Компетенция, права и обязанности судебного эксперта

Цель и задачи экспертизы

Борьба с аварийностью на автомобильном транспорте предусматривает проведение комплекса мероприятий по улучшению условий движения, совершенствование конструкции ТС, повышение квалификации и дисциплинированности водителей и других участников движения. Особое место в профилактических мероприятиях занимает исследование причин ДТП и сопутствующих факторов. Выявит причины и сопутствующие факторы можно путем детального исследования дорожной обстановки и ее изменений.

Определение 3: Под дорожной обстановкой понимают совокупность обстоятельств в зоне происшествия, которые должны учитывать участники движения при выборе режима своего движения.

В ДТП можно выделить три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая фаза является логическим продолжением предыдущей и, в свою очередь, предопределяет развитие последующей фазы.

Начальная фаза ДТП характеризуется условиями движения ТС и пешеходов, сложившимися перед возникновением опасной ситуации.

Определение 4: Под опасной ситуацией понимают такую ситуацию, при которой участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения ДТП и снижения тяжести его последствий.

Если меры не приняты или недостаточно эффективны то в процессе сближения ТС и пешеходов опасная ситуация перерастает в аварийную ситуацию.

Определение 5: Аварийной ситуацией называют такую ситуацию, при которой участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и оно становится неизбежным.

Таким образом, в опасной ситуации участники движения еще могут предотвратить ДТП, а в аварийной ситуации движение ТС определяется законами независящими от воли и действий водителя, поэтому ДТП становится неизбежным. При проведении исследования конкретного ДТП в ряде случаев момент возникновения опасной ситуации устанавливает эксперт-автотехник путем расчетов. Если же он определен следователем или судом, то эксперт-автотехник принимает это определение в качестве исходного данного для последующих расчетов и иных исследований.

Кульминационная фаза характерна событиями, вызывающими наиболее тяжелые последствия (разрушение автомобилей, травматизм пешеходов, пассажиров и водителей). Если в ДТП принимает участие незначительное количество ТС, то кульминационная фаза продолжается недолго (обычно несколько секунд) и развивается на участке дороги небольшой протяженности. Если же в ДТП вовлечены десятки и даже сотни автомобилей (цепные ДТП), то продолжительность этой фазы может быть значительной.

Конечная фаза следует за кульминационной фазой. Конец ее часто совпадает с прекращением движения ТС, однако в случае несоблюдения послеаварийной безопасности (возникновение пожара) конечная фаза может продолжаться и после остановки ТС.

Чем полнее данные, характеризующие ДТП и его фазы, тем более объективно и всесторонне могут быть изучены причины и механизм его протекания.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, исследующей ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Служебное расследование проводят работники организаций, которым принадлежат ТС, причастные к ДТП, или сотрудники дорожных служб, осуществляющие надзор над данным участком дороги. Служебное расследование возложено на руководящий состав предприятий.

Цель служебного расследования заключается в установлении обстоятельств, условий и причин возникновения ДТП, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработке мероприятий по устранению причин происшествий.

Определение 6. Судебная экспертиза ДТП – это процессуальное действие, исследующее обстоятельства дела о ДТП в целях выявления фактических данных, которые могут явиться доказательством для установления истины по уголовному или гражданскому делу.

Такие фактические данные могут иметь значение для проверки данных, полученных на основе других доказательств.

Судебную экспертизу ДТП проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные познания. Это, как правило, штатные сотрудники экспертных учреждений Министерства юстиции. В отдельных случаях следственные и судебные органы поручают проведение экспертизы внештатным экспертам: работникам НИИ, вузов, техникумов.

Поскольку некоторые ДТП связаны с уголовной ответственностью виновных и их последующим наказанием, то материалы по таким ДТП передаются органам дознания и следствия, назначающим судебную экспертизу.

Судебно-медицинский эксперт: устанавливает причины смерти и характер телесных повреждений участников ДТП – водителей, пешеходов, пассажиров, а также наличие и степень их алкогольного опьянения; определяет механизм образования телесных повреждений и их связь с происшествием; выясняет состояние здоровья потерпевших. Кроме того, судебно-медицинский эксперт исследует в качестве вещественных доказательств кровь, волосы, мозговое вещество, кости, мягкие ткани погибших, определяет их свойства и характерные признаки.

Криминалистический эксперт исследует различного рода следы движения предметов, возникшие в процессе ДТП (трасологическая экспертиза). По следам, оставленным на месте ДТП (следы торможения или отпечатки протекторов шин на покрытии дороги, царапины на столбах, зданиях или транспортных средствах), осколкам стекол и другим деталям эксперт-криминалист определяет модель и марку ТС, направление его движения и положение на проезжей части в различные моменты времени.

Целью судебной автотехнической экспертизы является установление научно обоснованной характеристики процесса ДТП во всех его фазах, определение объективных причин возникновения ДТП и поведение отдельных его участников.

В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников, пренебрегших требованиями безопасности? Для достижения этой цели эксперт-автотехник должен решить несколько частных задач, возникших в ходе экспертизы. В общем виде они формулируются следующим образом:

- выяснение, систематизация и критический анализ факторов, сопутствовавших ДТП (техническое состояние ТС и дороги, параметры движения ТС и пешеходов, организация дорожного движения и соответствующие технические средства);

- отбор факторов, которые могли способствовать возникновению и развитию ДТП, их теоретическое и экспериментальное исследование;

- установление технических причин исследуемого ДТП и возможности его предотвращения отдельными участниками;

- определение поведения участников рассматриваемого ДТП и соответствия их действий требованиям ПДД и других нормативных актов.

По составу участников экспертизы делят на:

- единоличную;

- комиссионную;

- комплексную.

Единоличную экспертизу проводят в сравнительно простых случаях, когда характер ДТП не вызывает разногласия в толковании отдельных его обстоятельств.

Комиссионную экспертизу назначают при разборе сложных происшествий с большим числом участников и транспортных средств, а также при наличии обстоятельств, которые вызывают сомнение или разногласия в их толковании. В состав комиссии входит несколько экспертов (специалистов) обычно 2 – 5 одной специальности. Члены комиссии исследуют одни и те же объекты и отвечают на одни и те же вопросы. Комиссия экспертов представляет общее заключение, согласованное со всеми членами комиссии. При возникновении разногласий каждый член комиссии имеет право представить письменно особое мнение, обосновав его.

Комплексную экспертизу назначают в случаях, когда возникшие вопросы не могут быть решены специалистами одного рода и требуются лица различных специальностей. При комплексной экспертизе в состав комиссии, кроме эксперта-автотехника могут быть включены медики, криминалисты и т.д., которые исследуют одни и те же объекты и решают пограничные вопросы, общие для специалистов различных областей знаний.

По очередности проведения экспертиз различают:

- первичную;

- дополнительную;

- повторную.

Первичную экспертизу эксперт-автотехник проводит, отвечая на конкретные вопросы, содержащиеся в постановлении следователя или определении суда.

Дополнительную экспертизу назначают при недостаточной ясности или неполноте заключения эксперта. Дополнительное исследование разъясняет заключение, данное ранее, уточняет процесс исследования ДТП и смысл выводов. Дополнительно аргументируются выводы на поставленные ранее вопросы.

Повторную экспертизу назначают в том случае, если имеются сомнения в квалификации эксперта, правильности проведенной экспертизы, объективности ее выводов или в достоверности исходных данных, положенных в основу заключения. Необходимость повторной экспертизы возникает и в случае выявления дополнительных материалов, неизвестных при проведении первичной экспертизы. Повторная экспертиза чаще всего бывает комиссионной и назначается только в новом составе. В повторную экспертизу не могут быть включены (полностью или частично) эксперты, участвовавшие в первичной и дополнительной экспертизах.

Повторная экспертиза часто отвечает на те же вопросы, что и предыдущая. Если же задаются новые вопросы, то среди них необходимо должен быть вопрос о совпадении выводов настоящей экспертизы с выводами предыдущей или о причинах несогласия с ними.

Заключение эксперта является важнейшим средством доказывания в делах об автотранспортных преступлениях. Однако, заключение эксперта-автотехника не является обязательным для следствия и суда, но их несогласие с выводами специалиста должно быть мотивировано и отражено в обвинительном заключении, приговоре или в постановлении (определении) о назначении повторной экспертизы.

Компетенция, права и обязанности судебного эксперта-автотехника регламентированы Федеральным законом от 31.05.2001 №73-Ф3.

Эксперт-автотехник дает заключение от своего имени на основании лично проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями и несет личную ответственность за свое заключение. Заключение судебного эксперта-автотехника базируется на материалах дела по рассматриваемому ДТП и является доказательством по делу.

Эксперт-автотехник исследует только технические аспекты ДТП. Такой анализ подразумевает изучение обстоятельств ДТП на основе физических законов без учета психофизических особенностей участников ДТП и эмоциональных факторов, действующих на них, а также на самого эксперта. Полностью все доказательства оценивает суд.

Под компетенцией эксперта-автотехника понимают его знания и опыт в области теории и методики экспертизы, а также круг его полномочий, предоставленных ему законом, и вопросов, которые он может решать на основе своих специальных познаний.

В компетенцию судебного эксперта-автотехника входит:

- исследование технического состояния ТС, участвовавших в ДТП;

- обстановка на месте ДТП;

- действие участников;

- процесса (механизма) ДТП или отдельных его стадий, а также определение технической возможности предотвращения ДТП.

Техническое состояние ТС исследуют, чтобы установить причины и время возникновения неисправности и возможность обнаружить ее до ДТП. Эксперт-автотехник устанавливает причинно-следственную связь между обнаруженной неисправностью и ДТП и определяет техническую возможность его предотвращения при состоянии ТС в момент ДТП безотносительно к субъективному состоянию водителя и его психофизическим характеристикам.

Обстановку на месте ДТП эксперт-автотехник исследует, чтобы установить параметры, характеризующие движение ТС и других объектов в зоне ДТП (ширину проезжей части и обочин, коэффициенты сцепления шин с дорогой и сопротивления качению, уклон дороги, радиусы закруглений, средства организации движения). В процессе исследования определяет траектории движения ТС, условия видимости и обзорности, а также другие обстоятельства, которые способствовали (или могли способствовать) ДТП.

Эксперт-автотехник определяет, как следовало действовать участникам ДТП, чтобы выполнить технические требования ПДД, эксплуатации ТС и других нормативных актов. Сопоставляя фактические действия участников в процессе ДТП с указанием нормативных документов, эксперт определяет степень соответствия этих действий установленным требованиям. Он выявляет, какие действия водителя по управлению ТС с момента возникновения опасности могли предотвратить ДТП, и какими требованиями ПДД они предусмотрены. Он выясняет также, была ли у водителя ТС возможность совершить эти действия. Тем самым эксперт определяет технические аспекты причинной связи между действиями участников ДТП (установленными как следствием и судом, так и самим экспертом) и происшествием.

При исследовании процесса (механизма) ДТП или его отдельных стадий эксперт устанавливает величины и направления действия сил, которые действую в момент столкновения между столкнувшимися ТС или ТС и препятствием. Анализируя наезд ТС на пешехода, он определяет основные параметры их движения и взаимное расположение в различные моменты времени.

Эксперт устанавливает также момент возникновения опасной ситуации, если при этом необходимы специальные познания для проведения соответствующих расчетов, моделирования и эксперимента. Этот момент требует принятия экстренных мер по предотвращению ДТП. Он определяет также момент, когда какой-либо предмет перестает ограничивать обзорность и водитель получает возможность увидеть пешехода или ТС. Если этот момент определен следователем или судом, то эксперт принимает его в качестве исходного. Определяя наличие у участников ДТП технической возможности предотвратить ДТП, эксперт опирается не только на предоставленные ему исходные данные, но и на сведения, которые он сам получил расчетным путем. Если полученные данные расходятся с данными указанными следователем (судом), то эксперт указывает на это в своем заключении.

В компетенцию эксперта-автотехника входит также исследование и решение других вопросов, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией ТС.

Судебный эксперт-автотехник имеет право (ст. 57, п.3 УПК РФ от18.12.2001 №174-ФЗ):

1) знакомиться с материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы;

2) ходатайствовать о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения, либо привлечение к производству судебной экспертизы других экспертов;

3) участвовать с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда в процессуальных действиях и задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы;

4) давать заключение в пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющие отношение к предмету экспертного исследования;

5) приносить жалобы на действия (бездействие) и решение дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права;

6) отказаться от дачи заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения. Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с изложением мотивов отказа.

Эксперт-автотехник не имеет права (ст. 57, п.4 УПК РФ от18.12.2001 №174-ФЗ):

1) без ведома следователя и суда вести переговоры с участниками уголовного судопроизводства по вопросам, связанным с производством судебной экспертизы;

2) самостоятельно собирать материалы для экспертного исследования;

3) проводить без разрешения дознавателя, следователя, суда исследования, могущие повлечь полное или частичное уничтожение объектов либо изменение их внешнего вида или основных свойств;

4) давать заведомо ложное заключение;

5) разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст.161 настоящего Кодекса;

6) уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора или суд.

За дачу заведомо ложного заключения эксперт несет ответственность в соответствии со ст. 307 УК РФ (ст.57, п.5, УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ).

За разглашение данных предварительного расследования эксперт несет ответственность в соответствии со ст.310 УК РФ (ст.57, п.6, УПК РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ).

Эксперт-автотехник обязан:

- дать заключение по поставленным вопросам на основании полной, всесторонней и объективной оценки результатов экспертных исследований в соответствии со своими специальными познаниями. За свое заключение эксперт несет личную ответственность, а за необоснованные отказ или уклонение от дачи заключения, а также за дачу заведомо ложного заключения он подлежит уголовной ответственности.

- детально ознакомиться со всеми обстоятельствами ДТП и в случае необходимости поставить перед следствием или судом о предоставлении ему недостающих данных.

- использовать научно-технические средства, которые способствуют полному и всестороннему исследованию обстоятельств ДТП и технического состояния ТС.

- сообщать в письменной форме органу, назначившему экспертизу, о невозможности дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его компетенции, не требуют специальных познаний, носят правовой характер или если предоставленный материал недостаточен для дачи заключения, а восполнить его невозможно.

- исследовать представленные на экспертизу материалы, если они позволяют без дополнительных данных ответить хотя бы на часть поставленных вопросов. В заключении он обязан сообщить о причинах, сделавших невозможным ответы на другие вопросы.

- обеспечить сохранность материалов дела, полученных для исследования.

- в указанных в законе случаях проводить экспертизу в присутствии прокурора или следователя, а также обвиняемого и предоставляет ему возможность давать необходимые разъяснения.

- являться по вызову следователя или суда на допрос для разъяснения, данного им заключения.

- устанавливать обстоятельства, которые способствовали (или могли способствовать) возникновению ДТП, нарушению правил ПДД и эксплуатации ТС.

- участвовать в разработке мер предупредительного характера, направленных на снижения аварийности на транспорте, активно способствовать улучшению качества и сокращению сроков судебных автотехнических экспертиз.

Специалист (ст.58 УПК РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ)

1. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном настоящим Кодексом, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятия предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.

2. Вызов специалиста и порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 УПК РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ.

3. Специалист вправе:

1) отказаться от участия в производстве по уголовному делу, если он не обладает соответствующими специальными знаниями;

2) задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда;

3) знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол;

4) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.

4. Специалист не вправе уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд, а также разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу в качестве специалиста, если он был об этом заранее предупрежден в порядке, установленном ст.161 УПК РФ от 18.12.2001 №174-ФЗ. З разглашение данных предварительного расследования специалист несет ответственность в соответствии со ст.310 УК РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: