double arrow

Художественные тексты, рекомендованные для обязательного прочтения


Перечень вопросов к экзамену по истории русской литературы ХIХ века (вторая половина)

Перечень вопросов к зачету по истории русской литературы ХIХ века (первая половина)

Список рекомендуемой литературы

Перечень тем рефератов и докладов к семинару

Задания студентам для самостоятельной работы

Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Темы, выносимые на обсуждение

Учебная цель

1.1. Восстановить в памяти жанровое своеобразие комедии, трагедии, драмы и водевиля.

1.2. В процессе чтения чеховской пьесы выявить средства речевой характеристики и индивидуализации персонажей.

1.3. Показать новаторство драматургии А. П. Чехова.

1.4. Сформировать компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-7.

2.1. Своеобразие драматического конфликта пьесы и его сюжетной реализации:

а) объективно–исторический и философско-эстетический аспект конфликта;

б) повседневный быт и событийность в пьесе (по сравнению с пьесами А.Н. Островского).

2.2. Своеобразие чеховского историзма:




а) прошлое России и судьбы поместного дворянства в художественном осмыслении А.П. Чехова. Нежизнеспособность и паразитизм представителей «дворянских гнезд». Авторская позиция;

б) тема современных хозяев России в интерпретации А.П. Чехова. Хищничество Лопахина. Диалектическая объективность позиции автора;

в) молодое поколения и тема будущего России в пьесе.

2.3. Жанровое своеобразие пьесы:

а) А.П. Чехов о жанре «Вишневого сада»;

б) комедийно–водевильное и драматически–элегическое начала в пьесе;

в) проблема жанра «Вишневого сада» в современном литературоведении.

Для проведения практического занятия студентам рекомендуется прочитать предварительно текст.

Изучить раздел учебника, посвященный драматургии Чехова, и сделать конспекты научных трудов по заданию преподавателя.

4.1. Подготовить монографический рассказ о специфической трактовке пьесы «Вишнёвый сад» в МХАТе в сравнении с другими театрами.

4.2. Реалистическая символика А.П. Чехова. Образ «вишневого сада» и истоки элегизма чеховской пьесы. ( Свои размышления оформить письменно в рабочей тетради).

5.1. Комедийное начало в образах Раневской, Гаева, Симеонова–Пищика.

5.2. Различия в подходе Чехова к изображению Пети Трофимова и Ани. Аня и Надя из «Невесты».

5.3. Проблема счастья в пьесах А.П. Чехова.

5.4. Почему не смешно? (Проблема жанра).

1. Бердников Г. А.П. Чехов. Идейные и творческие искания. – М., 1984.

2. Ермилов В.В. Драматург Чехов. – М., 1954.

3. Зельцер Л. «Абстрактна, как симфония…» (вечные мелодии в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад») / Л. Зельцер «Выразительный мир художественного произведения». – М., 2001.



4. Зингерман Б. И. Театр Чехова и его мировое значение. – М., 1988.

5. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам…»: пьесы и водевили Чехова. – М., 1982.

6. Ревякин А.И. «Вишневый сад» А.П. Чехова. Пособие для учителей. – М., 1960.

7. Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в «Вишневом саде» Чехова. – В кн.: Нравственные искания русских писателей. – М., 1972.

8. Сухих И. Н. Проблем поэтики А. П. Чехова. – Л., 1987.

9. Чудаков А. П. Поэтика Чехова. – М., 1971.

Зачет для студентов, не проявивших себя на семинарских занятиях и не в полной мере выполнявших задания для самостоятельной работы, сдается по билетам, которые включают 2 вопроса, связанные с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, а также предполагающие знание текстов, авторского стиля писателей, основных понятий исторической и теоретической поэтики и умение применять их в анализе конкретного историко-литературного материала.

1. Басенное творчество И.А. Крылова. Мораль и сюжет в баснях Крылова. Сатира и ирония. Особенности выражения авторской позиции.

2. Жуковский как основоположник русского романтизма. Основные жанры поэзии. Элегическое творчество поэта.

3. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Баллада «Светлана» как произведение романтизма. Этико-психологическая направленность романтической лирики Жуковского.

4. Романтическая эстетика земных благ и наслаждений (эпикурейско-гедонистический характер) в поэзии К. Н. Батюшкова. Своеобразие художественной формы, пластичность и ясность образов.



5. Гражданский романтизм поэтов-декабристов (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский и др.). Особенности художественного метода. Ведущие идеи. Обращение к высоким жанрам. Специфика композиции и языка произведений.

6. Идейно-художественное завоевание А.С. Грибоедова как автора комедии «Горе от ума». Проблематика и идейный смысл произведения. Художественный стиль комедии. «Горе от ума» в историко-функциональном аспекте.

7. Творчество А. С. Пушкин как родоначальника новой русской литературы. Лицейская поэзия.

8. Петербургский период творчества. Пушкин и декабристы. Пушкин и пушкинский круг поэтов и поэзия «гармонической точности».

9. Период южной ссылки. Южные поэмы. Романтизм Пушкина и традиции Байрона. Художественные особенности романтических поэм.

10. Трагедия «Борис Годунов», ее новаторский характер. Национально-историческая и социальная проблематика.

11. Эволюция и жанры лирической поэзии Пушкина. Проблема поэта и искусства, поэта и общества. Художественные завоевания Пушкина в области лирической поэзии.

12. Роман «Евгений Онегин». Система образов. Глубина и широта типизации, бытописание, лирические отступления. Образ автора.

13. «Маленькие трагедии». Их социально-философская и этическая проблематика, идейный смысл и художественные особенности.

14. Художественная проза Пушкина. «Повести Белкина». Своеобразие их сюжетики, композиции, языка как единого целого.

15. Творчество М. Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики Лермонтова и их эволюция в творчестве поэта. Характер лирического героя. Поэзия Лермонтова как наиболее яркое выражение русского романтизма.

16. Романтические поэмы «Демон», «Мцыри»: их основной пафос и поэтика.

17. Роман «Герой нашего времени» как социально-психологический, философский и интеллектуальный роман. Особенности психологизма. Композиция.

18. «Герой нашего времени». Образ Печорина. Система двойников. Общественно-исторический и этический смысл образа героя. Онегин и Печорин.

19. Художественное своеобразие циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». Романтизм и реализм, юмор и сатира. Тяготение к эпопейной поэтике.

20. Реализм и поэтика «Петербургских повестей». Проблематика и идейный смысл. Тема «маленького человека». Петербургские повести и «петербургский миф».

21. Драматургия Н.В. Гоголя. Комедия «Ревизор», идейный смысл, особенности сюжета, композиции, основной конфликт. Хлестаков и «хлестаковщина».

22. «Мертвые души». Основные персонажи, структура образов.

1. Художественные и идейные искания писателей «натуральной школы» и её вклад в становление русского реализма и русского реалистического романа.

2. Новаторство и идейно-художественная проблематика «Записок охотника» И. С. Тургенева.

3. Роман И. С. Тургенева «Рудин» и традиции социально-психологического романа. Сложность авторской оценки героя. Образ «тургеневской девушки» Натальи Ласунской. Лирико-символический подтекст романа, функция пейзажа и реминисценций. Черты музыкальности тургеневской прозы.

4. Повести И. С. Тургенева о любви: «Фауст», «Ася». Лирико-философские размышления писателя о трагической любви и природе.

5. Роман «Отцы и дети». Острота социально-философских, культурно-исторических и нравственных проблем. Образ Базарова.

6. Драматургия А. Н. Островского. Основные этапы творческого пути и художественные искания писателя.

7. Пьеса «Гроза» - крупное литературно-общественное событие. Открытие народно-героического характера. Сюжетно-композиционные принципы. Проблема жанровой интерпретации «Грозы».

8. Место Н. С. Лескова в истории русской литературы. Становление творческих принципов и основной проблематики произведений.

9. Отражение этико-эстетического идеала писателя в повести «Очарованный странник».

10. Ф. М. Достоевский. Идейно-творческое развитие: от «Бедных людей» до романов 60-х годов.

11. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Социально-философская и нравственно-психологическая проблематика. Образ Раскольникова

12. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот». Образ князя Мышкина. Экзистенциальные мотивы произведения.

13. А. А. Фет и психологические искания русской литературы второй половины Х1Х века. А. Фет к концепции «артистического искусства».

14. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина: эволюция творческих принципов. Поэтика сатиры.

15. Роман «Братья Карамазовы» - синтез общефилософских, духовно-нравственных и социальных идей XIX века. Вселенский масштаб образа Ивана Карамазова и его духовной личности. Образ Ивана Карамазова в системе других персонажей.

16. Л. Н. Толстой: автобиографическая основа художественного творчества. «Война и мир» как этап в художественной деятельности Толстого.

17. Нравственные искания героев (Андрея Болконского, Пьера Безухова) в романе Л. Н. толстого «Война и мир».

18. «Анна Каренина» – роман о современности. «Мысль семейная». Поэтика романа.

19. Проблематика, идеи, художественное своеобразие ранних произведений А. П. Чехова

20. Проблематика и художественное своеобразие повестей А. П. Чехова «Палата № 6», «Чёрный монах». Музыкальное начало в произведениях.

21. Трагическое и комическое в прозе А. П. Чехова: «Попрыгунья», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой» и др. Тоска по духовному общению. Роль художественной детали. Мир чеховской прозы.

22. Новаторство Чехова-драматурга. Бытовые будни как источник трагических конфликтов. Программный характер драмы «Чайка».

23. Драматургическая поэтика пьесы А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

24. Творчество Ф.И. Тютчева. Особенности мировоззрения поэта, своеобразие восприятия им мира и специфика его художественного отображения. Своеобразие любовной лирики.

25. Пьесы А.Н. Островского, посвященные людям искусства. «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые».

26. Роман М.Е Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы». История создания, идейно-этический смысл и основные конфликты произведения. Иудушка Головлев как социально-психологический тип.

27. Литературные кружки, общества, журналы в Х1Х веке.

28. Поэты «некрасовской школы» и «чистого искусства» в истории русской литературы.

29. Славянофильские мотивы в литературе Х1Х века.

30.Тема «маленького человека» в литературе Х1Х века.

1. В. А. Жуковский: баллада «Светлана», поэма «Шильонский узник», повесть «Ундина».

2. А.С. Пушкина: «Кавказский пленник», «Цыгане», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина».

3. А.С. Грибоедов «Горе от ума».

4. М.Ю. Лермонтов: поэмы «Демон», «Мцыри», драма «Маскарад», «Княгиня Лиговская», «Герой нашего времени».

5. Н.В. Гоголь: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести», «Женитьба», «Ревизор», «Мертвые души».

6. И. С. Тургенев: «Записки охотника», «Рудин», «Фауст», «Ася», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети».

7. А. Н. Островский: «Свои люди – сочтемся», «Бедность не порок», «Гроза», «Снегурочка».

8. М. Е. Салтыков-Щедрин: «Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки».

9. Н. С. Лесков: «Очарованный странник», «Леон дворецкий сын», «Левша», «Тупейный художник», «Однодум», «Человек на часах», «Томление духа», «Леди Макбет Мценского уезда».

10. Ф. М. Достоевского: «Бедные люди», «Белые ночи», «Двойник», «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы».

11. Л. Н. Толстой: «Севастопольские рассказы», «Казаки», «Война и мир», «Анна Каренина», «Живой труп», «Воскресение», «Отец Сергий», «После бала», «Хаджи Мурат».

12. А. П. Чехов: «Степь», «Скучная история», «Палата № 6», «Дуэль», «Попрыгунья», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «Дама с собачкой», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры», «Дядя Ваня».







Сейчас читают про: