В ПОПУТНОМ НАПРАВЛЕНИИ
МЕТОД ОПРЕДЕЛЕНИЯ МИНИМАЛЬНО-БЕЗОПАСНОГО РАССТОЯНИЯ (ДИСТАНЦИИ) МЕЖДУ АВТОМОБИЛЯМИ, ДВИЖУЩИМИСЯ
Существующая методика определения минимально-безопасного расстояния между автомобилями, движущимися в попутном направлении, не отражает всю полноту процесса изменения этого расстояния в зависимости от изменения параметров движения автомобилей и их технического состояния. Формулы
, предлагаемые для определения минимально-безопасного расстояния между автомобилями, охватывают не все случаи соотношения параметров их движения и параметров, характеризующих их техническое состояние. Поэтому эти формулы не всегда применимы. Предлагаемый метод позволяет последовательно исследовать изменение минимально-безопасного расстояния (дистанции) между автомобилями в зависимости от изменения параметров их движения.
Рассмотрим прямолинейное поступательное движение автомобилей
и
, причем автомобиль
движется сзади автомобиля
. Будем считать, что в начальный момент времени
расстояние между автомобилями
и
равно
, а скорости соответственно равны
и
.
Так как при поступательном движении все точки каждого из автомобилей двигаются по конгруэнтным траекториям, имеют равные скорости и ускорения, то мы можем рассматривать движение автомобиля
как движение средней точки его переднего бампера, а движение автомобиля
как движение средней точки его заднего бампера. В этом случае в общем виде движение автомобилей
и
на отрезке времени
описывается системами дифференциальных уравнений:
для автомобиля 
(2.1.1)
с начальными условиями
(2.1.2)
для автомобиля 

(2.1.3)
с начальными условиями
(2.1.4)
где
- означают производные по времени;
- скорость
(
) автомобиля в момент времени
;
- путь, пройденный
м автомобилем к моменту времени
;
- ускорение
го автомобиля в момент времени
;
- скорость
(
) автомобиля в начальный момент времени
;
- расстояние между автомобилями
и
в начальный момент време-ни
.
Будем предполагать, что функции
(
) на отрезке времени 
являются кусочно-непрерывными функциями, допускающими конечное число точек разрыва первого рода. Это обеспечивает непрерывность и дифференцируемость функций
и
на этом отрезке времени.
Решение системы (2.1.1) с начальными условиями (2.1.2) имеет вид
(2.1.5)
а решение системы (2.1.3) с начальными условиями (2.1.4) может быть записано в виде
(2.1.6)
Используя равенства (2.1.5), (2.1.6), запишем выражения функций
и
, которые определяются равенствами
(2.1.7)
получим
(2.1.8)
, (2.1.9)
где
.
Отметим, что равенство (2.1.9) может быть записано в виде
, (2.1.10)
где
определено первым равенством в (2.1.7). Нетрудно видеть, что если функции
,
являются решением системы (2.1.1) с начальными условиями (2.1.2), а функции
и
являются решением системы (2.1.3) с начальными условиями (2.1.4), то функции
и
являются решением системы дифференциальных уравнений
(2.1.11)
с начальными условиями
(2.1.12)
Из равенства (2.1.10) видно, что функция
может быть представлена в виде
(2.1.13)
где
. (2.1.14)
Очевидно, что если функции
и
являются решением системы дифференциальных уравнений (2.1.11), то в этом случае функции
и
есть решение системы (2.1.11) с начальными условиями

Равенство (2.1.13) показывает, что исследование на экстремум функции
может быть сведено к исследованию на экстремум функции
, которая определена равенством (2.1.14), так как они отличаются на постоянную величину 
При движении автомобилей в рассматриваемом случае водитель автомобиля
может выбирать режим движения своего автомобиля в соответствии с правилами дорожного движения и дорожной обстановкой. Водитель же автомобиля
вынужден выбирать такое расстояние между автомобилями (учитывая обстановку на дороге), чтобы, соблюдая правила дорожного движения, не допустить столкновения с впереди движущимся автомобилем
в любой момент времени. Это означает, что водитель автомобиля
стремится к тому, чтобы расстояние между автомобилями
в любой момент времени было больше нуля, т. е.
. (2.1.15)
Постановка задачи. Пусть движение автомобилей
и
на отрезке времени
описывается системами дифференциальных уравнений (2.1.1), (2.1.3) с начальными условиями (2.1.2), (2.1.4) соответственно. Необходимо выбрать такое минимальное начальное расстояние
между автомобилями в начальный момент времени
, чтобы для любых
неравенство (2.1.15) выполнялось для всех
, а для
на отрезке времени
необходимо найдется момент времени
, при котором произойдет столкновение автомобилей
и
.






