Повышение безопасности дорожного движения базируется на ликвидации стихийных, энтропийных процессов, на внедрении элементов организованности и порядка в дорожном движении. С этой точки зрения ДТП является предельным состоянием системы «ВАДС» (водитель-автомобиль-дорога-среда). Такое состояние характеризует отказ от нормального функционирования данной системы.
При изучении ДТП возможны два метода
1) вероятностный;
2) детерминированный.
Вероятностный метод – это попытка охватить статистическими закономерностями все множество факторов, действующих во время ДТП. Вероятностный метод позволяет предсказать число и характер ДТП, которые могут произойти в предстоящий период. Например: можно прогнозировать число столкновений ТС или наездов на пешеходов, которые произойдут в определенном районе города или страны в ближайшем будущем. Этот метод позволяет прогнозировать число раненых и погибших, а также сумму материального ущерба от ДТП в районе, городе, области и т.д.
Детерминированный метод рассматривает не аварийность по городу (району, области и т.д.) в целом, а каждое ДТП в отдельности. Каждое ДТП, хотя и подчинено общим характерным для всей совокупности закономерностям, является следствием конкретных, совершенно определенных факторов. Эти факторы могут быть как общими для целой группы автомобилей попавших в ДТП (например: обледенение дороги, дождь, и т.д.) так и сугубо индивидуальными, характерными лишь для данного происшествия (например: внезапный отказ тормозной системы, нетрезвое состояние водителя, неправильное поведение пешехода и т.д.).
ДТП принято дифференцировать на следующие основные виды:
- наезды, заключающиеся в контакте механического транспортного средства с неподвижным препятствием, стоящим транспортным средством, гужевым транспортом, пешеходами, велосипедистами, животными;
- столкновения, когда контактируют движущиеся механические ТС;
- опрокидывание, при котором ТС вследствие неправильных приемов управления, неблагоприятных дорожных условий, технической неисправности или каких-либо других причин потеряло устойчивость, перевернулось вверх дном или повалилось на бок.
ДТП при которых произошло опрокидывание в результате столкновения одного ТС с другим или наезда его на неподвижное препятствие к опрокидываниям не относится.
Кроме того, выделяются особые группы ДТП, такие как падения пешеходов, выпадывание пассажиров из транспорта и др.
Следует отметить, что ДТП с тяжелыми последствиями предполагает индивидуальную ответственность водителя за него. Выражением этой ответственности служит:
- материальная;
- административная;
- уголовное наказание.
Установление личной ответственности, невозможное при статистическом методе, требует индивидуального изучения причин и последствий каждого ДТП. Эту работу проводят в процессе экспертизы ДТП, которая тесно связана с судебной экспертизой.
Определение 1: Экспертизой ДТП называют комплексное научно-техническое исследование всех аспектов каждого происшествия в отдельности, проведенное лицами, имеющими специальные познания в науке, технике и ремесле.
Экспертиза требует использования информации из самых разных областей знания: юриспруденции; криминалистики; медицины; психофизиологии4 конструкции автомобиля; теории и расчета ТС; технологии их изготовления; обслуживания и ремонта; проектирования, строительства и эксплуатации дорог; организации и безопасности движения и др.
Определение 2: Под ТС в дальнейшем подразумеваются все типы автомобилей и автопоездов, мотоциклы и мопеды, самоходные машины, а также средства городского электротранспорта.
Научно-методический аппарат исследования ДТП был разработан в основном советскими учеными. В западных странах с высоким уровнем автомобилизации исследованиями аварий занимаются преимущественно страховые компании, которые определяют размеры материального ущерба от ДТП и страховых сумм, а также полицейские органы в случаях смертельного исхода или преступных мотивов.
В России большую работу в этом направлении ведут высшие учебные заведения, готовящие инженеров по организации и безопасности дорожного движения.