double arrow

Исходные материалы для экспертизы

ПРОИЗВОДСТВО ЭКСПЕРТИЗ

Для производства судебной автотехнической экспертизы в распоряжение эксперта должны быть предоставлены материалы, достаточные для полного и объективного исследования.

К этим материалам относятся:

- постановление следователя (определение суда) о назначении экспертизы;

- протокол осмотра места ДТП;

- схема ДТП;

- протокол осмотра и проверки технического состояния транспортного средства;

- справка по ДТП;

- протокол допроса участников ДТП.

Этот перечень может быть дополнен протоколом следственного эксперимента (если он проводился) и другими материалами (справка метеослужбы о состоянии погоды в период расследуемого ДТП, состояние дорожного покрытия в зоне ДТП, сведения о продолжительности работы фаз светофоров), а также протоколами допроса свидетелей.

Назначение экспертизы следователем или судом должно быть оформлено процессуально. Если документ о назначении экспертизы отсутствует, экспертиза утрачивает свое юридическое значение.

Постановление о назначении экспертизы состоит из трех частей:

- вводной;

- описательной;

- резолютивной (заключительной).

Во вводной части указывают вид экспертизы, дату и место составления постановления, наименование органа или фамилию и должность лица, назначившего экспертизу, номер дела, фамилию и инициалы подозреваемого.

В описательной части излагают фабулу ДТП и характеризуют обстоятельства, связанные с объектами экспертизы. Особое значение для автотехнической экспертизы имеют технические данные, необходимые для восстановления механизма ДТП. К ним относятся:

- координаты места и время ДТП;

- характеристика проезжей части;

- тип и техническое состояние ТС, его загрузка в момент ДТП;

- скорость движения ТС (если она установлена) и пешеходов;

- длина и характер следов торможения или качения колес;

- расположение ТС и других объектов и предметов (осколков стекол, следы осыпавшейся грязи, деталей автомобилей и т.д.) на проезжей части;

- характеристика видимости и обзорности с места водителя в момент ДТП.

В постановлении должно быть указано, применял ли водитель экстренное торможение, а если применял, то на какое расстояние переместилось ТС в заторможенном состоянии до места удара и после него. Также указывают, какой частью ТС был сбит пешеход (или нанесен удар по другому ТС, неподвижному препятствию).

В конце описательной части постановления перечисляют статьи УПК, которыми руководствовался следователь, назначая экспертизу.

В резолютивной части постановления указывают вид назначаемой экспертизы, учреждение или лицо, которому она поручена, перечисляют вопросы, поставленные на разрешение эксперта, описывают направляемые на исследование объекты и материалы.

Полнота и результативность экспертного исследования в значительной степени определяются кругом и точностью сформулированных вопросов, поставленных на разрешение эксперта. Число и содержание этих вопросов могут быть различны и охватывать самые разные аспекты исследуемого ДТП.

Если у ТС обнаружена какая-нибудь неисправность, то эксперт должен определить время ее возникновения и ответить на вопросы, не является ли эта неисправность результатом исследуемого ДТП и как обнаруженная неисправность могла повлиять на процесс и результаты ДТП?

В постановлении также указывают на необходимость предупреждения экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ или уклонение от дачи заключения и за разглашение данных предварительного следствия.

В случае назначения повторной или дополнительной экспертизы в экспертное учреждение представляют заключения предшествующих экспертиз (либо их сообщение о невозможности дать заключение) со всеми приложениями, а также появившиеся после дачи первичного заключения материалы.

Протокол осмотра места ДТП содержит характеристику и описание всех элементов места происшествия, которые были обнаружены в процессе осмотра.

По существующему положению в состав оперативной группы, выезжающей наместо происшествия, должны входить сотрудники ГИБДД, следователь органов внутренних дел (если пострадали люди или причинен большой материальный ущерб), эксперт оперативно-технического аппарата, судебно-медицинский эксперт или врач (когда имеются погибшие), сотрудник уголовного розыска (если водитель скрылся с места ДТП). Однако обычно нет необходимости в присутствии всех перечисленных специалистов. Поэтому первичное расследование ДТП и оформление документации обычно возлагают на дежурного по подразделению ГИБДД или инспектора ДПСЮ прибывшего на место ДТП.

Используемая форма протокола осмотра места ДТП утверждена министром внутренних дел и состоит из трех частей: вводной, описательно, и заключительной.

Во вводной части указывают дату осмотра, должности и ФИО лиц, участвующих в осмотре, ФИО водителей и понятых.

В описательной части протокола характеризуют все, обнаруженное в процессе осмотра. К основным элементам места ДТП относятся:

- участок дороги или улицы (с указанием названий) с их проезжей частью, тротуарами, обочинами;

- дорожное покрытие, его состояние (сухое влажное, обледенелое) и особенности (выбоины, колеи);

- окружающие предметы (дома, деревья, заборы);

- объекты, являющиеся результатом ДТП;

- ТС, их положение на местности и относительно друг друга;

- средства организации и регулирования движения (дорожные знаки, указатели, светофоры, местоположение регулировщика, линии разметки).

Кроме того, в протоколе указывают состояние погоды и видимость в момент осмотра.

В протоколе фиксируются все размеры и расстояния, имеющие значение для расследования ДТП.

В заключительной части указывают:

- предметы, изъятые с места ДТП;

- действия по фиксированию обстановки на месте ДТП и изъятию предметов;

- заявления по существу осмотра, поступивших от водителей, очевидцев, потерпевших, специалистов и понятых;

- время начала и окончания осмотра.

Протокол подписывают лица, производившие осмотр и участвовавшие в осмотре.

Схема ДТП представляет собой план местности с графическим изображением обстановки происшествия и является приложением к протоколу осмотра места ДТП. Как и протокол, схему составляют на основании данных осмотра места ДТП, показаний его очевидцев и участников. Однако схема фиксирует не только координаты ТС и пешеходов после ДТП, но и их примерное положение перед происшествием, а также направление (траекторию) движения. Схема должна быть выполнена в масштабе.

Иногда графическое изображение сопровождается пояснительной таблицей с указанием климатических условий, состояния уличного освещения и видимости дороги. Особое внимание обращают на положение предметов, ограничивающих обзорность дороги с места водителя (дома, зеленые насаждения, стоящие ТС и т.д.).

Изображение на схеме должно быть правильно привязано к неподвижным ориентирам: километровому указателю, зданию, мачте телефонной связи или телеграфной связи и т.д.

На схеме должны быть указаны три размера: один параллельно осевой линии дороги – от переднего или заднего моста ТС до избранного ориентира и два перпендикулярных этой линии – от осей передних и задних колес (или от передней и задней габаритных точек) до границы проезжей части (обочины).

В каждом конкретном случае могут быть выбраны свои ориентиры на места ДТП и характерные точки на ТС.

Если кромка проезжей части четко не просматривается (покрытие изношено, занесено снегом) или отсутствует (на проселочных дорогах), то перед замерами на местности проводят базовую линию. Для этого между двумя заметными неподвижными ориентирами натягивают веревку или полотно рулетки, и все расстояния замеряют от нее.

Схема и протокол осмотра места ДТП должны содержать четкие характеристики следов колес на покрытии. Если причину возникновения следа трудно определить (качение, юз, поперечное скольжение), то следует замерить длину всех характерных участков следа и описать их в протоколе.

Схема при всей ее наглядности не всегда объективно отражает все обстоятельства ДТП. Одна из причин заключается в том, что на месте происшествия обычно составляют черновой эскиз схемы, а оформляют ее окончательно на посту ГИБДД иногда значительно позже, причем ряд деталей восстанавливают по памяти. Для более точного воспроизведения дорожной обстановки применяют фотосъемку. С помощью обзорной фотосъемки фиксируют общий вид местности в зоне ДТП. Посредством узловой съемки фиксируют наиболее важные объекты (поврежденная сторона автомобиля, тело потерпевшего и т.д.), вошедшие в кадр при объемной съемке. Детальной съемке подвергают предметы, которые могут стать вещественными доказательствами: тормозные и рулевые механизмы, шины, фары. Фиксируют также пробоины, вмятины, следы шин, повреждения транспортных средств и дорожного покрытия. Качественная фотосъемка исключает необходимость предъявлять экспертам поврежденные ТС, повышает точность и достоверность выводов, сокращает его сроки.

Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС фиксирует технические неисправности и повреждения, выявленные при осмотре этих средств. Неисправности могут быть причиной ДТП, а повреждения - его следствием. В процессе осмотра могут быть также обнаружены частицы грунтов, краски, одежды, крови, которые могут помочь установлению обстоятельств ДТП. В протоколе указывают вид повреждений (вмятины, трещины, разрывы), их местонахождение и размеры – длину, ширину, глубину. Осмотр позволяет выявить дефекты, с которыми запрещается эксплуатация автомобиля, и установить, соответствует ли работа механизма предъявляемым к нему техническим требованиям.

Особое внимание уделяют техническому состоянию агрегатов и систем ТС, влияющих на безопасность: тормозной системе, рулевому управлению, шинам, подвеске, системам освещения и сигнализации.

Протокол осмотра и проверки технического состояния ТС желательно дополнить их фотографиями с указанием наиболее серьезных повреждений. Такие фотографии дают возможность определить взаимное расположение ТС в процессе их столкновения, а также ТС и пешехода или неподвижного препятствия в момент наезда. Косвенно можно также судить о направлении и силе удара.

Справка по ДТП содержит сведения о времени и месте ДТП, краткое описание с указанием места жительства пострадавших и адреса лечебного учреждения, в которое они направлены, информацию об ТС, участвовавших в ДТП, и их водителях. Справка содержит сведения, относящиеся не только к моменту осмотра места происшествия, но и к моменту события, т.е. самого ДТП. ЕЕ заполняет должностное лицо, осматривающее место ДТП. При этом используются данные, добытые в процессе осмотра, предварительного опроса очевидцев, водителей, пассажиров и пострадавших. В справке должны быть отражены лишь объективные обстоятельства наступления описываемого события, которые были установлены в ходе осмотра места ДТП и предварительного опроса его очевидцев и участников.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: