double arrow

Образовательные технологии. Содержание разделов дисциплины


Содержание разделов дисциплины.

Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя се­местра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Введение.Литературное движение 1800 –1840-х гг. (общая характеристика) 1-2   Л: 2 СР: 6 ПР:2   Участие в практ. зан.– 4, 6
Литературное движение 1800 – 1825-х гг. 3-5 Л: 4 СР: 8 ПР: 6   Собеседование - 7
3. Творчество А. С. Пушкина 9- 11 Л: 4 СР: 10 ПР: 8   Участие в практ. зан. – 8, 10, 12  
4. Творчество поэтов пушкинской поры   СР: 3 ПР: 2   Участие в практич. зан.– 14
5. Творчество М. Ю. Лермон-това 13–15 Л: 3 СР: 8 ПР: 6   Участие в практ. зан.– 16
6. Творчество А. В. Кольцова   СР: 3 ПР: 2   Собеседование – 17
7. Творчество Н. В. Гоголя. 17­– 18 Л: 3 СР: 8 ПР: 4   Участие в практ. зан.– 18
№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Введение.Литературное движение 1800 –1840-х гг. (общая характеристика) Своеобразие русской литературы изучаемого периода. Емкость и универсальность созданных ею художественных образов. Факторы, определившие развитие литературы рассматриваемого этапа. Соотношение «уходящих» и нарождающихся литературных направлений и течений. Доминантные линии движения литературы от первых десятилетий к началу сороковых годов. Разнообразие творческих индивидуальностей.
2. Литературное движение 1800 – 1825-х гг.   Становление и утверждение русского романтизма. Исторические, социально-психологические, философские, эстетические основы романтизма. Романтическое мироощущение и романтическое двоемирие. Своеобразие русского романтизма в сравнении с западноевропейским. Течения внутри русского романтизма. Творчество В.А.Жуковского. Своеобразие психологического романтизма Жуковского. Жанровый диапазон его творчества. Элегия и элегическое начало в поэзии Жуковского. Балладное творчество поэта. Творчество К.Н. Батюшкова. Становление эстетической системы Батюшкова Вопрос о художественном методе поэта. Антологическая поэзия Батюшкова и вопрос об эволюции его творчества. Поздний Батюшков. Гражданский романтизм декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева. Басенное творчество И.А. Крылова. «Народная точка зрения» как этический и эстетический ориентир баснописца. Проблема творческого метода Крылова, его новаторство на фоне современников и предшественников. А.С. Грибоедов. Художественный мир комедии «Горе от ума».
3. Литературное движение 1825 – 1842 гг. Литературное движение 1825 – 1842 гг. Новые тенденции. Новые формы общественной и духовной деятельности: от тайных обществ и политики – к философским кружкам («любомудры»). Влияние немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель) на русскую интеллигенцию 1830– 40-х гг. Кате­гории «историзма» и «народности» в философии и культуре. Культурная роль Московского университета. Кружки Станкевича и Герцена. Проникновение идей утопического социализма. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на общественную и духовную жизнь 1830–40-х гг. За­падники и славянофилы. Судьбы романтизма. «Величавый романтизм» как официозное искусство (Н.В. Кукольник). Изменение культур­ной среды и зарождение «массовой» литературы (Ф.В. Булгарин, О.С. Сенковский). Литература как отрасль промышленности. Пре­обладание прозы над поэзией. Реалистическое творчество.
4. Творчество А. С. Пушкина     Творчество А. С. Пушкина. Проблема периодизации пушкинского творчества. Лирика Пушкина в движении ее тем и творческих принципов. «Борис Годунов» как историческая трагедия нового типа в русской литературе; «Евгений Онегин» – «роман в стихах». Творчество Пушкина тридцатых годов («Повести Белкина», маленькие трагедии, сказки, «Капитанская дочка»).
5. Творчество поэтов пушкинской поры Сущность и границы явления, терминологическая разноголосица в его именовании: «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «поэты пушкинской плеяды». Характеристика творчества одного из поэтов.
6. Творчество М. Ю. Лермонтова Творчество М.Ю. Лермонтова. Ранний Лермонтов: лирика и поэмы. Зрелый Лермонтов. Основные мотивы, жанры, стиль его творчества 1837 – 1841 годов. Драма «Маскарад». Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман.
7. Творчество А. В. Кольцова Творчество А. В. Кольцова, его своеобразие.
8. Творчество Н. В. Гоголя. Творчество Н. В. Гоголя. Сборники Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (движение метода). Петербургские повести. Гоголевская драматургия. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души», ее художественное своеобразие. Творческие и мировоззренческие проблемы Гоголя при реализации замысла «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями» – итог творческого пути писателя.

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (создание портфолио).








При проведении практических занятий используются кейс-технологии (продуцируются и разрешаются ситуации, которые встречаются в реальной практике учителя-филолога), диспуты.







Сейчас читают про: