double arrow

Фильмы докризисного периода


Искусство Тима Бёртона

Работы Бёртона в совокупности содержат отчётливо выраженные мрачные готические элементы экспрессионизма. Многие его декорации сделаны вручную, и в их внешнем виде чувствуется человеческое прикосновение. Все его работы согласованы между собой резким светом, приглушёнными цветами, стилизованными под время костюмами, чёрно-белыми эскизами декораций и сюрреалистичными нотками в каждом фильме.

Герой чёрно-белого короткометражного кукольного анимационного фильма Винсент (1982) юный Винсент Маллой мечтает быть Винсентом Прайсом и одержим писателем Эдгаром Алланом По. Винсент уходит от обычной жизни в макабрический мир мрачных фантазий, к большому огорчению своей матери. Винсент Прайс был театральным актёром в 1930-е гг. и стал знаменит благодаря ролям в 180 готических фильмах ужасов в 1940–80-х гг. Он снялся в таких фильмах, как «Дом восковых фигур» (1953) и «Муха» (1958). В 60-е он играл разные роли в адаптациях новелл Эдгара Аллана По. В последующие годы (70-е) Прайс известен чтением закадрового текста и, в особенности, художественному чтению новелл и поэзии Эдгара Аллана По (www.imdb.com/name/nm0001637/).

Декорации в фильме освещены таким образом, чтобы придать треугольную форму плиточным полам и неровным стенам с непонятными четырёхугольными очертаниями. В одной из сцен фильма показаны изогнутые и закрученные поручни крыльца. Здания похожи на скошенные четырёхугольники: узкие у основания они расширяются кверху (рис. 8). Освещение грубой текстуры, чёрно-бело-серые тона и резкий свет большинства сцен придают готическое ощущение этому произведению. В фильме органичны шахматные обои в комнатах и непримечательные предметы интерьера, которые, кроме прочего, становятся готическими символами, схожими даже с образностью Сальвадора Дали. Этот общий стиль встречается ещё в нескольких работах Бёртона.

Студия Disney вложила менее 60 000 долларов в производство этого шестиминутного перекликающегося с детством самого Бёртона мультфильма, действие которого происходит в двойственном мире обычной жизни и готического воображения мальчика, обожествляющего актёра Винсента Прайса и питающего жадный интерес к писателю Эдгару Аллану По, творчество которого послужило источником для нескольких фильмов Прайса. Главный герой «Кошмара перед Рождеством» Скеллингтон появляется в «камео» ближе к концу фильма (Tim Burton 6). В «Винсенте» Бёртон впервые рискнул работать в такой художественной форме ещё до Чёрного понедельника 1987 года.

Короткометражный фильм «Франкенвини» (1984) о том, как мальчик по имени Виктор оживляет свою погибшую собаку Спарки, содержит аналогии с релизом студии Universal «Франкентштейн» (1931). Так, имя героя совпадает с именем учёного Виктора Франкенштейна в оригинальном фильме. Виктор снимает Спарки в домашних фильмах ужасов, пока пёс не погибает под колёсами автомобиля (www.minadream.com/timburton). После «перезарядки» Спарки начинает терроризировать соседей, как им кажется, из-за чего, в конце концов, прежде дружественные люди массово преследуют его до старой ветряной мельницы – ещё одна параллель с оригинальным «Франкентштейном». В отличие от него, в этом фильме Спарки показывает свою неизменную преданность, спасая Виктора из горящей ветряной мельницы, и становится местным героем (рис. 9).

Стилизованный под «фильм категории В» пятидесятых годов с низкокачественными визуальными технологиями, всё-таки он выглядит неплохо для своего бюджета. В картине сохранён грустный эмоциональный дух оригинального «Франкенштейна» с шахматными узорами 50-х и качеством домашнего видео. В фильме использованы жёсткое освещение плюс техника чёрного и белого, т. к. для изображения нужного настроения работа со светом имеет даже большее значение, чем с объектом. Всё выглядит вне эпохи, изображено так, будто могло случиться в любое время в истории. «Франкенвини», появившийся до кризиса 80–90-х гг., в свою очередь также подлежит ремейку самим Бёртоном.


Сейчас читают про: