Содержание разделов дисциплины.
Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Введение.Литературное движение 1800 –1840-х гг. (общая характеристика) | 1-2 | Л: 2 | СР: 6 | ПР:2 | Участие в практ. зан.– 4, 6 | |||
Литературное движение 1800 – 1825-х гг. | 3-5 | Л: 4 | СР: 8 | ПР: 6 | Собеседование - 7 | |||
3. | Творчество А. С. Пушкина | 9- 11 | Л: 4 | СР: 10 | ПР: 8 | Участие в практ. зан. – 8, 10, 12 | ||
4. | Творчество поэтов пушкинской поры | СР: 3 | ПР: 2 | Участие в практич. зан.– 14 | ||||
5. | Творчество М. Ю. Лермон-това | 13–15 | Л: 3 | СР: 8 | ПР: 6 | Участие в практ. зан.– 16 | ||
6. | Творчество А. В. Кольцова | СР: 3 | ПР: 2 | Собеседование – 17 | ||||
7. | Творчество Н. В. Гоголя. | 17– 18 | Л: 3 | СР: 8 | ПР: 4 | Участие в практ. зан.– 18 |
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Содержание раздела |
1. | Введение.Литературное движение 1800 –1840-х гг. (общая характеристика) | Своеобразие русской литературы изучаемого периода. Емкость и универсальность созданных ею художественных образов. Факторы, определившие развитие литературы рассматриваемого этапа. Соотношение «уходящих» и нарождающихся литературных направлений и течений. Доминантные линии движения литературы от первых десятилетий к началу сороковых годов. Разнообразие творческих индивидуальностей. |
2. | Литературное движение 1800 – 1825-х гг. | Становление и утверждение русского романтизма. Исторические, социально-психологические, философские, эстетические основы романтизма. Романтическое мироощущение и романтическое двоемирие. Своеобразие русского романтизма в сравнении с западноевропейским. Течения внутри русского романтизма. Творчество В.А.Жуковского. Своеобразие психологического романтизма Жуковского. Жанровый диапазон его творчества. Элегия и элегическое начало в поэзии Жуковского. Балладное творчество поэта. Творчество К.Н. Батюшкова. Становление эстетической системы Батюшкова Вопрос о художественном методе поэта. Антологическая поэзия Батюшкова и вопрос об эволюции его творчества. Поздний Батюшков. Гражданский романтизм декабристов. Поэзия К. Ф. Рылеева. Басенное творчество И.А. Крылова. «Народная точка зрения» как этический и эстетический ориентир баснописца. Проблема творческого метода Крылова, его новаторство на фоне современников и предшественников. А.С. Грибоедов. Художественный мир комедии «Горе от ума». |
3. | Литературное движение 1825 – 1842 гг. | Литературное движение 1825 – 1842 гг. Новые тенденции. Новые формы общественной и духовной деятельности: от тайных обществ и политики – к философским кружкам («любомудры»). Влияние немецкой идеалистической философии (Шеллинг, Гегель) на русскую интеллигенцию 1830– 40-х гг. Категории «историзма» и «народности» в философии и культуре. Культурная роль Московского университета. Кружки Станкевича и Герцена. Проникновение идей утопического социализма. «Философические письма» П.Я. Чаадаева и их влияние на общественную и духовную жизнь 1830–40-х гг. Западники и славянофилы. Судьбы романтизма. «Величавый романтизм» как официозное искусство (Н.В. Кукольник). Изменение культурной среды и зарождение «массовой» литературы (Ф.В. Булгарин, О.С. Сенковский). Литература как отрасль промышленности. Преобладание прозы над поэзией. Реалистическое творчество. |
4. | Творчество А. С. Пушкина | Творчество А. С. Пушкина. Проблема периодизации пушкинского творчества. Лирика Пушкина в движении ее тем и творческих принципов. «Борис Годунов» как историческая трагедия нового типа в русской литературе; «Евгений Онегин» – «роман в стихах». Творчество Пушкина тридцатых годов («Повести Белкина», маленькие трагедии, сказки, «Капитанская дочка»). |
5. | Творчество поэтов пушкинской поры | Сущность и границы явления, терминологическая разноголосица в его именовании: «поэты пушкинской поры», «поэты пушкинского круга», «поэты пушкинской плеяды». Характеристика творчества одного из поэтов. |
6. | Творчество М. Ю. Лермонтова | Творчество М.Ю. Лермонтова. Ранний Лермонтов: лирика и поэмы. Зрелый Лермонтов. Основные мотивы, жанры, стиль его творчества 1837 – 1841 годов. Драма «Маскарад». Проза Лермонтова. «Герой нашего времени» как философско-психологический роман. |
7. | Творчество А. В. Кольцова | Творчество А. В. Кольцова, его своеобразие. |
8. | Творчество Н. В. Гоголя. | Творчество Н. В. Гоголя. Сборники Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород» (движение метода). Петербургские повести. Гоголевская драматургия. Комедия «Ревизор». Поэма «Мертвые души», ее художественное своеобразие. Творческие и мировоззренческие проблемы Гоголя при реализации замысла «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями» – итог творческого пути писателя. |
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов (создание портфолио).
При проведении практических занятий используются кейс-технологии (продуцируются и разрешаются ситуации, которые встречаются в реальной практике учителя-филолога), диспуты.