просторных залах экспонируются воздушные корабли и

аппараты - вплоть до современных самолетов и ракет.

Видное место в Музее отведено и автотранспорту. В демонстрационном зале знакомство с экспозицией начинается со знаменитого

автомобиля Бенца (1885), который благодаря своей легкой конструкции и оформлению положил начало успешному развитию автомобильного транспорта.

В этом же зале выставлен автомобиль Даймлера (1889). Вторая

конструкция этого автомобиля была в свое время выставлена на Всемирной выставке в Париже, что и дало толчок развитию автомобильной промышленности во Франции.

В зале «Химия и химические технологии» для посетителей живой

интерес непосредственно вызывает сравнительная схема производства

искусственного материала. Эта схема, которая занимает целую стену,

разделена по вертикали на две части. С двух сторон ее показаны

пчелиные соты и паук в паутине, под ними характеристика искусственных материалов, а ниже образцы продукции из таких материалов.

Химические технологии представлены экспонатами, которые человечество использовало с древнейших времен. Здесь посетитель знакомится с самым древним памятником - копией рисунка из испанской

пещеры Альтамиры, которому 12 тысяч лет.

Исключительный интерес для посетителей представляют реконструированные производственные мастерские - часовщика, сапожника, шварцвельдерская кузница 1803 года и стекольный завод XIX века,

а также алхимическая лаборатория и «Лаборатория Лавуазье».

Заканчивается осмотр Музея Отделом фотографий и залом «История музыкальных инструментов». В куполообразной крыше Музея

расположен и работает планетарий.

МАТЕНАДАРАН

В центре Еревана, завершая ряд чудесных современных построек,

возвышается здание Матенадарана, что по-армянски означает «библиотека» Но эта библиотека - не обычное собрание книг, а одно из

крупнейших в мире хранилищ древних рукописей и одновременно

Научно-исследовательский институт по их изучению и публикации

Десять тысяч рукописей хранится в Матенадаране Большинство

из них на армянском языке, но имеются и на арабском, персидском,

грузинском, старославянском, греческом, латинском

Начало свое Матенадаран ведет из монастыря Сагмосаванк В нем

семьсот с лишним лет назад основал библиотеку князь Курд Вачутян,

через несколько столетий рукописи перекочевали в Эчмиадзин Его

древние рукописи и стали ядром будущего Матенадарана На протяжении многих столетий из разных монастырей сюда были отобраны

сотни уникальных армянских рукописей, и теперь Матенадаран превратился в богатейшее книгохранилище

Некоторые произведения мировой литературы (например, труды

древнегреческих, сирийских, старофранцузских и других авторов)

сохранились лишь в армянских переводах В их числе переведенные

в V веке «Хроника» Евсевия Кесарийского, трактат «О природе вещей»

Зенона Стоика и «Антиохийские ассизы» - решения высшего суда

Антиохийского княжества, основанного крестоносцами А «Книга труда»

Анатолиуса Брютского считалась первой в мире книгой о земледелии

О ней очень много говорили, спорили и писали, но ее нигде не было

и никто ее не видел И вот нашелся ее перевод на армянский язык,

сделанный в VII веке, который привел в изумление всю ученую

Европу

В Матенадаране хранится книга, особо ценная для истории армянской письменности Это «История жизни и смерти блаженного мужа,

святого вардапета Маштоца, нашего переводчика, написанная его учеником. вардапетом Корюном»

В конце IV века после долгих исканий, преодолевая трудности,

Маштоц изобрел армянскую азбуку и заложил основы армянской

словесности С тех пор в церквах и школах Армении греческий и

сирийский языки уступили место армянскому - грабару Армянские

писатели стали писать свои произведения на родном языке и переводить на него книги иностранных писателей

Много бед пережил на своем веку этот народ Каменистые дороги Армении топтали ассирийцы и скифы, мидийцы, парфяне и сельджуки, гунны и римляне, арабы, персы и турки Но передовые люди

Армении издавна понимали значение и силу письменности Монастыри и храмы, под сводами которых создавались и хранились рукописные книги, были в то время не только религиозными центрами Во

многих монасіьірях (Татеве, Сагаине, Ахпате, при Эчмиадзинском

соборе) были свои школы и даже университеты Они имели свои

книгохранилища и скриптории - места изготовления рукописных

книг

Школа монастыря Санаин считалась одной из лучших в стране

Математику и философию, грамматику и риторику здесь преподавал

Григор Магистрос Прославился он и как переводчик Особенно известны его переводы и комментарии к произведениям древнегреческого

философа Платона А в 1051 году, за много лет до появления латинского перевода, он перевел с греческого оригинала Евклидову «Геометрию» Многие произведения античных авторов просто не дошли

бы до нас, не будь они переведены на армянский язык

В Матенадаране хранится уникальный календарь - рукопись размером меньше спичечного коробка Он содержит 104 пергаментных

листка и вместе с переплетом весит всего 19 граммов Написанный

каллиграфическим почерком писца Огсента, он доступен для чтения

только с помощью увеличительного стекла

В Матенарадане хранится и самая большая в мире пергаменная

рукопись на армянском языке - «Мушский Торжественник» Этот

самый большой (69х51 см) из дошедших до нас манускриптов весит

28 килограммов. Книга была создана в 1200-1202 годах. Ее заказчиком был некий человек по имени Аствацатур, который захотел создать

книгу, в которую бы вошли речи, хроникальные документы, жития

святых и панегирики, избранные страницы из трудов исторических,

толкования и церковные каноны. Но где же найти умельца, которому

можно было бы поручить столь важное и ответственное дело9 «И

нашел он священника по имени Вартан из области Карин, искусного

и умелого в письме. Вартан приступил к работе и окончил ее через три

года».

Заказчик впоследствии попадает в плен к эмиру Аладину, который

зверски убивает его, присваивает себе все его добро вместе с драгоценной книгой. Эмир прячет рукописное сокровище два года, но затем

решает продать его. «И никто не мог выкупить книгу, потому что цена|

за нее была назначены непомерная». |

Тогда армяне собрали 4000 драхм и выкупили драгоценный манус-|

крипт. В книге сохранился большой список людей, которые участво-1

вали в выкупе этой реликвии, украшенной редкими миниатюрами.

После освобождения из плена этот великан более семи веков пролежал

в монастыре святых Апостолов в Муше.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, армяне (спасаясь от турецкого нашествия) прошли много километров по крутым

горным дорогам. Люди брали с собой лишь самое ценное, самое|

дорогое - в тягость был каждый лишний килограмм. Но они взяли|

с собой рукописный памятник своих предков, j

Однажды две усталые и измученные беженки решили заночевать в^

монастыре. В храме, покинутом монахами, они заметили исполинскую рукопись. Но как же унести почти двухпудовую драгоценность.

когда они сами уже вконец обессилили? И тогда они решили они

спасти хотя бы часть ее. Женщины разделили рукопись на две половины: одну взяли с собой, а вторую завернули в снятые с себя одежды

и положили подле дороги. Выбросив половину своих личных вещей,

они понесли рукопись и, добравшись до Тифлиса, передали ее в

Этнографическое общество,

Не пропала и вторая часть бесценной книги. Один офицер русской армии обратил внимание на лежащий близ дороги предмет, завернутый в женское платье. Свою находку он передал Бакинскому благотворительному обществу, а в Матенадаране обе половины вновь соединились.

В бесконечных скитаниях рукопись потеряла много страниц, уцелело из нее только 607 листов, 17 из них попали в далекую Италию; и ныне хранятся в армянской католической конгрегации мхитаристов

на острове святого Лазаря в Венеции.

Страницы этого пергаментного манускрипта изготовлены из шкур

675 телят - по одному теленку на каждую страницу.

На пергаменных листах многих древних рукописей из Матенадарана нередко видны следы крови, огня и меча. Нет цены сокровищам,

собранным в этом хранилище. Здесь находятся и рукописи знаменитых историков Егише, Мовсеса Хоренаци, Фавсоса Бюзанда. Их произведения - не развлекательное описание прошедших событий. На

протяжении веков звучал с этих страниц горячий призыв за свободу

родной Армении.

У входа в Матенадаран, словно приветствуя посетителей, стоят

каменные изваяния - скульптурные изображения тех, чьи работы

особенно обогатили и украсили армянскую культуру.

Рукописные фонды Матенадарана постоянно пополняются. За

последние десятилетия сюда поступило около 3000 армянских и около

2000 иностранных рукописей - в основном за счет дарственных поступлений (большей частью от зарубежных армян). К числу новых

приобретений относится богато иллюстрированное Евангелие, написанное в 1587 году. Рукопись эту в 1979 году на аукционе в Париже

купили три армянина, которые и прислали ее в дар Матенадарану.

Ценный манускрипт является одной из ранних работ известного писца и миниатюриста Аракела Геламеци. Он богато украшен миниатюрами - 45 лицевыми сюжетными иллюстрациями и множеством

маргиналов.

МУЗЕЙ ИСКУССТВ НАРОДОВ ВОСТОКА

Этот музей был создан постановлением Наркомпроса от 30 октября

1918 года, когда в России еще вовсю полыхала гражданская война

Первоначально Музей назывался «Аре азиатика», что означало «Музей

искусств Азии», но чаще его называли просто Музеем искусств Востока.

Комплектование музейных фондов началось сразу же - из коллекций других музеев и собраний частных лиц Сначала Музей открылся в двух залах Исторического музея, и произошло это 22 сентября 1919 года. В одном зале были выставлены изделия стран Ближнего

Востока (ковры, керамика и металлические изделия), в другом -

произведения искусства Дальнего Востока (китайская живопись, японские гравюры, изделия из камня и других материалов).

Своеобразные и красочные произведения искусства далеких восточных стран привлекали русских коллекционеров еще в XVIII веке

Большинство художественных произведений стран Востока оседали в

помещичьих усадьбах и богатых городских особняках, но после революции все частные коллекции сразу же стали достоянием государства

Во вновь организованный Музей были переданы все крупные коллекции, частные собрания произведений восточного искусства, а также

персидские, кавказские и туркменские ковры из государственных

фондов Всего в коллекции Музея тогда насчитывалось около тысячи

предметов.

Пополняться Музей стал за счет археологических находок, которые начались сразу же как только закончилась гражданская война. В

1926 году начались большие раскопки на территории Термеза -

одного из древнейших городов Средней Азии. В числе древних

памятников, которые открыла экспедиция, был средневековый дворец XI-XII веков, украшенный высокохудожественный резьбой по

алебастру.

Китайский зал музея предваряется вводной экспозицией, в которой представлены модели железных орудий труда IV века до н. э., -

свидетельства высокой сельскохозяйственной техники Древнего Китая. Здесь же выставлены искусно сделанные копии первого китайского компаса, спидометра и сейсмографа. Китайский сейсмограф -

это первое из известных устройств для обнаружения землетрясений.

Знаменитый китайский ученый Чжан Хэн создал его в Сиане в

132 году. Внутри большого сосуда (диаметром около 180 сантиметров)

он поместил маятник, который мог раскачиваться в восьми направлениях. Восемь драконов, каждый с шариком в пасти, были укреплены

на сосуде с его наружной стороны. Толчок землетрясения заставлял

маятник качнуться, тогда шарик выкатывался из пасти дракона и

попадал в открытый рот сидящей внизу жабы. Прибор в этот момент

издавал своеобразный звук, извещая о том, что произошло землетрясение. Замечая, в рот какой жабы упал шарик, ученые могли определить направление землетрясения.

Большой интерес у посетителей Музея вызывают исписанные древними надписями щитки панциря черепах, которые служили для гадания. Жрецы нацарапывали вопросы на черепашьих панцирях, а потом

нагревали их на огне. Полученные от нагревания трещины якобы и

отвечали на интересующие людей вопросы. По этим записям китайские ученые узнали много интересного об истории своей страны.

Большим своеобразием отличается и национальная китайская живопись, известная еще с древнейших времен и образцы которой богато

представлены в Музее искусств народов Востока. Одни из самых

ранних произведений китайской живописи были обнаружены при

археологических раскопках в районе Чанша. Здесь в 1935 году была

найдена картина на шелке - «Женщина и феникс», которая датируется V-III веками до н. э. Этой картине присущи все характерные

особенности китайской живописи, которые заключаются в тонком

художественном мастерстве и глубоком смысле.

Китайские картины имеют форму свитка, и в отличие от европейских произведений живописи китайцы не вывешивают свои картины

на стенах. Обычно они хранят их в коробках и достают оттуда только

по праздникам. Внизу у таких картин-свитков есть круглая палка,

концы которой обычно украшены слоновой костью или дорогими

породами деревьев. Горизонтально такие свитки бывают очень длинными, и живопись на них чаще всего носит характер повествования.

Например, в Музее демонстрируется свиток известного художника

Ван Чжень-пэна «Великое собрание духов и бессмертных гениев». На

ней в образах последних художник показал представителей феодальной знати Китая и их праздный образ жизни. Особенно непосредственно и оттого наиболее выразительно показана сцена опьянения.

В Индийском зале представлены произведения древнейшей культуры, истоки которой восходят еще к третьему тысячелетию до нашей

эры. В 1921-1922 годах в долине Инда, в районе Хараппы, а затем в

местечке Мохенджо-Даро, производились археологические раскопки,

давшие блестящие результаты. Когда-то здесь шумели большие города, окруженные мощными стенами, с многоэтажными домами из

кирпича, хорошо налаженной системой водоснабжения и канализации.

Народы, жившие в долине Инда 4000 лет назад, уже применяли в

своем хозяйстве плуг, умели изготовлять шерстяные и хлопчатобумажные ткани, имели свою письменность. Ученые и археологи нашли

во время раскопок и много произведений искусства: каменные и

бронзовые статуэтки, печати и амулеты с изображением животных.

Попутно скажем, что цыгане считают Мохенджо-Даро своей древней

прародиной, после гибели которой они и разбрелись по всему свету.

В Музее искусств народов Востока выставлена замечательная коллекция индийских миниатюр XVI-XVIII веков. Миниатюрой обычно

считается иллюстрация к рукописной книге, отсюда происходят и ее

характерные особенности - праздничная яркость красок, чрезвычайно разнообразная детализация и тонкость рисунка. Каждая миниатюра рассчитана на то, что ее будут разглядывать с близкого расстояния,

так что сама рукопись часто поясняет изображение. И древние художники по этой причине не боялись брать для своих произведений

самые сложные сюжеты.

Самая ранняя из имеющихся в Музее миниатюр датируется 1532-

1533 годами. Кроме своих художественных достоинств, она представляет большую ценность еще и потому, что под ней стоит подпись

художника Бальджида, что является большой редкостью. Эта миниатюра имеет довольно большие размеры, она обрамляется орнаментом, тонким, как золотое кружево.

Для своей миниатюры художник Бальджид взял сюжет из произведений персидского поэта Саади. Однажды при дворе султана выступали два акробата-борца. Один из них был учителем, а другой -

его учеником. Ученик захотел победить учителя, показавшего ему во

время обучения 99 приемов борьбы. Однако был посрамлен, так как

наставник победил его последним, сотым приемом.

На сюжет этого нравоучительного рассказа художник нарисовал

яркую, праздничную миниатюру, которая привлекает посетителей и

радует их глаз чистотой цвета и смелостью сочетания различных

оттенков. Миниатюра написана тончайшей кистью, густыми красками, которые и по прошествии нескольких веков сияют так, как будто

их освещает яркое южное солнце.

К дорогим книгам, которые переписывались от руки тростниковыми перьями, индийские художники выполняли целые серии иллюстраций. В Музее искусств народов Востока хранится одна из лучших в

мире иллюстративных серий такого рода, сделанная к книге «Бабурнамэ».

Султан Бабур, выходец из Средней Азии, в 1529 году завоевал

Северную Индию и основал там династию Бабуридов, которая больше известна под именем Великих Моголов. Бабур был выдающимся

полководцем и государственным деятелем, а также образованнейшим

человеком своего времени. Он написал мемуары, в которых очень

подробно рассказал о важнейших событиях своей жизни - о походах

и битвах, об играх и охоте. Большое место в книге он уделил описаниям природы.

Иллюстрации к мемуарам султана Бабура были сделаны уже после

его смерти, в XVI веке, когда искусство миниатюры при его дворе

достигло наивысшего расцвета.

История этой бесценной коллекции довольно необычна. В 1906 году

на ярмарке в Нижнем Новгороде русский коллекционер С. Морозов,

большой любитель и знаток искусства, заинтересовался миниатюрами,

которые продавали заезжие персидские купцы. Миниатюры были несколько помяты, а некоторые даже кое-где порваны, но все равно

сохраняли свои яркие и свежие краски. Персидские купцы, конечно, не

знали ценности этой рукописи, поэтому они вырвали иллюстрации, а

текст скорее всего уничтожили. Приобретенные миниатюры С. Морозов передал потом известному коллекционеру П. И. Щукину, собрание которого после революции пополнило Музей искусств народов

Востока.

В Японском зале некоторые посетители поначалу находятся как бы

в некоторой растерянности, так как, на первый взгляд, произведения

японского искусства мало отличаются от китайского. В них присутствует та же своеобразная восточная экзотика, которая всегда привлекает своей необычной красотой

В культурах Китая и Японии действительно много общего Более

древняя китайская культура оказывала сильное влияние на развитие

культуры соседних стран, в том числе и Японии Несмотря на это,

японское искусство чрезвычайно самобытно, иногда даже более смело

в выражении чувств и более динамично, чем китайское.

Своеобразным видом японского искусства, не встречающимся в

других странах, является народная скульптура - нэцкэ. Нэцкэ - это

что-то вроде брелка, с помощью которого у пояса прикреплялись

ключи, трубка, кисет или коробочка-инро. Первые нэцкэ имели вид

самый простой и делались в виде декоративной пуговицы или палочки, постепенно формы их изменялись, и нэцкэ стали выглядеть все замысловатее.

Принято считать, что нэцкэ - это традиционная японская скульптура. однако родиной ее является все-таки не «Страна восходящего

солнца», а Китай. В Китае намного раньше, чем в Японии, стали

носить на поясе маленькие предметы, которые назывались ЧЖУЙ-ЦЗЫ

К XIV веку в Японии сложилась традиция заимствовать из Китая

многие обычаи, в том числе и манеру носить одежду Первые собственно японские нэцкэ назывались просто «китайская вещь», или

«китайская резьба». Но именно в Японии к XVII веку изготовление

нэцкэ превратилось в высокое искусство, чего не случилось в Китае

с брелками чжуй-цзы.

Нэцкэ изготовлялись из самых разных материалов слоновой кости, оленьего рога, рогов буйвола и носорога, клыков вепря и медведя,

волка и даже тигра, из моржовой кости, а также из древесных корней

Отсюда и произошло название нэцкэ («нэ» - корень и «цкэ» -

прикреплять). Изящно вырезанные деревянные нэцкэ носили мелкие

торговцы, ремесленники, крестьяне, а нэцкэ тончайшей работы в виде

зверька или фигурки из слоновой кости можно было увидеть только

на поясе богача.

Расцвет моды на нэцкэ пришелся на XIX век. Именно тогда появились изделия фарфоровые и лаковые, из коралла и нефрита, окаменевшего дерева и янтаря, из панциря черепахи и стекла А еще в качестве

нэцкэ использовались маленькие тыквы-горлянки, красивые раковины и другие предметы, у которых ранее было совсем другое предназначение (например, в качестве детали оправы ножей и мечей). Однако самые знаменитые фигурки вырезались все-таки из дерева и слоновой кости.

Все сюжеты, на которые были созданы нэцкэ, перечислить просто

невозможно. Прежде всего мастера изображали национальных литературных и сказочных героев, и в первую очередь персонажами нэцкэ

были семь богов счастья... Были фигурки, изображающие борьбу

народных героев с демонами, изображались известные архаты - ученики Будды, нэцкэ в форме любимого народного героя Кинтаро -

очень сильного ребенка... А вот нэцкэ, запечатлевшие бытовые городские сценки: на приеме у массажиста, детские игры, образы смешных

иностранцев, например, фигурка голландца в коротком плаще и с

тощими ножками... Изображались и злые силы - демоны, бог ада

Яма, рыба-сом, от которой, по народным поверьям, и происходят все

землетрясения.

Животные и люди нередко изображались с большим юмором На

одной известной нэцкэ показан осьминог, заигрывающий с русалкой;

на другой - гуляка, проснувшийся после вечерней попойки. Завзятые игроки носили нэцкэ в форме черепов или змей, которые, по

поверью, должны были принести им удачу. И, конечно же, множество

нэцкэ изображали очень любимого в Японии бога Дайкоку - бога

счастья, добра и веселья. Обычно его изображали веселым и толстым


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: