Герои фильма «Битлджус» (1988) Адам и Барбара – пара, живущая в маленьком городе в домике, типичном для Новой Англии – умирают от несчастного случая, и теперь они привидения, которые не могут покинуть свой дом. Когда в него вселяются новые владельцы яппи, Адам и Барбара пытаются выгнать их, напугав, однако привидений пытаются использовать для наживы. Тогда, чтобы избавиться от новой семьи, пара обращается за помощью к био-экзорцисту Битлджусу (en.wikipedia.org/wiki/Beetlejuice).
В одной из сцен показан изогнутый коридор в мире мёртвых, который создает зрительную иллюзию перспективы (рис. 10). Этот эффект можно увидеть и в других небольших эпизодах фильма. Бёртон намеренно придал месту действия «мультяшный» вид с помощью сюрреалистичных декораций, очевидно, сконструированных в натуральную величину. Эпизодам, показывающим мир неживых, присущи нереальность и некоторая сказочность, а также резкое освещение и глубокие эмоциональные тени от бокового света. Силуэты геометрической формы трансформируются в искаженную реальность. Сам дом показан совершенно скучным, как чёрно-белый карандашный рисунок (рис. 11).
Ввиду низкого бюджета необходимостью фильмов в духе экспрессионизма было повторное использование декораций и макетов. Затем, это стало стилистически оправданным для создания эмоционального воздействия, независимо от бюджетных ограничений. Чтобы декорации в одном и том же месте выглядели по-разному, достаточно изменить ракурс и создать гротескную перспективу. Часто при монтаже получаются переходы, которые используют вместо того, чтобы строить новые фоны.
Несмотря на то, что это первый фильм Бёртона с большим бюджетом в 13 млн. долларов, всего менее 10% суммы было потрачено на спецэффекты. По словам самого Бёртона, он желал видеть: «Дешёвые скрипучие иллюзии, а не современные эффекты». Всё это в сочетании со стилизацией под 1920-е годы, принесло фильму успех и 73 млн. долларов дохода (en.wikipedia.org/wiki/Tim_Burton). «Битлджус» - первый фильм Бёртона после начала кризиса в конце 1987 г., и, несмотря на то, что не получил статус блокбастера, он представляет собой значительный вклад в развитие художественной формы.
Ключевым элементом в творчестве Бёртона является тонкое восприятие мрачного, ужасного готического духа. Мы находим всевозможные элементы, выражающие эти чувства: резкий свет, ведущая актерская игра, музыка и опять же обстановка (рис. 12). Сказка на современный лад «Эдвард руки-ножницы» (1990) рассказывает о том, как старик- изобретатель создает мальчика Эдварда с ножницами вместо рук. После смерти изобретателя, Эдварда забирает к себе местная распространительница Avon, и её дочь влюбляется в странного юношу. В начале, Эдвард завоевывает сердца всех соседей, но будучи впоследствии обвинённым в преступлении, возвращается непонятый в замок изобретателя (www.imdb.com/title/tt0099487/).
Здесь Бёртон вновь сотрудничает с американским готическим актёром Винсентом Прайсом, пригласив его на роль создателя Эдварда. Простая мелодия наряду с грустными эмоциями даёт ощущение надежды. Снова детализация декораций уступает место оборудованию ручной работы и мрачной архитектуре. Все дома одинаковые и разноцветные, но строгие, от чего выглядят холодно и неприветливо. Такое ощущение, что замок, в самом деле, теплее и человечнее, благодаря отдельным приспособлениям, которые даже готовят печенье, пока изобретатель читает мальчику стихи.
Персонаж Эдварда напоминает Чезаре, героя фильма Роберта Вине «Кабинет доктора Калигари» (1920). Только они поменялись ролями: главное действующее лицо – Эдвард, живущий в зловещем замке, а жители пригорода – антагонисты. Бёртон использует тему, стилизованные декорации и образы из фильма 1920 года, чтобы рассказать современную историю о другой неправильно понятой таинственной личности. Несмотря на то, что в ранней картине чёрно-белая съёмка была использована по необходимости, в более поздней специально приглушённые цвета внутри замка выглядят как в чёрно-белом фильме. «Эдвард руки-ножницы», выпущенный в разгар кризиса, был номинирован на Оскар и завоевал пять других наград.
«Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992) основаны на комиксах, в которых Готэм-сити охраняет сам Тёмный рыцарь – Бэтмен, вступающий в борьбу со странными противниками, такими как Джокер, Человек-пингвин и Женщина-кошка. Альтер-эго Брюс Уэйн живёт в семейном особняке и с помощью верного дворецкого Альфреда принимает свой мрачный образ, когда случаются неприятности. Каждый фильм продолжает историю о бесконечной героической борьбе Бэтмена с преступностью.
В обоих фильмах находят отчетливое визуальное отражение элементы готического мира с холодными бетонными стенами сюрреалистичных зданий, которые, с одной стороны, представляют собой настоящий город, но, в то же время, обладают качествами, невозможными в реальной жизни (рис. 13). Архитектура под влиянием американского стиля Арт-Деко 1920-х гг. производит невесёлое впечатление промышленной грязи и копоти. В одной из сцен церковь выглядит, как высокая готическая крепость, окружённая опорами, усиливающими квадратную центральную башню (рис. 14).
Огромные величественные возвышающиеся здания всё-таки похожи на башни из мультфильмов. В обоих фильмах освещение сделано под нуар 1940-х годов. В кинематографе понятие «нуар» объединяет чёрно-белые голливудские криминальные драмы 1940-х и 50-х годов (рис. 15). Стиль нуар, буквально от французского «чёрный фильм», происходит от немецкого экспрессионизма, хотя сам термин не был в употреблении до 1946 года.
Для съёмок «Бэтмена» Pinewood Studios в Англии превратились во впечатляющий Готэм за 5,5 млн. долларов. Сценарист Сэм Хэмм описывал его так: «...будто ад поднялся и разошёлся над тротуарами». Идея эпизода с кафедральным собором принадлежит не Бёртону. Она пришла из театральной версии «Призрака оперы», и, чтобы включить её в фильм, продюсер Джон Питерс пожелал дополнительно вложить 100 000 долларов. Продюсер «Бэтмена» Крис Кенни, сказал: «Когда мы привезли «Бэтмена» в Pinewood в 1988-1989гг., мы заняли всю натурную съёмочную площадку и, в сущности, каждый павильон в студии. Там было что-то около 28 миль трубчатых строительных лесов на натурной съёмочной площадке! Ведь это самая большая съёмочная площадка, когда-либо построенная в этой стране, думаю, со времён «Клеопатры» (1963). В мире не так много мест, где мы могли бы сделать такое» (www.pinewoodgroup.com/gen).
«Бэтмен», вероятно, первый высокобюджетный фильм Бёртона, ставший блокбастером. Энтон Фёрст, художник-постановщик первого фильма, совершил суицид, после того, как ему не дали возможности продолжить работу над «Бэтмен возвращается» из-за контрактных ограничений (Entertainment Weekly). Готэм-сити в Англии был сохранён для сиквела, однако Бёртон нанял художника Бо Уэлша, с которым прежде работал в фильмах «Битлджус» и «Эдвард руки-ножницы», чтобы Готэм был построен в звуковом павильоне Warner Brothers в Бербанке. По этому поводу Бёртон говорил: «С сиквелами часто бывает, будто это тот же фильм, только всё немного дороже. Я не чувствовал себя способным на это, я хотел рассматривать это как совершенно другой фильм о Бэтмене» (en.wikipedia.org/wiki/Tim_Burton). Несмотря на то, что оба фильма о Бэтмене были выпущены на экраны на пике кризиса, они собрали большую кассу. Тогда как фильмы «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается» относятся к мэйнстриму, следующий фильм Бёртона в жанре пластилиновой анимации по стилю связан с ранними работами.
Продолжают его список избранных современных работ в стиле мрачной готики, фильмы снятые покадровой анимацией «Кошмар перед Рождеством» (1993) и «Труп невесты» (2005), оформление обоих фильмов выдержано в мрачном эмоциональном ключе. Персонаж Джек Скеллингтон в «Кошмаре перед Рождеством», живёт в городе Хэллоуин и однажды открывает лес, в котором каждое дерево имеет дверь, ведущую в другой праздник. Когда Джек попадает в город Рождества, он похищает Санту, пытается взять на себя его роль, заручившись поддержкой всех горожан-вурдалаков.
(en.wikipedia.org/wiki/The_nightmare_before_christmas)
В «Кошмаре перед Рождеством» с помощью мультипликационных декораций Бёртон создаёт эмоционально совершенно мрачный мир в тёмной цветовой гамме с расширенными кверху зданиями, придающими мистическую натуральную текстуру (рис. 16). Контуры декораций резные и закрученные, снова появляются глубокие тени от резкого прямого света. Во всём видна ложная перспектива, монохромный город Хэллоуин в серых и оранжевых цветах контрастирует с городом Рождества в ярких красных, зелёных и белых красках. Декорации обоих городов производят ощущение физического присутствия, несмотря на то, что макеты изготовлены вручную. Всё это носит наглядный характер.
На создание фильма Бёртона вдохновили его поэма и три нарисованных им персонажа (Джек, Санта и собака) во время работы на студии Disney в 1970-е. Эта история, которая, по существу, является противоположностью книге «Гринч – похититель Рождества», – о герое, который хочет окунуться в праздник, но, в конце концов, окончательно его портит. Бёртон говорил, что идея пришла, когда он наблюдал, как внутримагазинную экспозицию, посвящённаю Хэллоуину, заменяли Рождественской. В титрах Бёртон указан как сценарист (не режиссёр или продюсер), но его рука чувствуется буквально в каждом персонаже, декорации, эпизоде. Прежде чем приступить непосредственно к изготовлению декораций, сначала они были нарисованы, а затем созданы картонные макеты в половину размера. Занимая огромные площади в нескольких студиях, декорации были передвижными, что позволяло аниматорам работать со всеми персонажами в пределах досягаемости. Снимали по одной минуте фильма в неделю, а весь процесс занял более трёх лет.
Роджер Эберт сказал о фильме: «Это невероятное достижение, изобилующее визуальным богатством, заслуживает большего, чем одноразовый просмотр» (rogerebert.suntimes.com). Джеймс Берардинелли высказался так: «В «Кошмаре перед Рождеством» каждый найдёт что-то для себя... художественное оформление фильма предназначено для всех, кроме малышей, и представляет удивительное достижение. «Кошмар перед Рождеством» входит в число самых высоко оценённых фильмов всех времён на сайте Internet Movie Data Base – это высшее достижение для готического фильма». «Кошмар перед Рождеством» был последним фильмом Бёртона кризисного периода, а два следующих проекта, выходящих за рамки жанра («Джеймс и гигантский персик» (1996) и «Марс атакует!»), не считаются финансово успешными.