Описание простейшего элемента такого списка выглядит следующим образом:
struct имя_типа
{
информационное поле;
адресное поле;
};
Информационное поле – это поле любого, ранее объявленного или стандартного, типа;
адресное поле – это указатель на объект того же типа, что и определяемая структура, в него записывается адрес следующего элемента списка.
Информационных полей может быть несколько.
Примеры.
1. struct Node
{
int key;//информационное поле
Node*next;//адресное поле
};
2. struct point
{
char*name;//информационное поле
int age;//информационное поле
point*next;//адресное поле
};
Каждый элемент списка содержит ключ, который идентифицирует этот элемент. Ключ обычно бывает либо целым числом (пример 1), либо строкой (пример 2).
Над списками можно выполнять следующие операции:
- начальное формирование списка (создание первого элемента);
- добавление элемента в конец списка;
- добавление элемента в начало списка;
- удаление элемента с заданным номером;
- чтение элемента с заданным ключом;
- вставка элемента в заданное место списка (до или после элемента с заданным ключом);
- упорядочивание списка по ключу
и др.
Пример1. Создание и печать однонаправленного списка
#include <iostream.h>
#include<string.h>
//описание структуры
struct point
{char *name;//информационное поле
int age;//информационное поле
point*next;//адресное поле
};
point* make_point()
//создание одного элемента
{
point*p=new(point);//выделить память
char s[20];
cout<<"\nEnter the name:";
cin>>s;
p->name=new char[strlen(s)+1];//выделить память под динамическую строку символов
strcpy(p->name,s);//записать информацию в строку символов
cout<<"\nEnter the age";
cin>>p->age;
p->next=0;//сформировать адресное поле
return p;
}
void print_point(point*p)
//печать информационных полей одного элемента списка
{
cout<<"\nNAME:"<<p->name;
cout<<"\nAGE:"<<p->age;
cout<<"\n--------------------------------\n";
}
point* make_list(int n)
//формирование списка из n элементов
{
point* beg=make_point();//сформировать первый элемент
point*r;
for(int i=1;i<n;i++)
{
r=make_point();//сформировать следующий элемент
//добавление в начало списка
r->next=beg;//сформировать адресное поле
beg=r;//изменить адрес первого элемента списка
}
return beg;//вернуть адрес начала списка
}
int print_list(point*beg)
//печать списка, на который указывает указатель beg
{
point*p=beg;//р присвоить адрес первого элемента списка
int k=0;//счетчик количества напечатанных элементов
while(p)//пока нет конца списка
{
print_point(p);//печать элемента, на который указывает элемент p
p=p->next;//переход к следующему элементу
k++;
}
return k;//количество элементов в списке
}
void main()
{
int n;
cout<<"\nEnter the size of list";
cin>>n;
point*beg=make_list(n);//формирование списка
if(!print_list(beg)) cout<<"\nThe list is empty";}//печать списка
Пример 2. Удаление из однонаправленного списка элемента с номером k (рис 5.).
Рис. 5. Удаление элемента с номером k из однонаправленного списка
point*del_point(point*beg,int k)
//удаление элемента с номером к
{
point*p=beg,//поставить вспомогательную переменную на начало списка
*r;//вспомогательная переменная для удаления
int i=0;//счетчик элементов в списке
if(k==0)
{//удалить первый элемент
beg=p->next;
delete[]p->name;//удалить динамическое поле name
delete[]p;//удалить элемент из списка
return beg;//вернуть адрес первого элемента списка
}
while(p)//пока нет конца списка
{
if(i==k-1)//дошли до элемента с номером k-1, чтобы поменять его поле next
{//удалить элемент
r=p->next;//поставить r на удаляемый элемент
if(r)//если p не последний элемент
{
p->next=r->next;//исключить r из списка
delete[]r->name;//удалить динамическое поле name
delete[]r;//удалить элемент из списка
}
else p->next=0;//если p -последний элемент, то в поле next присвоить NULL
}
p=p->next;//переход к следующему элементу списка
i++;//увеличить счетчик элементов
}
return beg;//вернуть адрес первого элемента}