Битовые поля
Указатели на структуры
Доступ к элементам структур
Присваивание структур
Инициализация структур.
Для инициализации структур значения ее полей перечисляют в фигурных скобках.
Примеры:
1. struct Student
{
char name[20];
int kurs;
float rating;
};
Student s={”Иванов”,1,3.5};
2. struct
{
char name[20];
char title[30];
float rate;
}employee={“Петров", “директор”,10000};
Работа со структурами
Для переменных одного и того же структурного типа определена операция присваивания. При этом происходит поэлементное копирование.
Student ss=s;
Доступ к элементам структур обеспечивается с помощью уточненных имен:
Имя_структуры.имя_элемента
employee.name – указатель на строку «Петров»;
employee.rate – переменная целого типа со значением 10000
Пример:
#include <iostream.h>
void main()
{
struct Student
{
char name[30];
char group[10];
float rating;
};
Student mas[35];
//ввод значений массива
for(int i=0;i<35;i++)
{
cout<<”\nEnter name:”;cin>>mas[i].name;
cout<<”\nEnter group:”;cin>>mas[i].group;
cout<<”\nEnter rating:”;cin>>mas[i].rating;
}
cout<<”Raitng <3:”;
for(i=0;i<35;i++)
if(mas[i].name<3)
cout<<”\n”<<mas[i].name;
}
Указатели на структуры определяются также как и указатели на другие типы.
Student*ps;
Можно ввести указатель для типа struct, не имеющего имени (способ 2):
Struct
{
char *name;
int age;
} *person;//указатель на структуру
При определении указатель на структуру может быть сразу же проинициализирован.
Student *ps=&mas[0];
Указатель на структуру обеспечивает доступ к ее элементам 2 способами:
1.(*указатель).имя_элемента
2. указатель->имя_элемента
cin>>(*ps).name;
cin>>ps->title;
Битовые поля – это особый вид полей структуры. При описании битового поля указывается его длина в битах (целая положительная константа).
Пример:
struct {
int a:10;
int b:14}xx,*pxx;
....
xx.a=1;
pxx=&xx;
pxx->b=8;
Битовые поля могут быть любого целого типа. Они используются для плотной упаковки данных. Например, с их помощью удобно реализовать флажки типа «да» / «нет».
Особенностью битовых полей является то, что нельзя получить их адрес. Размещение битовых полей в памяти зависит от компилятора и аппаратуры.
Объединение (union)- это частный случай структуры. Все поля объединения располагаются по одному и тому же адресу. Длина объединения равна наибольшей из длин его полей. В каждый момент времени в такой переменной может храниться только одно значение. Объединения применяют для экономии памяти, если известно, что более одного поля не потребуется. Также объединение обеспечивает доступ к одному участку памяти с помощью переменных разного типа.
Пример
union{
char s[10];
int x;
}u1;
.... | |||||||||
x- занимает 2 байта | |||||||||
S – занимает 10 байтов |
Рис.3. Расположение объединения в памяти
И s, и x располагаются на одном участке памяти. Размер такого объединения будет равен 10 байтам.
Пример1:
//использование объединений
enum paytype{CARD,CHECK};//тип оплаты
struct{
paytype ptype;//поле, которое определяет с каким полем объединения будет
// выполняться работа
union{
char card[25];
long check;
};
}info;
switch (info.ptype)
{
case CARD:cout<<”\nОплата по карте:”<<info.card;break;
case CHECK:cout<<”\nОплата чеком:”<<info.check;break;
}