double arrow

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8


Список рекомендуемой литературы

Перечень тем рефератов и докладов к семинару

Задания студентам для самостоятельной работы

Рекомендации студентам по подготовке к занятию

Темы, выносимые на обсуждение

Учебная цель

Основа сюжета произведения

Список рекомендуемой литературы

1. Бердяев Н. Миросозерцание Достоевского. – М., 2001.

2. Гроссман Л.М. Ф.М. Достоевский. –М., 1972.

3. Гус М.А. Идеи и образы Достоевского – М., 1971.

4. Ермилова Г. Тайна князя Мышкина. О романе Достоевского «Идиот». – Иваново, 1993.

5. Захаров В.Н. Система жанров Ф.М. Достоевского. – Л., 1988.

6. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М., 1989.

7. Назиров Р. Г. Творческие принципы Ф. М. Достоевского. – Саратов, 1982.

8. Новые аспекты в изучении Достоевского. – Петрозаводск, 1994.

9. Роман Ф. М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. – М., 2001.

10. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М., Л., 1964.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕМА: «Анна Каренина» – роман о современности. «Мысль семейная» –

Продолжительность – 2 часа

1.1. Определить место романа в творчестве писателя и в истории русской литературы.

1.2. Осмыслить жанровое своеобразие романа.

1.3. Показать эволюцию авторского замысла.

1.4. Сформировать компетенции ОК-1, ОК-2, ОК-7.

2.1. Анна Каренина» как «одна из величайших книг о любви в мировой литературе». «Анна Каренина» и духовные искания Толстого в 1870-е годы. Переход писателя на позиции патриархального крестьянства.

2.2. Трагедия «физической» любви (линия Анны – Вронского), гармония «метафизической» любви (линия Кити – Левина), «связующая» линия Облонского – Долли.

2.3. Интерпретация эпиграфа. Образ Анны в ряду героинь русского романа (Татьяна Ларина, Лиза Калитина, Ольга Ильинская, Настасья Филипповна, Наташа Ростова).

2.4. Время как художественный инструмент романа (поэтика хронологии и композиция).

2.5. Образ Вронского (конфликт между страстью и самолюбием, попытка самоубийства как «скрытая» дуэль). Образ Каренина («человек-шаблон»). «Легковесность» Стивы Облонского. Автобиографичность образа Левина (духовные искания Толстого).

2.6. Поэтика романа «Анна Каренина. Мотивная структура (мотивы дома, смерти-рождения, крови и железа). Символика имен. «Двойной» сон-кошмар Анны и Вронского. Внутренний монолог Анны (поток сознания).

Для проведения практического занятия студентам рекомендуется прочитать предварительно роман, познакомиться по Полному собранию сочинений Л.Н. Толстого с комментариями и примечаниями к роману, изучить раздел учебника, посвященный творческому пути писателя и критическую литературу.

4.1 Собрать и систематизировать материал по отзывам современников о романе. При этом использовать книгу: Эйхенбаум Б. Лев Толстой. Семидесятые годы. М., 1974. (гл. «Анна Каренина»).

4.2. Посмотреть одну из кино- или театральных интерпретаций произведения и оформить свои размышления в форме эссе.

5.1. Сущность и причины трагедии Анны.

5.2. Выражение в образе Левина духовных исканий Толстого.

5.3. Поэтика романа: психологизм и лиризм, символизация картин.

5.4. Роман «Анна Каренина» и традиции поэзии Тютчева и Фета.

5.5. Достоевский о романе.

5.6. Образы-символы в романе, их функция.

5.7. Метафоры «путаницы», «пучины», «паутины лжи», «избрания пути» в романе.

1. Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л. Толстого. – М., 1978.

2. Буланов А.М. Логика сердца в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина» // Русская литература. 1991. - № 3.

3. Бурсов Б.И. Лев Толстой и русский роман. – М.,Л., 1963.

4. Ветловская В.Е. Поэтика «Анны Карениной» (система неоднозначных мотивов) // Ветловская В.Е. Анализ эпического произведения: Проблемы поэтики. – СПб., 2002.

5. Днепров В. Искусство человековедения. Из художественного опыта Льва Толстого. – Л., 1985.

6. Дунаев М.М. Православие и русская литература. – М., 1998. Ч. 4. С., 141-186.

7. Ильин В.Н. Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого. – СПб., 2000. (ст. «Мужичок в железе. К метафизике романа Л. Толстого «Анна Каренина»).

8. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.

9. Сливицкая О.В. О многозначности восприятия «Анны Карениной» // Русская литература. 1990. - № 3.

10. Чуприна И. В. Нравственно-философские искания Л. Толстого в 60-е и 70-е годы. – М., 1974. Гл. 5.

ТЕМА: Новаторство драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад»

Продолжительность – 2 часа


Сейчас читают про: