double arrow

Рисунки со взрослыми 9 страница



При рассмотрении возможности перерастания кавказофобии в явный конфликт из опрошенных был выявлен только один человек как инициатор конфликта.

Таким образом, кавказофобия в рассматриваемых результатах исследования носит скорее оборонительный, чем наступательный характер. Среди причин негативного отношения к кавказцам главным фактором является не внешность и манеры поведения, а противоправная деятельность. Тем не менее, вариант внешних проявлений занял второе место среди выбранных ответов.

В Европе, в том или ином виде проблема толерантности обсуждается уже в течение пяти столетий и этот процесс наложил свой определенный рисунок на сознание европейцев. В России процесс воспитания толерантности строится с учетом собственных реалий, особенностей культурных традиций и, главное, готовности сознания людей к тем или иным изменениям и учета особенностей объективно сложившихся условий.

Современное этническое поле России представляет собой сложное переплетение культурных традиций, складывавшихся здесь на протяжении тысячелетия, и традиций, привнесённых сюда лишь в последние десятилетия.

Сегодня в ситуации нарастания в обществе расизма и экстремизма,
зачастую сопровождающихся идеологией религиозного

фундаментализма особенно важным представляется возрождение и поддержание традиций религиозной и этнической толерантности" .

Как показали исследования сотрудников Отдела современной этнографии и межнациональных отношений Российского Этнографического музея, современная этническая ситуация в крупных

227 Володихин Д.М. История не терпит дилетантизма // Отечественная история. 2000. №4. с. 19


городах России и, в частности, в Санкт-Петербурге, который был многоконфессиональным с момента своего основания, и где в течение многих десятилетий внутренняя жизнь основывалась на принципах этноконфессиональной толерантности и взаимного уважения людей,

исповедывавших разные религии , характеризуется рядом особенностей, обусловленных историческим и социально-экономическим развитием страны в конце XX века:

1. В результате антирелигиозной политики руководства СССР
большинство граждан страны обладало чрезвычайно низким
уровнем религиозной культуры и образования, недостаточными
знаниями об истории и особенностях этнических конфессий и
религиозных групп229. В условиях социально-политической и
религиозной либерализации 1990-х годов это привело с одной
стороны к некритическому восприятию любых форм религиозной
жизни со стороны общества и представителей власти, с другой
стороны к росту общественного недоверия и враждебности в
отношении различных национальных и религиозных организаций и




групп .

2. К началу XXI века процессы социально-экономической и
информационной глобализации, социально-экономическая и
политическая миграция по территории России привели к
усложнению «конфессиональной» карты крупных городов, к

228 Бессонов II.В., Дмитриев В.А., Заднепровская АЛО. и др. Многонациональный

Петербург. Изд-во «Искусство-СПб». СПб. 2002

2-9 Романова Н.М. Социально-культурные функции музея в многонациональном

городе // Национальные общественные учреждения Санкт-Петербурга и пути

развития диалога и сотрудничества. Материалы научной конференции. Январь 2001.

СПб. 2002. С. 19-25

230 Романова Н.М. К вопросу о проблемах развития национальных меньшинств в

современном городе // Этносы Сибири. История и современность. Красноярск. 1994.

С. 207-217.


резкому увеличению числа различных конфессий и религиозных

групп .

3. Рост националистических настроений в России конца 1990-х-
начала 2000 г.г. сопровождался появлением общественных
организаций и религиозных групп, исповедующих идеологию
религиозного фундаментализма, религиозной и этнической



вражды .

4. Рост терроризма и исламского экстремизма в мире привели к росту общественного недоверия и враждебности по отношению к мусульманским общинам и группам, существующим в городах страны.

5. Недостаточная пропаганда ценностей гражданского общества и толерантности в современной России, низкий уровень общественно-правовой культуры способствуют не только росту религиозной вражды и дискриминации этнических меньшинств, но и низкой эффективности механизмов правовой защиты представителей различных конфессий

Вследствие этих особенностей можно выделить ряд ключевых проблем в сфере религиозной и межконфессиональных отношений:

Низкий уровень этнической и религиозной культуры в обществе. Недостаточный уровень этнического и религиозного образования в средних и высших учебных заведениях. Низкая эффективность межконфессионального диалога.

231 Романова Н.М. Российский этнографический музей и национально-культурные
организации Петербурга: опыт сотрудничества и перспективы. СПб. 2002. С. 68-72

232 Романова Н.М. Национальные общества Санкт-Петербурга в XVII1-XX1 вв. СПб.
2005. с. 188.

233 Романова Н.М. Деятельность национально-культурных объединений как фактор
оптимизации межнациональных отношений в нолиэтпичиом регионе // История и
современность. Сборник научных трудов. Омск. 1998. С. 71-88


Рост идеологии религиозного, в частности, православного,
фундаментализма, который, сопровождается пропагандой

этноконфессиональной вражды.

Рост антиисламских настроений, сопряженный с ростом вражды к выходцам с Северного Кавказа.

Обилие средств массовой информации, различных изданий, проповедующих превосходство одних этносов и религий перед другими.

Для повышения уровня этнической и религиозной толерантности, предотвращения противоправных действий, связанных с этнической и религиозной нетерпимостью и экстремизмом, в историко-этнографических музеях России должны разрабатываться проекты, во главу угла которых, на наш взгляд, ставятся такие цели, как:

общее повышение уровня этнического и религиозного образования в обществе; пропаганда ценностей мультикультурализма, религиозной и этнической терпимости среди представителей различных конфессиональных, социальных, возрастных и профессиональных групп;

обеспечение доступа широких слоев общества к объективной и проверенной информации об этнических и религиозных группах и организациях, действующих в различных городах, эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму;

развитие межконфессионального диалога, повышение уровня взаимодействия различных этнических и религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни;

создание информационных стратегий с целью взаимного ознакомления народов различных стран с их культурными достижениями;

включение информации об основных европейских и мировых традиционных культурах и обычаях в школьную программу;


формирование у подростков и молодёжи всесторонних представлений об этических, моральных и культурных ценностях различных народов;

поддержка неправительственных организаций, которые проводят работу в области укрепления взаимопонимания между этническими и религиозными группами;

проведение образовательных интерактивных выставок, презентующих культурное наследие разных народов;

Деятельность в рамках таких проектов должна вестись по трем направлениям:

информационно-аналитическое (сбор и анализ материалов, мониторинг этнической и религиозной ситуации, проведение семинаров, круглых столов);

образовательное (разработка специальных образовательных программ, внедрение образовательных программ по толерантности для средней школы и высших учебных заведений, разработка тренингов и курсов для преподавателей средней школы и высших учебных заведений);

практическое (организация и проведение разработанных мероприятий, направленных на повышение уровня этнической и религиозной толерантности среди широких слоев населения, организация серии межконфессиональных программ с участием представителей различных национальных диаспор, подготовка рекламных листков, буклетов, видеороликов, пропагандирующих этические ценности и традиции различных конфессий, нормы этнической и религиозной толерантности).

Обозначенные цели определяют и целый ряд задач, которые сегодня призваны решать историко-этнографические музеи России. Эти задачи могут быть сформулированы следующим образом:


исследование современного состояния межкультурных связей и возможности их совершенствования;

привлечение внимания широкой общественности к вопросам межкультурного взаимодействия;

исследование взаимодействия культуры малых народов (например, вепсы, ижора, карелы и др.) с доминирующей культурой (русские);

обоснование значимости этнокультурного аспекта при формировании современной культурной политики;

содействие интеграционным процессам в регионе при сохранении суверенитета и специфики каждой национальной культуры;

развитие диалога между культурами, осознание значимости

межкультурнои толерантности и взаимопонимания

Перспективы проектной деятельности российских музеев представляются в поэтапном решении этих проблем в общем контексте разработки региональной культурной политики.

Проекты, разрабатываемые музейными специалистами должны включать в себя не только научное осмысление проблем и образовательные мероприятия, но и различные акции для широкой аудитории. Примером такого научного проекта может служить концепция полиэтнического образования, разработанная сотрудниками Национального музея республики Коми. Целью ее создания было сохранение музейными средствами стабильности этнической ситуации в

регионе .

" Сорокина Г.Г., Роль историко-этнографических музеев в решении современных проблем межкультурнои толерантности // Толерантность и интолерантность в современном обществе. СПб. 2006. С. 282-294

2Ъ Котылева И.Н. «Древо жизни»: формирование этнокультурного информационного центра на базе Национального музея республики Коми // Музей. Традиция. Этичность. XX-XXI в.в.: Материалы международной научной конференции, посвященной 100-летию Российского Этнографического музея. СПб.-Кишинсв. 2002


Эта же цель стала основополагающей для многолетнего проекта «Парад народов», осуществленного в 2001 году и действующего по настоящее время. Его целью стали:

презентация многообразия этнических культур России в единстве их исторических судеб, сложившихся в рамках российской государственности, представление России как единого этнокультурного пространства, синтезирующего в себе культуры народов Европы и Азии;

выделение этнокультурных моделей взаимодействия славян с иными этносами, обозначение основных путей формирования интегрированной культуры народов России в границах евразийского этнокультурного пространства;

определение истоков и особенностей формирования национального менталитета народов России;

определение путей развития традиционных полиэтничных форм культуры и их места в современном мире;

Проект также состоит из нескольких блоков, важнейшим из которых, помимо создания экспозиции, является многолетняя образовательная программа «Этнография народов России и зарубежных стран»236, которая ориентирована на учащихся 8-Ю классов и состоит из трех блоков:

«Часть I. Введение в этнографию. Традиционная культура

восточных славян».

«Часть II. Традиционная культура народов России».

«Часть III. Традиционная культура народов зарубежных стран».

Цели программы:

помочь школьникам взглянуть на историю разных стран мира «глазами этнографа»;

Сорокина Г.Г. 2001. Указ. Соч.


познакомить учащихся с уникальными коллекциями Российского этнографического музея;

дать целостное представление об особенностях этнической культуры народов России в контексте многонационального общества;

показать истоки и особенности формирования национального менталитета народов России;

показать пути развития традиционных/народных полиэтничных форм культуры и их места в современном мире;

Содержанием программы является этнокультурное пространство России, диалог культур Европы и Азии. Темы охватывают культуру народов России XIX-XX веков - время тесных экономических и культурных связей, осознания партнерского сосуществования, как необходимого условия дальнейшего развития и каждого этноса и государства в целом. В этот период самосознание приобретает новые грани посредством сравнения «своей» культуры с «чужой», складываются этнические стереотипы.

Темы курсов знакомят с хозяйственным укладом, бытом, обрядами и верованиями народов России и зарубежных стран в разные исторические эпохи. Занятия помогают проследить исторический и культурный путь развития этносов, понять и почувствовать взаимосвязь между традиционной культурой того или иного народа и окружающей его природой. Каждый народ представлен наиболее яркими, репрезентативными экспонатами, отражающими его этническую специфику. При этом учитывалось существование и актуализация в настоящее время этнических стереотипов и символов, характерной особенностью которых является способность их нести в знаковой форме информацию о ключевых, легко усваиваемых чертах этнической специфики языка культуры:


Часть I. Введение в этнографию. Традиционная культура восточных

славян.

• Введение в этнографию. Что изучают этнографы. Музейные экспонаты как исторические источники. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого. Российский Этнографический музей.

• Потомки древних славян. Русские. Украинцы. Белорусы. Традиционные жилища, обряды и верования.

• Основные занятия, ремёсла и промыслы восточных славян.

• Обычаи, обряды и праздники восточных славян. Летне-осенние
праздники - Дожинки, Ильин День, Спас и др.)

• Обычаи, обряды и праздники восточных славян. Зимние праздники -Рождество, Святки, Новый год, Крещение, Масленица.

• Секреты старого костюма. Символика элементов народной одежды, технология изготовления, вышивка и ее значение. Орнаментальная и знаковая символика.

• Традиционная культура русского Северо-Запада. Обычаи, обряды.

• Традиционное искусство и художественные ремёсла Северо-Западного края. Художественные мастер-классы «По следам старых мастеров»

• Санкт-Петербург - культурный феномен в истории России. На перекрёстке культур. Петербург-многонациональный.

• Народные художественные промыслы. Центры народного искусства. Центры игрушечных промыслов. Русская народная игрушка.

• Народные художественные промыслы. Ювелирное искусство русских мастеров. Особая Кладовая Российского Этнографического музея.

• Традиционные праздники восточных славян. Весенне-летние праздники - Веснянки, Пасха, Вознесение, Красная горка, Семик, Троица, Иван Купала.

Часть II. Традиционная культура народов России.


• Региональная этнография. Региональные принципы в создании
музейных экспозиций. Региональные научные отделы Российского
Этнографического музея.

• «Парад народов». Тематическое занятие по традиционной культуре народов России ХУШ-нач.ХХ вв.

• Культура финно-угорских народов Северо-Запада России. Вепсы. Водь. Ижора. Карелы. Финны. Эстонцы (традиционные занятия, ремёсла, обряды и верования).

• Духовная культура финно-угров Северо-Запада России. Народно­
поэтический эпос. «Калевала». Кантеле.

• Формирование и становление славяно-финской самобытной культуры в
VIII-XVI вв. Старая Ладога - древнейший культурный центр русского
Северо-Запада. Ингерманландия.

• Балтия. Эстонцы, латыши, литовцы, прибалтийские финны.
Своеобразие материальной и духовной культуры региона. Геометрия
балтийского узора.

• Народы Сибири. «Таежные охотники». Ханты, манси, эвенки, эвены, удэгейцы, северные алтайцы и др. Промыслы и тотемистические культы

• «Оленеводы тундры и морские звероловы». Ненцы, эвенки, северные ханты и манси, нганасаны, чукчи, коряки, нивхи, эскимосы Оленеводство как источник жизни, способ существования человека.

• Рыболовы Амура (ульчи, негидальцы, орочи, нанайцы и др.). Коневоды (тувинцы, якуты, хакасы, буряты, алтайцы).

• Народы Поволжья. Коми-зыряне, удмурты, марийцы. Культурная
специфика региона как контактной зоны финно-угорских и тюркских
этносов.


• «Кочевники Южной Сибири». Традиционная культура якутов. Легенды, мифы, сказания. Языческие культы - реликтовые формы общения со сверхъестественным.

• Духовная культура народов Сибири. Анимизм, тотемизм, магия. Шаманизм как мировоззрение народов Сибири.

• Степные народы России. Башкиры, поволжские татары, чуваши Жизнь и быт кочевников-скотоводов. Символы кочевничества - наследие кочевого образа жизни и его мировосприятия.

• Народы Средней Азии и Казахстана. Оседлая цивилизация (узбеки, таджики). Кочевой мир (киргизы, казахи, туркмены, казахи). Атрибуты и символы властителей.

• Кавказ. Северный Кавказ. Закавказье. Происхождение, расселение, традиционная культура, история присоединения к России.

• Народные обычаи, обряды, представления народов Кавказа. Основные тенденции этнической истории. Этикетные формы общения: Священные обычаи гостеприимства.

Часть III. Традиционная культура народов зарубежных стран

• Классификация народов мира. Источники и методы исследования.

• Народы Зарубежной Европы. Западные и южные славяне.

• Народы Западной Европы. Основные этапы этнической истории

• Народы Восточной и Центральной Азии. Этническая история и
современный этнический состав. Социальные отношения. Духовная
культура.

• Народы Юго-Восточной Азии. Хозяйственно-культурные типы

• Народы Западной Азии. Этногенез и современный этнический состав. Хозяйство и материальная культура.


• Народы Америки. Страны, народы, языки. Историко-культурные особенности народов Америки. Арктические охотники и рыболовы. Племена лесных охотников. Прерии Северной Америки.

• Народы Америки. Огнеземельцы. Государственные образования в Центральной и Южной Америке. Колонизация Америки европейцами. Формирование современного этнического состава.

• Народы Африки. Древняя история. Этническая история.
Антропологический и этно-лингвистический состав населения.
Население Мадагаскара.

• Народы Австралии и Океании. Историко-культурное районирование. Австралия, Новая Гвинея, Меланезия

• Народы Австралии и Океании. Фиджи, Новая Каледония и острова Луайоте.

• Народы Австралии и Океании. Полинезия, Гавайские острова, Новая Зеландия.

Ещё одним фундаментальным проектом Российского Этнографического музея стал проект «Славяне Восточной Европы -Человек в этнокультурном пространстве». Помимо образовательного блока составляющей частью проекта стало создание в Российском Этнографическом музее одноименной экспозиции, открытой в 1992 году. Принципы интерпретации этнографического материала, тематика и структура выставки, ее концептуальная модель отразили многообразный спектр проблем и тенденций в развитии современного общества. Нетрадиционный подход проявился в организации музейного экспозиционного пространства как моделировании «новой реальности».

В основу выставки легло уникальное музейное собрание, насчитывающее около 100 тысяч предметов традиционного быта


русских, украинцев и белорусов. Следует отметить, что РЭМ располагает самой крупной в мире этнографической коллекцией по славянам Восточной Европы XIX - начала XX века. Уникальность этих материалов состоит уже в том, что их основная часть была собрана в 1902 - 1914

годы" , то есть до первой мировой войны и всех последующих катаклизмов, потрясших Восточную Европу и имевших самые серьезные последствия для разрушения целостности традиционной системы ценностей и культуры.

В последние десятилетия интерес к славянской культуре в современном мире значительно возрос, что в значительной степени определялось интеграцией славянских народов в общеевропейский культурный контекст.

Важнейший фактор, определивший концепцию экспозиции, связан с проблемой определения границ славянского этнокультурного пространства (Сегодня в мире количество славянского населения достигает почти 290 миллионов человек. На славянских языках в Европе говорят около 240 миллионов человек).

Принципиальным в концепции является также то, что в качестве объекта экспонирования рассматривается не этническая культура в общем, а этнокультурное пространство - этнически значимая среда -«мир вещей», во взаимодействии с которой реализуются этнические особенности человека~ .

Несмотря на разнообразие тем и аспектов современных музейных проектов, направленных на решение проблем межкультурной и этнической толерантности, их общей основой должны стать четкое понимание и анализ авторами следующих основных положений:

237 Архив РЭМ. Ф.1, оп.2, ед.хр.253. л.ЗЗ

238Комарова СВ., Лысенко О.В. Комплексная программа для подготовки индивидуальных курсов преподавания этнографического материала «Человек в этнокультурном пространстве». СПб. 1995


Толерантность стала серьезной социокультурной и политической проблемой в условиях новой волны глобализации.

Вопрос о толерантности поднимается в обществе в его критический, нестабильный период. Каждое общество, каждая социокультурная система решают проблемы толерантности по-своему, исходя из особенностей истории, национального состава политического религиозного устройства, экономического уклада, традиций, культуры, менталитета.

Терпимость членов общества друг к другу является всеобщим универсальным социальным феноменом, поскольку никогда не существовало ранее и не существует в настоящее время полностью гомогенного общества.

Толерантность как моральное качество более адекватно реализуется не в политическом, а в педагогическом аспекте, это личностное качество человека, а не только его активная позиция.

Подводя итог еще раз подчеркнем, что феномен этноса и все связанные с ним явления, в том числе этническая толерантность и этническое самосознание заслуженно являются одной из главных тем в исследовании общественных отношений и общественной мысли. Относясь к древнейшим формам объединения людей, этнические общности проявили феноменальную устойчивость в динамике исторических изменений, продемонстрировав большую древность, чем такие социальные институты, как государство, семья, различного рода общественные объединения. Как показали аналитические исследования сотрудников Отдела современной этнографии и межнациональных отношений Российского Этнографического музея, завершающая четверть XX века продемонстрировала способность националистических движений, то есть высшей формы самопроявления этноса, разрывать


самые устойчивые политические образования . XX век стал периодом стирания национальных границ, превращения этнодисперстного расселения в норму жизни, интернационализация и профессионализация культуры составили для национального сознания вторую диалектическую половину. В то же время процессы распада многонациональных государств, таких как СССР и Югославия, показали, что не этнические общности, а политико-государственные образования обретают перспективы государственного существования. Суверинизация политических организмов, притязающих на самоуправление от имени нации или народа , но не собственно этносов, является свидетельством того, что у этноса, кроме культурно-языковой сферы, нет собственных механизмов. Для развивающихся стран характерна высокая межнациональная конфликтность, но их распад по этническому принципу является, скорее исключением, чем правилом. В свою очередь опыт России постсоветского времени все более убеждает в том, что в России уже пройден пик максимального всплеска национальных чувств. Возможно, намечаются признаки того, что в новом тысячелетии этнический фактор примет другие исторические формы, свойственные для общества, пережившего этап модернизации и вступившего в постиндустриальный мир.

"' Дмитриев В.А. и др. Предварительные итоги работы по опроснику «Самооценка этносом перспективности форм традиционной культуры». // Изучение национального самосознания в этнографическом музее. СПб. 1997. с. 18-42; Романова Н.М. К вопросу о проблемах развития национальных меньшинств в современном городе. Указ. соч. С. 207-217.; Сорокина Г.Г. Указ соч. с. 282-294 240 Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы // Этичность. Национальные движения. Социальная практика. СПб. 1995. С. 9.


Заключение

Современные историко-этнографические музеи, отражая происходящие кардинальные изменения в обществе и культуре на рубеже XX-XXI вв., также переживают существенные трансформации. Музейная деятельность приобретает все большее социокультурное значение, возрастает роль историко-этнографических музеев в сложных процессах социальной адаптации и культурной идентификации, в образовательном процессе, в организации досуга. Историко-этнографические музеи «де-факто» становятся центрами образования, коммуникации, культурной информации и творческих инноваций. Современная социокультурная ситуация побуждает музеи к поиску своеобразия, к необходимости генерировать новые знания, идеи, духовные ценности. Из института, фиксирующего достигнутый уровень общественного сознания, музей становится явлением культуры, придающим этому сознанию поступательную динамику241. Историко-этнографический музей сегодня крепко привязан к реалиям современной жизни, более других подчеркивая значение различий и культурного многообразия нашего мира, его единство, общие корни и культурные доминанты.

Один из факторов, обуславливающих актуальность исследования роли историко-этнографических музеев в современном обществе заключается в том, что, несмотря на кардинальные изменения в социокультурной ситуации рубежа XX-XXI вв., музей продолжает выполнять традиционные функции (сохранение, изучение и описание) и, в то же время, активно ищет новые пути в освоении и представлении культурного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Помогая создавать условия для духовно-ценностной и практической ориентации подрастающего поколения в его жизненном

241 Дмитриев В.А. Этнографический музей: цели и задачи. // Доклады юбилейной конференции Музея Революции. М. 1985


пространстве, историко-этнографические музеи принимают участие в решении следующих проблем:

стимулирование интереса к национальной истории и культуре, активное использование культурного потенциала своей страны;

восприятие подрастающим поколением наследия своего народа и страны в целом как части отечественного и культурного наследия;

понимание детьми и подростками своей связи с окружающим миром; умение грамотно взаимодействовать с ним; осознание проблем окружающего мира;

адекватное представление подрастающим поколением всего многообразия культурных процессов.

Анализ деятельности историко-этнографических музеев России и США в последнее десятилетие, позволил выделить следующие общие тенденции в образовательной деятельности:

создание долговременных проектов в поддержку детского и молодёжного творчества в профильной области;

открытие филиалов, освоение новых выставочных площадей, не свойственных ранее для музейной деятельности;

формирование новых информационных технологий, направленных на эффективную реализацию проектной деятельности.

Ключевой темой разрабатываемых проектов в образовательной деятельности историко-этнографических музеев стали проблемы социально-культурной адаптации детей и подростков в современном мультикультурном обществе и проблемы этнической и межкультурной толерантности

Анализируя роль историко-этнографических музеев в жизни общества, следует отметить, что эти музеи имеют сегодня активную социальную востребованность и выполняют важные общественные функции.


Основные выводы исследования можно сформулировать следующим образом:

1. Историко-этнографические музеи, используя культурно-образовательный потенциал своих коллекций, представляющих собой социокультурные реалии и являющихся подлинными свидетельствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры, способствуют стабилизации социокультурного развития общества и формированию информационно-коммуникативной сферы взаимодействия национальных культур. Но, в то же время:

2. Отсутствие общего информационного пространства между историко-этнографическими музеями и организациями, занимающимися изучением, сохранением и популяризацией историко-культурного наследия с одной стороны и между самими историко-этнографическими музеями с другой стороны препятствуют реализации их образовательного потенциала в полной мере.

3. Историко-этнографические музеи способствуют формированию у подрастающего поколения социальной идентичности и межкультурной толерантности в полиэтнической среде через музейно-педагогические программы.

4. Результаты и эффективность образовательных программ историко-этнографических музеев обуславливаются национальными и конфессиональными особенностями аудитории.

5. Эффективность музейно-педагогических программ по формированию межкультурной и этнической толерантности зависит от степени апробированности используемых технологий развития толерантного сознания.


6. Разработки проблем межкультурной и этнической толерантности историко-этнографическими музеями возможны только в общем контексте разработки региональной культурной политики.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: