Тексты для заучивания наизусть

Критическая и научная литература

Литература

План коллоквиума

Поэты пушкинской поры

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Формы и содержание промежуточного, текущего и итогового контроля

Текущий контроль осуществляетсяна практических занятиях, лекциях, консультациях, индивидуальных занятиях.

Работа над курсом завершается экзаменом.

С целью промежуточного контроля проводятся:

I. Коллоквиум (в первой декаде октября) на тему

1. Сущность и границы явления, терминологическая разноголосица в его именовании: «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «поэты пушкинской плеяды». Какому из терминов следует отдать предпочтение? На основании каких эстетических критериев мы относим разных поэтов к «пушкинской поре» русской поэзии?

2. Художественная индивидуальность поэтов пушкинской поры (Д. Давыдов, П. Вяземский, Н. Языков, А. Дельвиг, Е. Баратынский). Подготовьте рефераты, раскрывающие особенности творческой индивидуальности поэтов (их основных тем и образной системы, ведущих жанров, стиля), общее и различное с поэтикой Пушкина. Реферат должен включать самостоятельный анализ одного из наиболее характерных стихотворений избранного Вами поэта.

Тексты:

Тексты и основные издания см. в соответствующих разделах программы

1. Пушкин А.С. Стихотворения Баратынского // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1951 Т. 7.

2. Семенко И. М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.

3. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., 1980.

4. История русской поэзии: В 2 т. М., 1967 Т. 1. Гл. 5.

5. Рождественский В. В созвездии Пушкина. М., 1972.

6. Кошелев В. А. Четыре портрета из пушкинской плеяды. Псков, 1996.

7. Вацуро В. Э. Пушкинская пора. СПб., 2000.

Примечание. Каждый студент избирает для реферата одного из названныхпоэтов. Текст реферата, написанный с опорой на названную литературу, сдается на проверку.

II. Лектура по прозе и поэзии первой трети ХIХ века (проводится в третьей декаде ноября. Каждому студенту предлагаются отдельные «вопросники», включающие тесты и задания, которые ориентированы на знание и понимание текстов художественных произведений)

Примерная структура индивидуальных вариантов, включающих тесты и задания:

1. Кто автор поэмы «Войнаровский»

а) А. С. Хомяков

б) К. Ф. Рылеев

в) А. А. Дельвиг

2. Гомозейко – это персонаж

а) Н. В. Гоголя

б) В. Ф. Одоевского

в) А. С. Пушкина

3. Свидетелями какого события стали журавли в балладе Жуковского «Ивиковы журавли:

а) убийства;

б) веселого пира;

в) чествования победителя рыцарского турнира.

4. Образы элегии Батюшкова «На развалинах замка Швеции»: «Одена храбрый внук»; «И Гела день и ночь в Валкалу провожает...»; «Там скальды пели брань» рождены под влиянием творчества:

а) Гомера;

б) Вергилия;

в) Оссиана.

5. О каком герое стихотворения Жуковского идет речь в следующих строках: «Он долго по свету за счастьем бродил – / Но счастье, как тень убегало»:

а) Одиссей;

б) Эсхин;

в) Ивик.

6. Кто каждую ночь стучится в окно к герою баллады А. Пушкина «Утопленник»:

а) русалка;

б) женщина;

в) мертвец.

7. Как звали героиню повести Пушкина «Метель»

а) Анна;

б) Татьяна;

в) Марья.

8. Единственный свидетель» тайного свидания влюбленных в балладе Жуковского «Эолова арфа»:

а) ветвистый дуб;

б) белая береза;

в) могучая сосна?

9. Приложите к ответам творческую письменную работу (тематику письменных работ см. в следующем разделе программы).

III. В течение семестра, кроме реферата, который должен быть подготовлен к моменту проведения коллоквиума «Поэты пушкинской поры»), студенты должны представитьтворческую письменную работу (к моменту проведения лектуры).

Тематика письменных работ (каждый студент за исключением отдельных случаев, выбирает свою, отличную от других тему)

1. «Теон и Эсхин» В. А. Жуковского и «Странствователь и домосед» К. Н. Батюшкова (сопоставительный анализ).

2. «Русскость» баллад П. Катенина.

3. Своеобразие жанра элегии Батюшкова («На развалинах замка Швеции», «Умирающий Тасс»).

4. Особенности Крылова-баснописца на фоне его предшественников («Ворона и Лисица» И. А. Крылова и «Ворона и Лиса» А. П. Сумарокова).

5. Любовная лирика молодого Пушкина (на примере трех-четырех стихотворений).

6. Идиллические мотивы в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

7. Образ Самозванца в трагедии Пушкина «Борис Годунов».

8. Смысл поэтического диалога Пушкина с митрополитом Филаретом.

9. В чем поэтическое обаяние стихотворения Пушкина «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю…»?

10. Художественное своеобразие сказок Пушкина («Сказка о царе Салтане…», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

11. В чем сходство и различия между автором и Онегиным?

12. Что общего и различного в мировосприятии Ленского и Татьяны?

13. Тема преступления и наказания в «Моцарте и Сальери» Пушкина.

14. Мой диалог с Мариной Цветаевой в оценке Пугачева и Гринева (эссе Цветаевой «Мой Пушкин» и его оценка).

15. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкина и «Памятник» Державина: сопоставительный анализ.

16. Особенности лермонтовской любовной лирики (показать на примере трех-четырех стихотворений).

17. Образ Наполеона в стихотворениях Лермонтова.

18. Смысл финала в поэме Лермонтова «Мцыри»: скепсис или апофеоз?

19. Тема преступления и наказания в драме Лермонтова «Маскарад».

20. Печорин и Вернер.

21. Тема преступления и наказания в рассказе Н. В. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

22. Комизм, средства его создания в повести Н. В. Гоголя «Коляска».

23. «Баллада, в которой описывается, как старушка ехала на черном коне вдвоем и кто сидел впереди» Жуковского и «Вий» Гоголя (сопоставительный анализ).

24. «Тарас Бульба» Гоголя и его киноэкранизация В. Бортко.

25. Инфернальное в гоголевском Хлестакове.

26. Почему Маниловы назвали детей Алкид и Фемистоклюс?

27. Статья Гоголя «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность» (ее концепция и характеристики поэтических индивидуальностей).

28. Прав ли В. В. Розанов в своих оценках Гоголя?

IV. Отчеты по чтению наизусть (принимаются на индивидуальных встречах преподавателя и студентов не позднее 20 декабря)

Студенты обязаны знать по одному из наиболее типичных (программных) стихотворений В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, К.Ф. Рылеева, поэтов пушкинской поры, несколько стихотворений А.С. Пушкина (относящихся к разным периодам творчества), одно из авторских отступлений из романа «Евгений Онегин», по одному стихотворению поэтов-любомудров, несколько стихотворений М.Ю. Лермонтова, отрывок из гоголевской и пушкинской прозы.

Произведения отбираются самостоятельно. В ходе отчета студент должен аргументировать их выбор и проанализировать текст.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: