Метод определения минимально-безопасного расстояния
Введем некоторые определения, которые потребуются в дальнейшем.
Определение 1. Будем говорить, что столкновение автомобилей
и
на отрезке времени
не произойдет, а отрезок времени
будем называть безопасным (в смысле невозможности столкновения), если для любого
из этого отрезка выполняется неравенство (2.1.15).
Определение 2. Момент времени
будем называть моментом касания автомобилей
и
на отрезке времени
, если
и выполняется равенство
.
Определение 3. Момент касания
будем называть опасным моментом касания, или моментом столкновения автомобилей
и
на отрезке времени
, если выполняется условия:
:
1)
при 
2)
; (2.2.1)
3)
при
.
Механический смысл неравенства (2.2.1) состоит в том, что после момента касания начинает происходить деформация элементов кузова автомобилей, поэтому расстояние между центрами масс автомобилей
и
начинает уменьшаться.
Определение 4. Момент касания
будем называть безопасным моментом касания автомобилей
и
на отрезке времени
, если выполняются условия:
:
1)
при 
2)
; (2.2.2)
3)
при
.
Механический смысл этого определения состоит в том, что автомобиль
, догнав и коснувшись передней кромкой переднего бампера задней кромки заднего бампера автомобиля
в момент времени
, или начнет двигаться с той же скоростью, что и автомобиль
, или начнет отставать от автомобиля
.
Отметим, что условия (2.2.2) совпадают с необходимым условием минимума функции
на отрезке времени
в момент времени
=
.
Определение 5. Выбранное начальное расстояние
будем называть безопасным на отрезке времени
для автомобилей
и
, если неравенство (2.1.15) выполняется для всех моментов времени
из отрезка
.
Безопасное начальное расстояние
, вообще говоря, является функционалом от параметров движения автомобилей
и
, т. е. зависит от ускорений автомобилей 
на отрезке времени
, начальных скоростей
и
, технического состояния, дорожных условий и т.д. Следует отметить, что если для заданного движения автомобилей мы нашли некоторое безопасное расстояние
, то любое расстояние
будет тоже безопасным. Так как множество безопасных расстояний S0=
длярассматриваемых движений автомобилей
и
ограничено снизу нулем, то существует точная нижняя граница этого множества
=
S0
(2.2.3)
такая, что любое
является безопасным начальным расстоянием для заданных движений автомобилей
и
, а для любого
автомобили
и
неизбежно столкнутся.
Определение 6. Наименьшее значение из множества S0, определенное равенством (2.2.3), будем называть минимально-безопасным начальным расстоянием и обозначать
.
Если при движении автомобилей
и
водителю автомобиля
, который находился в начальный момент времени
на расстоянии
от автомобиля
, удается добиться того, что функция
принимает на отрезке времени
неотрицательные значения, т. е. выполняется неравенство (2.1.15), то в этом случае из равенства (2.1.13) следует, что
(2.2.4)
на рассматриваемом отрезке времени. Неравенство (2.2.4) означает согласно определению 1, что столкновение автомобилей
и
на этом отрезке времени не произойдет. Если же водителю автомобиля
не удается добиться (вплоть до применения экстренного торможения) выполнения неравенства (2.2.4) в любой момент времени на отрезке
, то столкновение автомобилей
и
необходимо произойдет. Это означает, что он неправильно выбрал начальное расстояние
в начальный момент времени 
Утверждение 1. Если при движении автомобилей
и
функция
принимает неотрицательные значения на отрезке времени
, то столкновение автомобилей
и
на этом отрезке времени не произойдет, а начальное безопасное расстояние
может быть любым неотрицательным числом, т. е. минимально-безопасное расстояние
.
Доказательство. Действительно, так как
для 
, то в силу равенства (2.1.13) функция
и, следовательно, согласно определению 1 столкновение автомобилей
и
не произойдет.
В этом случае начальное расстояние между автомобилями может быть любым
, следовательно,
.
Пусть движение автомобилей
и
таково, что функция
принимает на отрезке времени
как неотрицательные, так и отрицательные значения.
Утверждение 2. Если функция
принимает на отрезке времени
как отрицательные, так и неотрицательные значения, то минимально-безопасное расстояние для этого отрезка времени определяется равенством


(2.2.5)
Доказательство: Так как функция
, определенная равенством (2.1.14), непрерывна и дифференцируема на отрезке времени
, то она необходимо ограничена и достигает своей точной нижней границы при некотором значении
, т. е.
, (2.2.6)
так как функция принимает и отрицательные значения на рассматриваемом отрезке. Покажем, что величина
является минимально-безопасным начальным расстоянием на отрезке
. Подставляя в равенстве (3.1.13) вместо
значение функции
, получим

для
, так как из определения точной нижней границы следует
для
.
Таким образом, получили, что начальное расстояние
является безопасным. Покажем, что оно является минимально-безопасным начальным расстоянием для отрезка времени
.
Допустим противное. Пусть существует безопасное
:
<
и
(2.2.7)
для
. Возьмем произвольное число
, удовлетворяющее неравенству

или
.
Из равенства (2.2.6) и свойств точной нижней границы для выбранного
>0 найдется
,
но тогда
<
<
,
т.е.
, что противоречит нашему предположению о том, что
является безопасным расстоянием, т.е. неравенству (2.2.7). Полученное противоречие и доказывает наше утверждение.
Доказанные утверждения дают практический метод нахождения минимально-безопасного начального расстояния между автомобилями
и
для заданного отрезка времени.
При экстренном торможении автомобиля
для нахождения минимально-безопасного расстояния
в качестве отрезка времени
необходимо рассматривать отрезок времени
, где 
время движения автомобиля
до полной остановки.
Таким образом, для нахождения минимально-безопасного расстояния
в случае, если функция
может принимать на отрезке времени
как положительные, так и отрицательные значения, необходимо:
1) найти все моменты времени
подозрительные на экстремум, т.е. точки, в которых выполняется равенство
;
3) найти все точки 
(безопасные моменты касания), в которых функция
достигает отрицательного минимума, тогда минимально-безопасное расстояние определяется равенством
,
если
, и
,
если
.
Если функция
принимает только положительные значения, т.е.
для всех
, то в этом случае
.
Геометрический смысл нахождения минимально-безопасного расстояния состоит в нахождении положительной величины
(рис.2.2.1, а), б)), на
которую необходимо сдвинуть график функции
вдоль оси
вверх, чтобы график функции
только касался оси
и полностью лежал бы в первом
квадранте системы координат
при
.
Метод, основанный на доказанных утверждениях, позволяет в дальнейшем находить минимально-безопасное расстояние между автомобилями, дви-

![]() | |||
![]() | |||





Рис.2.2.1
жущимися в попутном направлении, при любом техническом состоянии автомобилей
,
и любых дорожных условиях.








