Участие специалиста-автотехника в следственных действиях

Специалист-автотехник, привлеченный для участия в следственных действиях, является помощником следователя. Он использует свои специальные познания и навыки при обнаружении, закреплении и изъятия доказательств. В отличие от эксперта специалист не проводит экспертного исследования. К лицу вызываемому в суд в качестве специалиста, предъявляются почти такие же требования, как и к эксперту-автотехнику. Он может участвовать в осмотре ТС, места ДТП, документов и обращать внимание следователя на следы и другие вещественные доказательства, которые могут иметь значение для установления обстоятельств, вызвавших ДТП или способствовавших его возникновению. Одним из доказательств по делу служит результат следственного эксперимента, в процессе которого обстоятельства, интересующие следствие и суд, обнаруживаются путем непосредственного их воспроизведения. Эксперименты важны для выяснения механизма ДТП и правильной оценки обстановки ДТП, действий его участников и других обстоятельств подлинного события.

Основные обязанности специалиста-автотехника при этом - консультативная помощь по организации и технике эксперимента, расстановки его участников, определение содержания выполняемых действий, обеспечение мер безопасности. Специалист-автотехник должен обеспечить правильную фиксацию результатов эксперимента и достоверность проведенных измерений. Участие специалиста в осмотре ТС позволяет избежать неполноты и неточности при обнаружении важных для дела обстоятельств и их отражении в протоколах следственного эксперимента. Специалист-автотехник помогает следователю не только в подборе материалов для исследования, но и формулировке вопросов для экспертизы.

Протокол следственного эксперимента описывает условия проведения опыта (дату, время, место эксперимента, тип и состояние дорожного покрытия, метеорологические условия, освещенность дороги, марку транспортного средства, количество замеров и т.д.).

Если эксперимент проводят с целью определения скорости движения потерпевшего пешехода, то указывают возраст лица, приглашенного в качестве исполнителя (если нельзя привлечь самого потерпевшего). Для эксперимента подбирают человека, по физическим данным, возрасту и полу соответствующего потерпевшему. Участники эксперимента должны указать место, на котором они находились в момент ДТП, и примерную траекторию потерпевшего. После этого следователь предлагает исполнителю пройти указанное расстояние с определенной скоростью и с помощью секундомера засекает время.

Аналогично определяется и скорость ТС. В этом случае расстояние, преодолеваемое ТС или мотоциклом, должно быть не менее 100м, поскольку при замере времени вручную возможны относительные ошибки. Пользоваться для определения скорости автомобильным спидометром без предварительной тарировки нельзя, так как точность его показаний невысока.

Если водитель в процессе ДТП тормозил, то ему предлагают вести ТС с той же скоростью, что и перед ДТП, и тормозить с той же интенсивностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: