double arrow

Историко-этнографическии музей и социокультурные проблемы 30 страница


За два года до той знаменитой выставки Клод Моне написал из

окон гостиницы, в которой тогда жил, картину Гаврского порта. Лес

корабельных мачт, стушеванные контуры портовых кранов, зыбкий

туман, чернеющие лодки... Поднявшийся над горизонтом четко очерченный багровый шар солнца висит в молочной дымке и отбрасывает

на воду алые отсветы. Чтобы сохранить свежесть впечатления, надо

было работать на едином дыхании, очень быстро - смелой рукой и

без колебаний. Эдмон Ренуар; брат художника, к названию «Впечатление» прибавил еще два слова: «Восход солнца». Таким это название

и осталось.

Клод Моне с наибольшей последовательностью разрабатывал принципы импрессионистской манеры живописи' писал отдельными мазками чистого цвета, пытался передать освещение, изменчивое в разное

время дня и года. Эти его поиски отражены в серии «Руанский собор»,

хотя в самом Музее импрессионизма находится лишь пять из

25 композиций.

Клод Моне пишет портал знаменитого Руанского собора, и свет

играет на каменном кружеве и скульптурах собора, отбрасывает тень

и растворяет очертания здания в светло-воздушном мареве. Этюды ни

один не повторяют друг друга: на одном собор изображен в серых

гонах (характерных для пасмурного дня), на других собор кажется

нежно-розовым в лучах восходящего солнца, на третьих он переливается золотом, особенно ярко выделяющимся на фоне голубого неба.

Выставленные в Музее импрессионизма картины Клода Моне не

имеют привычных рам, они просто «вставлены» в стену. Такой принцип размещения экспозиции поначалу поражает посетителей, но ведь

художник и хотел «поймать мгновение», вызнать у зрителей иллюзию

быстрой смены освещения, изменяющего видимый мир

Эдгар Дега, на первый взгляд, казался человеком странным и

противоречивым. Его настоящая фамилия де Га, но он еще смолоду

отказался от аристократической приставки. Его готовили к блестящей

карьере, но он бросил юридическую школу ради Школы изящных

искусств. Он был склонен к молчаливому одиночеству, не терпел

шума, презирал рекламу и славу. С годами его замкнутость стала

легендой. И вместе с тем темы для своих картин он черпал в самой

гуще городской жизни

Пейзажей он почти не писал, он всегда влюбленно наблюдал и

писал человека. Свои картины он не рисовал на месте, поставив своим

принципом «Наблюдать, не рисуя, и рисовать, не наблюдая»

Он был первым из европейских художников, кто совершенно поновому увидел балет. В «Танцевальном классе» и «Голубых танцовщицах» изображены балерины - но не сцене, а за кулисами во время

репетиции. На их лицах застыло то ли напряженное внимание, то ли

утомление, парадные улыбки и традиционное изящество исчезли.

Повороты фигур зачастую попросту некрасивы, а движения - у балерин! - угловаты. Взгляд зрителя скользит по худым спинам, острым локтям, жилистым шеям...

И вместе с тем полотно, созданное Дега. прекрасно той истинной

красотой, которая присуща только настоящему искусству. В «Голубых

танцовщицах» само радужное мерцание чистых красок вызывает мелодию танца. Светятся и переливаются газовые юбки, сверкают на

корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты,

легко касаются пола ноги в розовых балетных туфлях.

Дега был блестящим рисовальщиком. В отличие от других импрессионистов, превыше всего ставивших цвет, он по-настоящему понимал выразительность линий. А критики упрекали его в том, что он

«срезает» предметы и людей, что он просто не умеет разместить желаемое на полотне и уложиться в размеры картины.

Кроме живописи. Эдгар Дега увлекался и скульптурой. В специальной витрине Музея импрессионизма выставлены небольшие фигуркк его прачек, танцовщиц, обнаженных натурщиц и лошадей.

Одновременно с импрессионистами выступил и Поль Сезанн, сын

мелкого банкира из Экса Но вскоре Сезанн отошел от них. Он хотел

передать на своих полотнах не световые эффекты или изменчивость

воздуха, а, наоборот, - устойчивость и определенность окружающего

мира Взяв живописную технику импрессионистов, он хотел ввести ее

в пределы строго продуманной формы. Поэтому на его холсты ложились плотные, уверенные мазки, изображенные на картинах фигуры

и предметы приобретали весомость и материальные черты

Сам Сезанн говорил. «Глаз и ум должны дополнять друг друга.

Надо усиленно работать над их взаимным развитием» И он был

тружеником из тружеников. До последнего дня жизни работа была его

единственной страстью. Посылая свои работы в Салон, он даже не

рассчитывал, что их там примут. Художник писал Камиллу Писарро,

что испытывает наслаждение оттого, что его работы заставляют Академию «краснеть от ярости и отчаяния».

Полотен Поля Сезанна в Музее сравнительно немного, и все они

относятся к 70-80-м годам его творчества. Это пейзажи парижских

окрестностей, натюрморты (цветы, яблоки, апельсины, лук), а также

фигурные композиции - «Игроки в карты» и «Женщина с кофейником».

Жизнь этих людей (а также тех, кого мы называем постимпрессионистами) была наполнена радостным, вдохновенным трудом. Поэтому, несмотря на то что постоянная и порой безвыходная нужда

преследовала их во все времена, так радостно, так безмятежно солнечно их искусство.

МУЗЕЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ИСКУССТВА ИМЕНИ АНДРЕЯ РУБЛЕВА

Рекламный альбом об этом музее, справочник или путеводитель

найти было трудно А порой и вовсе невозможно Музеи всегда был

как-то тих и неприметен Правда, в этом было и свое очарование

стихал за вековыми стенами многомиллионный город, не было в

Музее огромных толп народа, и ничто не мешало всматриваться в

загадочные, непостижимые в своей мудрости и печали лики святых

По высокому берегу Яузы тянутся крепостные стены с маленьки

ми башенками, а за ними расположились небольшой Спасский собор

XV века - один из самых древних в Москве, изящная трехъярусная

Архангельская церковь XVII века и другие сооружения бывшего АН

дроникова монастыря

Основателем монастыря был митрополит Алексеи который воздвиг его (по преданию) в память о своем путешествии в Царьград

Недаром и небольшой ручеек, еще недавно протекавший здесь, назывался Золотой Рожок - в память о константинопольской бухте Золотой Рог Первым игуменом монастыря был ученик Сергия Радонежского Андроник, по имени его и стал называться монастырь

В нем к 800-летию Москвы был основан Музеи древнерусского

искусства - для собирания и показа древнерусской живописи то есть

икон Но сначала надо было захламленные, превращенные в склады и

сараи, изуродованные переделками и пристройками древние здания

восстановить в их первозданной красоте Не лучше обстояло дело и со

многими музейными экспонатами Первые экспедиции сотрудников

Музея начались еще в начале 1950-х годов с поездок по провинциаль

ным музеям - в Суздаль Муром, Ростов Великий И оттуда, где

памятники буквально погибали, сотрудники молодого московскою

музея забирали их на реставрацию и временное хранение

Особенно плачевным было положение икон в Дмитрове Да и в

Суздале ничем не лучше, там из икон просто сделали настил Сотрудники Музея ездили по деревням и селам, но чаще ходили пешком Все

собранное переносили на себе, в рюкзаках чтобы не так заметно было

их странное «хобби» и чтобы местные власти не особенно сильно

придирались

Так были доставлены несколько десятков икон из тверских краев,

и это было практически все, что там осталось ценного А какие

уцелели сокровища' Круг Рублева, круг Дионисия, иконы северного

письма, тверской школы живописи В кратчайшие сроки была создана коллекция Музея, без которой сегодня невозможно изучение древнерусской живописи, признанной во всем мире Любопытно, что

первым из европейцев, кто глубоко заинтересовался русскими иконами и вообще русским искусством, был великий немецкий поэт Гете

Он даже выписал из России несколько икон «суздальского письма»

Основу музейной экспозиции составляют произведения художников Древней Руси, главным образом это иконы и фрески XIV-

XVII веков К их числу относится икона XV века «Распятие» Распятие

стали изображать значительно позже, чем другие события из жизни

Иисуса Христа Только в V-VI веках возникли образы Распятия но

они изображали это событие чрезвычайно условно, избегая передавать реальные черты смерти и перенесенных страдании Одетый в

длинную рубаху «калобии», Христос обычно даже не столько распят

сколько величаво стоит на фоне креста, широко распахнув руки Весь

его облик должен был символически указывать на победу над смертью А в знак того что она свершилась изображали в этих древних

«Распятиях» двух воинов - того, кто дал Иисусу Христу испить

перед тем, как он испустил дух, и того, который, прободав ему ребро,

установил смерть Иногда к этим символическим изображениям стали

прибавлять еще какие-либо детали затмившееся солнце, табличку с

надписью «Царь иудейский» и некоторые другие

Но постепенно византийское искусство стало в «Распятиях» не

просто напоминать о событии, а воплощать его во всей полноте

Замечательный пример тощ и являет икона «Распятие», созданная во

времена величайшего подъема русской иконописи и находящаяся теперь в Музее имени Рублева

Как и в древнейших «Распятиях», в центре этой иконы - плоский

темно-коричневый крест с распятым Иисусом Христом Он мертв и

обнажен, лишь светло-зеленая повязка скрывает его чресла Свершившаяся смерть безусловна не только закрыты глаза Спасителя, но склоняется к плечу его голова, провисло на кресте мертвое тело Над

крестом парят скорбящие ангелы, а по бокам от него - тоже в скорби

и печали - покрытые такими же темными, как крест, плащами, стоят

Мария и Иоанн Небольшой зеленоватый холмик в основании креста

с человеческим черепом внутри него обозначает место действия -

гору Голгофу.

Не видно здесь ни воинов, ни стражи, ни распятых одновременно

с Христом разбойников Все это отстранено, осталось за пределом

внимания иконописца, чтобы лучше показать главное. Охвачен безысходной скорбью юный Иоанн, потрясенный горем, безмолвная

скорбь разлита и во всем облике Богоматери Тихой, долгой и в

исходе своем просветленной предстает их печаль, их сострадание

мукам и смерти Спасителя Подтверждая высокий и светлый для

людей смысл этой смерти, кровь из ран Христа стекает на череп

Адама (по древней легенде именно на Голгофе был погребен первый

человек) - в знак того, что пролилась она во искупление его греха,

для спасения всего бесчисленного потомства, составляющего человеческий род.

В Музее древнерусского искусства хранятся и две иконы «Иоанн

Предтеча» - одна XV века, другая написана на 100 лет позже Хотя

оба лика выдержаны в одинаковой традиции, но каждая отражает свое

время разной трактовкой образа На первой иконе Иоанн Предтеча

пленяет посетителей задумчивым, просветленным ликом Он размышляет о вечном, добром начале жизни, потому во взгляде его

столько одухотворенности. Время создания иконы совпало с борьбой'

Руси за освобождение от татарского ига - это время Куликовской

битвы, когда русские осознали свою нравственную силу и военную

мощь

Другой Иоанн Предтеча - это икона XVI века, время царствования Ивана Грозного Исследователи предполагают, что, вероятно, она

и создана была по заказу самого царя На темно-оливковом фоне

предстает крылатый Иоанн Предтеча, одетый в те одежды, по которым

в иконописи узнают пророков Узнаваемый лик его безмерно печален,

безудержной скорби полны его глаза Скорбь наложила необычайно

глубокие, невозможные на обычном человеческом лице морщины

Пророческий дар, так преобразовавший облик Иоанна Предтечи, обрекает его на бесконечную скорбь так страшны ею открывшейся

мудрости человеческие грехи, как ведом ему печальный и трудный

путь правды. И в подтверждение этого ведения держит он в левой

руке чашу с собственной отрубленной головой Сверкающие красные

молнии иконы рождают у зрителей ощущение тревоги и беспокойства

Музей древнерусского искусства носит имя Андрея Рублева не

случайно С его именем связывается все лучшее в живописи Древней

Руси Здесь в Спасо-Андрониковом монастыре он жил, творил и после

смерти здесь же был погребен

В монастыре бережно раскрыты чудом уцелевшие от уничтожения

два фрагмента фресок Спасского собора Андрей Рублев выполнил их

в 1427-1430 годы, когда «был уже не просто монахом, а соборным

старцем, управлявшим вместе с игуменом и другими соборными старцами обителью» Он всегда трудился с великим усердием и смирением, не притязая на признательность современников и не помышляя о

славе среди потомков

Спасский собор в монастыре был построен в 20-е годы XV века Он

сложен из белого камня - излюбленною строительного материала

зодчих северо-восточной Руси Весьма вероятно, что в создании его

архитектуры в какой-то мере принимал участие и Андрей Рублев В

старинных рукописях есть указание, что он «помогающу создаста

церковь каменну зело красну»

Роспись Спасского собора - последняя работа прославленного

иконописца Сохранилась миниатюра конца XVI века, на которой

Андрей Рублев изображен сидящим на строительных лесах От фресок, которые были здесь, осталось лишь два небольших фрагмента,

обнаруженные во время реставрации оконных проемов

На темном фоне оконного откоса помещены светлые круги орнамента с изображением листьев, цветов и стеблей растений Рисунки в

кругах не повторяются В одном круге изображены трилистники,

напоминающие листья клевера, в другом - цветы, похожие на водяные лилии, в третьем переданы очертания листьев мать-и-мачехи По

фону между кругами переплетаются стебли, напоминающие усики

вьюнков Эти бесхитростные формы навеял Андрею Рублеву реальный мир окружавших его растений.

Орнаменты фресок построены очень четко, однако в них нет геометрической сухости Вводя живые мотивы, иконописец не делает их

условными, не упрощает их, в них нисколько не утрачено ощущение

живой жизни

Фрески Спасского собора выполнены Андреем Рублевым незадолго до смерти. Он умер около 1430 года Место, где он погребен,

неизвестно В XVII веке еще существовало надгробие его могилы, но

потом и оно было утеряно.

МУЗЕЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА КИПРА

Остров Кипр столь богат памятниками искусства самых разных

времен, что его с полным правом можно назвать островом-музеем

Руины античных городов соперничают здесь с византийскими храмами, замками крестоносцев и крепостными сооружениями венецианцев.

Остров, расположенный на пересечении морских путей Средиземного моря, с древних времен привлекал завоевателей Кого здесь

только не было' Ахейцы и ассирийцы, египтяне и персы, римляне и

византийцы, крестоносцы и венецианцы

Одни проникали сюда в качестве торговцев, а потом, занимая все

большее место в жизни Кипра (политической, культурной и экономической), ассимилировались с местным населением Так было, например, с ахейцами - жителями микенской Греции Другие народы вторгались на Кипр завоевателями, как персы в середине VI века до н э

И каждый из народов, в каком бы качестве они ни приходили, оставлял на Кипре следы своего влияния Но в условиях бесконечных

войн, набегов и борьбы с завоевателями киприоты создавали свое

искусство и свою культуру

Музей народного искусства Кипра среди других музеев острова

занимает особое место Прежде всего он дает посетителю возможность (в большей степени, чем другие музеи) почувствовать колорит местной жизни, этнический характер киприотов и их национальные

черты.

Интересна и сама история создания Музея. Он был открыт в

декабре 1950 года по инициативе Общества кипрских исследователей

во главе которого стоял выдающийся кипрский художник А. Диамантис. Однако еще раньше, в 1931 году, группа участников движения за

возрождение народного искусства выдвинула идею создать коллекцию образцов искусства киприотов. Но политическая обстановка того

времени (Кипром до 1960 года владели англичане) не позволила

воплотить эту идею в жизнь. Киприоты всегда выступали против

английского господства, и вслед за их выступлениями обычно следовали жестокие репрессии.

Однако через пять лет вопрос об организации музея стал вновь

широко обсуждаться, и начало музею было положено. А начало это

было трудным. Во-первых, энтузиасты не имели никакого опыта, так

как на Кипре тогда практически не было специалистов музейного дела,^

тем более в области этнографии и фольклора. Кроме того, в английских

кругах подобные стремления рассматривались как враждебные и опасные. Но членам Общества хватило энтузиазма, упорства и смелости

чтобы до конца довершить начатое дело. Уже в 1948 году им удалось

получить небольшую комнатку на первом этаже резиденции кипрского архиепископа, в которой они и разместили первые 457 экспонатов.

Это была национальная одежда, деревянная скульптура, украшения и

некоторые другие вещи. Их собирали сами организаторы Музея, а

также присылали в дар жители разных районов острова. |

За первые десять лет существования Музея народного искусства

английские власти три раза закрывали его под всевозможными предлогами. Подобные репрессии со стороны властей отпугивали многих

посетителей, и о существовании Музея в Никосии, а тем более за ее

пределами мало кто знал.

В 1961 году для кипрского архиепископа была построена нова:

резиденция, и благодаря стараниям и хлопотам Общества кипрски

исследователей здание прежней Архиепископии было передано ему. (

тех пор Музей народного искусства Кипра занимает весь первый эта>

бывшей архиепископской резиденции, в залах которого и размести

лись его собрания и коллекции. Правда, залами эти помещения на

звать довольно трудно, так как это небольшие кельи бывшего муж

ского монастыря XV века, который принадлежал Бенедиктинском:

ордену.

Здание Музея размещается на площади, которая в годы борьбы

Османской империей, а потом с Великобританией была центром духовной и национальной жизни киприотов.

Посетители начинают знакомиться с экспонатами Музея, еще не

заходя в его залы. На небольшой площадке перед Музеем, под навесом, выставлены огромный сосуд из красной глины и деревянный

пресс для получения оливкового масла.

В первом зале уже самого Музея выставлена коллекция ткацких

станков, в которой всего четыре экспоната, но каждый из них предназначался для конкретной цели. На одном станке ткали материал для

шитья только мужской одежды, другой был приспособлен для производства ткани с узорами, третий использовался для изготовления

тканей, из которых впоследствии шили сумки... А в следующих залах

экспонируются образцы самых различных тканей и изделия из них.

Здесь представлены и лен, и хлопок, и шерсть, и шелк.

Посетителей и многочисленных туристов поражает прежде всего

разнообразие льняных тканей, которые собраны со всех уголков острова. В этом разнообразии преобладают желтый, светло-зеленый, темно-синий, серый и красный цвета - традиционные для национальной одежды жителей Кипра.

Сама национальная одежда занимает в Музее особое место, ведь

жители Кипра с древних времен уделяли ей весьма большое внимание. Сами киприоты говорят, что в их одежде, в первую очередь в ее цвете, читается их характер и темперамент.

Экспонаты Музея, как уже говорилось, демонстрируют довольно

богатую гамму цветов, однако достаточно взглянуть на женский костюм, чтобы увидеть полную гармонию разноцветных его предметов.

Юбка или платье (желтого, красного или сиреневого цвета) сочетаются с черным кафтаном, вышитым серебром. Считается, что склонность

киприотов к ярким цветам говорит об их горячем темпераменте, а

черный цвет будто бы призван сдерживать их эмоциональное возбуждение.

Широко представлена в Музее и распространенная на острове резьба по дереву. Ею украшались капители колонн, ажурные арки в переходах между помещениями зданий, сундуки и шкафы для одежды. На

Кипре известно несколько центров, прославившихся искусными резчиками по дереву. Это - Лапидос, Каравае и Акантос. Здесь еще в

средние века украшались деревянной резьбой двери и окна горных

деревушек. На изделиях музейной коллекции посетители видят традиционные для Кипра мотивы узоров: кипарисы, персиковые деревья,

виноградные лозы, птиц, львов...

Привлекают взгляд посетителей и выставленные в залах Музея

керамические изделия - огромные глиняные сосуды для вина и масла, декоративные изделия и домашняя утварь - миски, тарелки, чашки Как правило, домашняя посуда украшена самыми разнообразными

орнаментами, однако на всех музейных изделиях чаще всего встречав

ются цветы Наиболее оживленный интерес посетителей вызываю!

спаренные сосуды и сосуды с несколькими отверстиями

Устроители Музея отдали две небольшие кельи для воссоздания

интерьера дома киприотов прошлого века Среди предметов домашнее

го обихода, которые придавали особый колорит жилищу, в каждом

кипрском доме было два деревянных шкафа (они размещались в про\

тивоположных углах), навесные деревянные полки для посуды (деко-^

ративной и ежедневного пользования), сундуки для одежды Все де1

ревянные изделия украшены резьбой, а некоторые еще и окрашены в

мягкие цвета

В музейном интерьере кипрского дома посетители впервые встре-1

чаются с медной посудой. А вообще все эти предметы домашнего

обихода до сих пор можно видеть и в домах бедных киприотов |

Необычно своеобразны и интересны представленные в Музее из-|

делия из серебра и золота Крупнейшим центром производства ил

была Никосия, где своим искусством особенно славились серебряные

дел мастера Золотые изделия имели меньший спрос, так как был»[

доступны лишь очень богатым людям

В Музее народного искусства есть и произведения современные

кипрских ремесленников, но исполненные обязательно в традицион|

ной манере

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ НИГЕРИИ

Джое Мифологическое существо антилопа

Тропическая Африка не часто радует археологов находками Бесконечные ливни, постоянная жара - в таких условиях могут сохраняться изделия из немногих материалов Если что из них и пощадила

сырость, то могут уничтожить мириады насекомых Они крошат,

точат, грызут буквально все, что находится в земле Поэтому сохранившиеся предметы приобретают особенно ценное значение

Африканское государство Нигерия не имеет себе равных по числу

музеев и по количеству собранных в них экспонатов среди других

стран Тропической Африки Музеи основывались обычно в тех районах, где проходили археологические раскопки или случайно обнаруживалось большое количество произведений древней культуры

К их числу относится штат Плато, расположенный в самом центре

Нигерии Это важнейший сельскохозяйственный район страны и центр

ее горнодобывающей промышленности Еще в начале XX века там

были обнаружены и начали разрабатываться крупные месторождения

олова и других видов минерального сырья

Но не только богатствами своих земных недр знаменит этот край

В столице штата - городе Джое - в 1952 году был открыт первый

Национальный музей Нигерии Теперь он стал достопримечательностью в масштабах всей Тропической Африки

Сначала Музей предназначался для экспонирования уникальных

терракотовых статуэток, которые были обнаружены в окрестностях

города еще в 1944 году. Эти статуэтки представляли собой образцы

древней «культуры Нок», названной так по имени деревни, где были

обнаружены первые находки.

«Нок» - это фрагменты человеческих фигур, изображения птиц и

животных, поразительные скульптурные портреты из терракоты размером от нескольких сантиметров до натуральной величины. Ученыеискусствоведы предположили, что эти фигурки вылеплены не руками

человека, а оттиснуты в специальных формах. Поэтому долгое время

некоторые западные ученые сомневались в африканском происхождении этой культуры. Однако последние археологические открытия

опровергли все их сомнения. Сейчас стал неоспорим факт, что корни

«культуры Нок» уходят в глубь веков и она была высоко развита здесь

еще в I тысячелетии до н. э.

Ученые установили, что африканцы были незаурядными мастерами и владели секретами обработки терракоты и бронзы еще в далеком

прошлом. И теперь специалисты сравнивают мастерство ифского литья и чеканки с работами прославленного Бенвенуто Челлини. Например, возраст терракотовой головки «Джемаа» определяется археологами в 2200 лет. Она была найдена в одной из оловянных шахт и долгое

время (правда, по незнанию ее ценности) использовалась местным

фермером в качестве... чучела.

Головы фигурок «Нок» по форме самые разные: круглые, цилиндрические. конусообразные. Лица тоже совершенно не похожи друг на

друга: нос, губы и уши каждый раз «сочинялись» заново Только глаза

у всех у них одинаковые - полукруглые или обращенные вниз вершиной треугольника с круглыми отверстиями на месте зрачков. Лишь

некоторые детали в этих фигурках - брови, прическа - исполнялись отдельно и накладывались на изделие перед обжигом.

Постепенно профиль Музея стал значительно шире. В постоянно

действующей галерее собраны произведения и образцы искусства

практически со всех концов Нигерии. Здесь и деревянные маски

народностей ибо и идома, бронзовое литье Бенина и Ифе, музыкальные инструменты народностей хауса и йоруба, предметы домашнего

обихода, оружие из камня и прочие экспонаты.

Уникальность Музея состоит еще и в том, что значительная часть

его экспонатов располагается под открытым небом. На площади в

63,5 акра в центре Джоса завершено сооружение мини-города, который стал своеобразным разделом традиционной негритянской архитектуры. В нем представлены подлинные древние постройки, тут же

располагаются созданные руками нынешних строителей точные копии исторических памятников, разбросанных по всей стране.

Здесь можно увидеть типичные для разных народностей Нигерии

жилые дома и церкви, дворцы вождей и эмиров, образцы древнейших

фортификационных сооружений. По сохранившимся рисункам и описаниям воссоздана часть городской стены, окружавшей Кано - самый северный город Нигерии. Эта стена защищала город от набегов

многочисленных врагов.

В 1830 году в городе Заира известный нигерийский архитектор

Баба Гвани Микаила построил для эмира Абдулкарима дворец «Маласи Джемаа». Теперь в Национальном музее выставлена копия этого

дворца, а также копия старейшей части дворца эмира Катсины.

Интереснейший «экспонат» нигерийского музея - действующая

древняя гончарная мастерская. Искусство лепки из глины и изготовления керамических изделий передается среди нигерийцев из поколения в поколение, и сейчас в музейной мастерской обучаются молодые

гончары.

Перед глазами многочисленных посетителей проходит весь процесс гончарного ремесла - от подготовки глины до готового изделия.

Подготовка самого материала - процесс сам по себе несложный, но

очень трудоемкий. Глину, добытую в карьерах с помощью кирок и

лопат, сюда доставляют на тележках или ишаках. Здесь ее несколько

дней сушат на открытом воздухе, а затем дробят на мелкие куски. Их

помещают в бассейн с водой, чтобы получить однородную массу,

которую потом месят ногами, попутно освобождая от ненужных примесей. Образовавшееся тесто разрезают на куски и разминают до


Сейчас читают про: