double arrow

Программа курса

Государственное и муниципальное управление

Структура государственного управления в ведущих странах мира: институциональный, функциональный и организационный анализ:

- центральные, региональные и местные органы государственного управления, их иерархия, проблемы взаимоотношений;

- основные направления деятельности в системе государственного управления.

Опыт становления местного самоуправления. Сравнительный анализ зарубежного опыта:

o Конституционно-правовые основы местного самоуправления, его сущностные признаки.

o Взаимоотношения государственной и муниципальной власти, разграничение полномочий.

o Муниципальное образование как социально-экономическая система. Природные, исторические, национальные, социально-демографические, экономические особенности муниципальных образований.

o Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

o Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения и направления совершенствования.

o Кадровое обеспечение. Особенности муниципальной службы.

o Процесс муниципального управления. Решения в процессе муниципального управления.

Работа с населением, общественными организациями, гражданами и предприятиями, расположенными на территории муниципального образования

Предмет и задачи учебного курса

1. Центральные органы государственного управления: общие вопросы

Современные интерпретации теории и практика разделения властей. Высшие органы государственной власти и формы правления. Глава государства, правительство, парламент, высшие судебные органы: основы статуса.

Современные монархии: основные принципы организации власти. Особенности организации государственного управления в дуалистических и абсолютных монархиях. Системы государственного управления монархий Персидского залива. Перспективы монархической формы правления.

Современные республики: разнообразие форм организации. Принципы республиканского правления.

2. Парламентские (парламентарные) монархии и республики.

Идеология парламентаризма. Механизм взаимодействия высших органов государственной власти при парламентских формах правления. Формы сотрудничества парламента и правительства. Делегированное законодательство и регламентарная власть правительства. Роль избирательной и партийной системы в формировании государственного режима. Министериальный и парламентарный режимы. Особенности парламентских форм правления в Великобритании, ФРГ, Италии, Испании, Скандинавских странах, малых государствах Европы. Парламентаризм в Канаде, Индии, Японии и Австралии. Эволюция парламентаризма на рубеже ХХ-ХХI вв.

3. Президентские (дуалистические) республики.

Идеология дуализма. Взаимодействие высших органов государственной власти в президентских республиках. Смысл президенциализации режима и проблема разделенного правления. Система сдержек и противовесов в президентских республиках. Влияние партийных систем на государственное управление. Особенности президентской республики в США. Первая и вторая республики. Президентские республики Латинской Америки, Восточной Европы и СНГ: основные характеристики. Эволюция дуалистических республик на рубеже ХХ-ХХI вв.

4. Смешанные (полупрезидентские, президентско-парламентские) республики.

Идеология смешанной республики (на примере Пятой Республики во Франции). Взаимодействие высших органов государственной власти в смешанных республиках. Роль главы государства в функционировании системы управления. Проблемы разделенного правления (коабитации). Особенности полупрезидентской республики во Франции. Элементы смешанной республики в государствах Восточной Европы и СНГ. Эволюция и перспективы смешанных республик.

5. Особые (нетипичные) и смешанные формы правления.

Государственные режимы КНР, Ирана. Диктатура и суперпрезидентская республика как формы организации государственной власти. Однопартийные и идеократические режимы.

Проблема эффективности и адекватности различных форм правления.

Иные центральные органы государственной власти. Место судебных органов в системе государственного управления. Конституционный контроль: задачи, организация, разнообразие форм. Контрольно-надзорные органы. Роль Центральных банков в государственном управлении.

Высшие органы государственной власти РФ в сравнении с зарубежными странами: проблемы и перспективы, уроки зарубежного опыта.

6. Региональные органы управления: общие вопросы

Проблемы регионализации, децентрализации и федерализма. Форма государственного устройства как отражение территориального распределения власти и функций управления. Современные формы государственного устройства. Регион как единица территориального управления; моно- и полифункциональные регионы.

7. Регионы в унитарных государствах.

Принципы территориальной организации управления в унитарном государстве. Идеология унитаризма. Типы унитарных государств: централизованные, децентрализованные, с автономиями и без автономий. Организация и функции регионального управления в унитарных государствах; функциональная регионализация. Специфика управления в автономных административно-территориальных единицах. Автономии как способ решения этнических, экономических и политических проблем. Особенности регионального управления в унитарных государствах Европы (Франция, Скандинавские страны и Дания, Польша) и Азии (Китай, Япония): административно-территориальное деление, региональные органы власти, их полномочия, региональные финансы.

8. Субъекты федерации и иные региональные образования в федеративных государствах.

Понятие федерации; соотношение понятий федерализм, децентрализация, федеративное государство в европейской и североамериканской традиции. Принципы федеративного устройства и идеология федерализма. Основные признаки современной федерации в отличие от других форм государственного устройства. Типы федераций, способы разграничения полномочий и предметов ведения между федеральным государством и субъектами федерации. Проблема самостоятельности субъектов федерации и институт федерального вмешательства (принуждения). Межбюджетные отношения и бюджетный федерализм. Федеральные территории, экономические районы и другие региональные образования. Особенности федеративных отношений в США, Канаде, ФРГ, Швейцарии, Индии, Бразилии.

9. Регионализованные государства (государства автономий).

Возникновение регионализованной формы государственного устройства и идеология регионализма. Распределение полномочий и организация взаимодействия центральных и региональных органов управления. Проблема асимметрии и особенности статуса привилегированных регионов. Особенности территориального распределения полномочий и функций управления в Испании и Италии. Организация регионального управления в Великобритании. Перспективы государств автономий.

Распределение полномочий между различными уровнями в Европейском Союзе. ЕС и традиционные формы государственного устройства. Взаимодействие союзных, государственных и региональных органов власти. Перспективы ЕС.

Территориальная организация власти в РФ в сравнении с зарубежными странами: проблемы и перспективы, уроки зарубежного опыта.

10. Муниципальное управление: основы статуса

Административно-территориальное деление и уровни местного управления. Понятия местного управления, местного самоуправления, муниципального (само)управления в зарубежных странах. Конституционный статус местного самоуправления. Особенности статуса и правового регулирования деятельности местных органов власти в федеративных, унитарных и регионализованных государствах. Местное самоуправление и федерализм. Централизация и децентрализация. Соотношение конституционного, законодательного и административного регулирования местного самоуправления.

11. Системы местного управления.

Влияние правовой системы, исторического и культурно-географического факторов. Основные черты европейской континентальной системы местного управления. Особенности организации местного управления в романских, германских, скандинавских странах. Основные характеристики англосаксонской системы. Особенности организации местного самоуправления в унитарных и федеративных англосаксонских странах.

12. Полномочия выборных органов самоуправления.

Принципы распределения полномочий и наделения полномочиями. Собственные и делегированные полномочия, обязательные и факультативные полномочия. Типичные функции муниципальной власти, традиционное распределение функций по уровням местного управления. Полномочия коммунальных, районных, региональных органов.

13. Структура выборных органов самоуправления.

Состав органов местного самоуправления, их задачи и формы. Формирование и полномочия представительных органов. Механизмы формирования исполнительной власти. Главы муниципалитетов. Организационная структура местной администрации: принципы, методы построения. Взаимодействие представительных и исполнительных органов на местном уровне. Проблема разделения властей в муниципалитетах.

14. Финансово-экономическое обеспечение местного самоуправления.

Системы местного налогообложения, их разновидности. Иные источники формирования доходной части местных бюджетов. Виды государственных трансфертов, их роль в местном бюджете. Бюджетный процесс. Порядок расходования местных бюджетов, структура расходной части.

15. Взаимодействие государственных и местных органов управления.

Государственный контроль и надзор: формы, методы, процедуры, органы. Особенности организации контроля в префекторальной и непрефекторальной системах. Государственное финансово-экономическое воздействие на муниципальную политику. Взаимодействие государственных органов на местах и органов местного самоуправления.

Особенности организации местного самоуправления в европейских государствах (Франция, Великобритания, ФРГ, скандинавские страны, Польша), США, Японии.

Местное самоуправление в РФ в сравнении с зарубежными странами: проблемы и перспективы, уроки зарубежного опыта.

Тестовые задания по ГМУ ЗС

1. В президентских республиках глава государства

а) возглавляет парламент,

б) лишен самостоятельных полномочий,

в) руководит исполнительной властью,

г) несет политическую ответственность перед парламентом.

2. Великобритания является

а) абсолютной монархией,

б) парламентской монархией,

в) парламентской республикой,

г) президентской республикой.

3. Автономии в унитарных государствах

а) полностью независимы от центральной власти,

б) образуются самостоятельно,

в) имеют право сецессии,

г) образуются на национально-культурных основаниях.

4. Контрассигнатура - это:

а) подпись главы государства, придающая нормативную силу акту правительства,

б) подпись председателя правительства, придающая нормативную силу акту главы государства,

в) право главы государства подписывать законы,

г) право главы государства назначать на высшие государственные должности.

5. Ассимметричной называют федерацию, где

а) субъекты федерации обладают разным статусом и правами,

б) федерация обладает большим объемом полномочий, чем субъекты,

в) субъекты обладают большим объемом полномочий, чем федерация,

г) государственное устройство основано на национально-территориальном принципе.

6. Европейская хартия местного самоуправления принята

а) Парламентом Европейского Союза,

б) Европарламентом,

в) Советом Европы,

г) Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе.

7. В смешанной (полупрезидентской) республике глава государства, как правило

а) избирается всенародно,

б) избирается парламентом,

в) избирается коллегиями выборщиков,

г) занимает должность по праву наследования.

8. Бундесрат - это:

а) правительство земли в ФРГ,

б) чиновник в системе самоуправления ФРГ,

в) субъект делегированного законодательства,

г) верхняя палата немецкого парламента.

9. Унитарное государство

а) состоит из субъектов,

б) состоит из автономий,

в) состоит из административно-территориальных единиц,

г) не имеет территориального деления.

10. В США функции Конституционного суда осуществляет

а) Палата Лордов,

б) Верховный суд,

в) Конституционный Совет,

г) Сенат.

11. Конструктивный вотум недоверия принят

а) в США,

б) во Франции,

в) в Великобритании,

г) в ФРГ.

12. Регион во Франции - это:

а) субъект федерации,

б) национально-культурная автономия,

в) самоуправляющая административно-территориальная единица,

г) другое название департамента.

13. Префект - это:

а) глава государства в Италии,

б) правительственный чиновник во Франции,

в) глава местного самоуправления ФРГ,

г) должность мэра в Великобритании.

14. Правительство в смешанных республиках

а) ответственно только перед парламентом,

б) ответственного только перед главой государства,

в) ответственно перед главой государства и парламентом,

г) не несет ответственности ни перед кем.

15. Маргарет Тэтчер

а) Учредила городские графства

б) Сократила полномочия местных органов управления

в) Упразднила местное самоуправление

г) Усилила советы графств и приходов

16. Принадлежность президента и парламентского большинства к разным партиям называется

а) Двоевластие

б) Двухполюсная система

в) Разделенное правление

г) Поляризация власти

17. Легислатура - это:

а) выборный орган самоуправления во Франции,

б) право главы государства подписывать законы,

в) подразделение центральной администрации,

г) законодательный орган штата.

18. Итальянская республика является

а) конфедерацией,

б) федерацией,

в) государством автономий,

г) унитарным государством.

19. Принцип пожизненного найма - это:

а) конституционное право на труд,

б) занятие высших должностей только чиновниками по статусу,

в) невозможность для чиновника уйти с государственной службы,

г) невозможность для государства уволить чиновника.

20. Система магистрата предполагает:

а) прямые выборы мэра,

б) коллегиальную исполнительную власть,

в) назначение местных чиновников сверху,

г) особые финансовые полномочия органов самоуправления.

21. Делегированное законодательство - это:

а) передача парламентом своих полномочий правительству,

б) передача правительством своих полномочий парламенту,

в) передача парламентом своих полномочий народу,

г) передача главой государства своих полномочий правительству.

22. Специальные округа в США это

а) Единица военно-территориального деления

б) Другое название индейских резерваций

в) Федеральные территории

г) Функциональные самоуправляющиеся территории

23. Налоги в доходной части бюджетов западных муниципалитетов в среднем составляют

а) 5-10%

б) 10-15%

в) 30-40%

г) 70-80%

24. Министериальный режим это

а) абсолютная власть группы диктаторов

б) правление независимых министров

в) господство правительства над парламентом

г) господство парламента над правительством

25. Промульгация это

а) другое название импичмента

б) подписание главой государства законов

в) торжественное вступление главы государства в должность

г) акт делегированного законодательства

26. Один из перечисленных актов НЕ ЯВЛЯЕТСЯ актом делегированного законодательства

а) ордонанс

б) закон-декрет

в) правительственное постановление

г) билль

27. Резолюция порицания это

а) другое название вотума недоверия

б) распоряжение главы государства об отставке правительства

в) другое название импичмента

г) предупреждение министру

28. Термин резолюция порицания используется

а) в ФРГ

б) в США

в) в Великобритании

г) во Франции

29. Верхняя палата американского парламента называется

а) Сенат

б) Конгресс

в) Палата представителей

г) Палата общин.

30. Федеральный канцлер в ФРГ это

а) глава государства

б) председатель Бундестага

в) председатель парламента

г) премьер-министр

31. Президент в парламентских республиках

а) назначается на должность премьер-министром

б) избирается парламентом или специальным конгрессом

в) избирается всенародно

г) там вообще нет президента

32. Государственные служащие имеют право на забастовку

а) во Франции

б) в США

в) в Великобритании

в) в Японии

33. Французский чиновник, работающий в префектуре относится

а) к государственным служащим

б) к территориальным служащим

в) к медицинским служащим

г) не является служащим

34. Вестминстерская система это

а) одна из систем голосования

б) традиционная система взаимодействий высших органов власти в Великобритании

в) традиционная система взаимодействий высших органов власти в США

г) другое название кастильской системы престолонаследия

35. Форма правления в РФ ближе всего к

а) США

б) ФРГ

в) Великобритании

г) Франции

36. В одной из перечисленных стран избирательная система НЕ ЯВЛЯЕТСЯ пропорциональной

а) Израиль

б) Италия

в) Норвегия

г) Великобритания

37. Институт импичмента отсутствует в:

а) США

б) Франции

в) России

г) Германии

38. Специализированный судебный орган конституционного контроля существует в:

а) США

б) Великобритании

в) Германии

г) Канаде

39. Высшее должностное лицо Германии это

а) президент

б) канцлер

в) председатель Бундестага

г) председатель Бундесрата

40. В какой из стран глава государства имеет право назначать членов верхней палаты парламента

а) США

б) Италия

в) Германия

г) Франция

41. Право законодательной инициативы есть у президента:

а) США

б) Франции

в) Германии

г) Италии

42. Высшая судебная инстанция Великобритании:

а) Палата общин

б) Палата лордов

в) Высокий суд

г) Суд короны

43. В конституции США упоминается одно судебное учреждение, это

а) Претензионный суд

б) Апелляционный суд

в) Налоговый суд

г) Верховный суд

44. Члены правительства Германии в соответствии с основным законом несут ответственность:

а) перед президентом

б) перед Бундестагом

в) перед канцлером

г) перед немецким народом

45. Кабинет внутри правительства Великобритании это

а) премьер-министр и основные министры

б) премьер-министр и аппарат правительства

в) премьер-министр и председатели обеих палат

г) консультативный орган при премьер-министре, состоящий из общественных деятелей

46. В случае, если на президентских выборах США ни один из кандидатов не получил абсолютного числа голосов выборщиков

а) назначаются повторные выборы через 6 месяцев

б) президентом становится действующий вице-президент

в) Палата Представителей избирает президента из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов

г) президентом становится спикер Палаты Представителей

47. Выборы в Палату общин Великобритании проводятся

а) по мажоритарной системе

б) по пропорциональной системе

в) по смешанной системе

г) Палата общин формируется по наследственному принципу

48. Однопалатный парламент существует

а) в США

б) в Германии

в) в Финляндии

г) во Франции

49. Вынесение Национальным собранием Франции резолюции недоверия правительству приведет к тому, что

а) Национальное собрание будет распущено

б) президент подаст в отставку

в) правительство подаст в отставку

г) правительство улучшит свою работу

50. В какой из стран министр может быть одновременно депутатом одной из палат

а) в Германии

б) в США

в) в Великобритании

г) во Франции

51. Принятые правительством Франции ордонансы это

а) акты, имеющие силу закона

б) акты, имеющие распорядительный внутри правительственный характер

в) обращения к президенту

г) поздравления французского народа с общенациональными праздниками

52. По форме государственного правления США

а) президентская республика

б) парламентская монархия

в) парламентская республика

г) суперпрезидентская республика

53. Президент Италии избирается

а) Палатой депутатов

б) Сенатом

в) на совместном заседании обеих палат с участием представителей областей

г) на прямых всеобщих выборах при тайном голосовании

54. Шарль де Голль считается во Франции основателем

а) Пятой Республики

б) Третьей Республики

в) Третьей Империи

г) стиля неоавангардизм

55. Председателем Сената США является

а) спикер Конгресса

б) вице-президент США

в) представитель партии, получившей большинство мест в парламенте

г) государственный секретарь США

56. Как называется механизм взаимного уравновешивания и ограничения ветвей власти:

а) система мер и весов

б) баланс властей

в) система взаимных издержек и противоречий

г) система сдержек и противовесов

57. Палаты в двухпалатном парламенте принято называть:

а) верхняя и нижняя

б) большая и маленькая

в) представительная и утвердительная

г) правая и левая

58. Членов Верхней Палаты принято называть:

а) сенаторы

б) выборные

в) депутаты

г) народные представители

59. Депутатский индемнитет это

а) характеристики депутата, означающая его право быть повторно выбранным

б) ответственность за свои поступки, речи

в) праов депутата на бесплатный поезд и др. льготы

г) неответственность депутата за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддержал своим голосованием

60. Важнейшая тенденция в сфере разделения властей:

а) усиление исполнительной власти в ущерб другим ветвям

б) усиление судебной власти

в) усиление законодательно власти в ущерб другим ветвям власти

г) исчезновение разницы между ветвями власти

61. Исполнительная власть может осуществляться:

а) только правительством

б) только главой государства

в) парламентом

г) и правительством, и главой государства

62. Назовите представителей трех ветвей власти в США

а) Президент, Национальное Собрание, Верховный Суд

б) Президент, Правительство, Высший Конституционный Суд

в) Президент, Ассамблея, Конституционный Суд

г) Президент, Конгресс, Верховный Суд

63. Карманное вето это

а) процедура, состоящая в том, что свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запретом, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса

б) возвращение законопроекта Президентом в Конгресс, которое может быть преодолено 2/3 голосов в каждой палате

в) право Президента не исполнять принятый акт после преодоления вето Президента

г) процедура преодоления Конгрессом отказа Президента подписать законопроект

64. Назовите представителей законодательной власти в Великобритании

а) Палата Лордов, Палата общин

б) Монарх, Палата общин

в) Монарх, Палата лордов, Палата общин

г) Монарх, Плата лордов

65. Форма государственного устройства, характеризующаяся вертикальным разделением властей:

а) унитаризм

б) федерализм

в) феминизм

г) полиморфизм

66. Сецессия это

а) форма деятельности законодательных органов

б) право федерации принимать в свой состав иные субъекты

в) право субъекта на самостоятельную внешнюю политику

г) право субъекта на отделение

67. Принцип гомруль (home rule) означает

а) власть сексуального меньшинства

б) признание домохозяйств основными субъектами права

в) право субъектов федерации на ведение военных действий против федерации

г) признание многоуровневости федеративных отношений

68. Американский федерализм подразумевает:

а) нечеткое разделение полномочий

б) закрепление большого количества полномочий в совместной комптенции

в) жесткое разделение власти между субъектами и центром

г) принцип субсидиарности

69. Презумпция компетенции земель В ФРГ означает, что

а) полномочия должны осуществляться прежде всего землями, если Основной закон не устанавливает иное

б) компетенция земель и федерации разделена

в) все земли имеют равный статус

г) обязанность земель сотрудничать с федерацией

70. Ассимметричность Федерации означает

а) набор прав, полномочий у каждой территории строго индивидуален

б) неравенство субъектов по экономическому потенциалу

в) огромное влияние федерации

г) вхождение одних субъектов в состав других

71. В этой административно-территориальной единице ФРГ нет представительных органов:

а) Община

б) Район

в) Округ

г) Город, имеющий статус района

72. Во французских департаментах представительный орган это:

а) Региональный совет

б) Генеральный совет

в) Муниципальный совет

г) Государственный совет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: