double arrow

Стратегия действий


Первый шаг— настройка формирующегося сознания молодежи (и, конечно, взрослых) на гражданские и патриотические отношения. Главный смысл и суть в том, что человек-гражданин, человек-патриот живет у себя дома. А живущий в своем доме относится к нему и всему в нем происходящему по-иному, нежели временный, если так можно сказать, постоялец.

Следует учитывать, что замедленный характер становления таких фундаментальных характеристик, как гражданственность и патриотизм — следствие значительного отторжения большинства молодежи (как и взрослого населения) от власти, а также негативного влияния многого из происходящего в российских и местных властных верхах. Так, по данным НИИКСИ, оценили действия российских властей по решению проблем молодежи на "хорошо" только 5,4%, на "удовлетворительно"- - 26,8%, дали оценку "плохо"— 67,8%. А аналогичные действия местных властей 8,2%, 31,4% и 60,4%, соответственно.

Второй шаг сводится к организации воздействия на формирующееся сознание молодежи, начиная с раннего детства, на психологическом уровне, как минимум, в двух аспектах: а) формирующем (для детей); и б) корректирующем (для молодежи старшего возраста).




Смысл действий в данной области сводится в первом случае к закладке в подсознание и сознание ребенка основных принципов жизнедеятельности (об этом уже говорилось выше), но в особенности понятий «хорошо» и «плохо», а также выработки соответствующих адекватных реакций на подаваемые извне сигналы по принципу: "можно" — "нельзя", "правильно" -"неправильно".

Особое значение имеет пробуждение в ситуациях угрозы формирующемуся человеку чувства неосознанной тревоги, страха. В ситуации угрозы они должны выполнить функцию блокирования нежелательных действий (уже упоминавшийся нами "внутренний нравственный сторож"). На уровне сознания оценить ситуацию, подавить влечение и дать отрицательный ответ на сомнительное предложение.

Ни в коем случае не преувеличивая роль страха, отметим, что на сегодня в науке описано более трех десятков его разновидностей. Его значение хорошо понимали, эмпирически нащупали, а затем и научились управлять очень давно. В древнейших времен, через святые писания и практику церкви, в сознание людей, думается, до подсознательного уровня, внедрялась мысль о "греховных мыслях" и каре божьей за них, с одной стороны, и о праведном поведении и образе жизни, с другой стороны.

Правда, говоря о страхе, следует отметить, что страх может быть стимулирующим, то есть направляющим побуждения и деятельность человека на решение сложных проблем (как, например, выживания), но и парализующим, влекущим панические состояния, немотивированную агрессию, апатию, психические расстройства и т.д.



Применительно к подросткам с уже во многом сформировавшимися реакциями и чувствами должны применяться методики коррекции поведения. Суть, по мысли Я.Гилинского, заключается в переключении внимания и энергии молодого человека на позитивную деятельность, в создании при этом позитивной мотивации.

Известно, что сегодня мотив служения Родине в структуре мотивов жизнедеятельности, по данным НИИКСИ, весьма невысок и не превышает 3-5%. По данным уральских социологов, только 2% опрошенных молодых людей считают, что действиями их сверстников руководит идейная убежденность, а 3% считают— что ответственность, чувство долга.

В качестве примеров можно привести и возвращение к практике субботников, и действий по охране среды, по ремонту своих учебных заведений, работе в строительных, педагогических и др. отрядах и т.д. Если она, конечно, будет соответствующим образом организована и простимулирована, А в особенности, если будет соответствовать присущей молодости подсознательной тяге к идеалам. Не случайно, именно на этот момент обращал внимание А.С.Макаренко, выстраивая свою знаменитую систему целей. О том же говорит и крупнейший исследователь и создатель отечественной социологии молодежи В.Т.Лисовский. Правда, в настоящее время эта тяга существенно заглушена, с одной стороны, вследствие целенаправленного и агрессивного неприятия либерально-компрадорскими силами идеала служения родине, а с другой — поскольку коренным образом изменилась парадигма поведения молодежи. Как отмечает Ю.Р.Вишневский, "старая парадигма— ответственность, коллективизм, труд, единодушие— сменилась новой (заметимнавязанной,авт). Ее ориентиры— личная жизнь, богатство, беззаботность, прагматизм". Вот следствие злорадной проповеди некоторых, обращенной к поколению, "которое выбирает пепси".



Однако не все обстоит так однозначно, как это представляется на первый взгляд. Согласно опросам, современная молодежь испытывает потребность в высших идеалах и конструктах. По данным НИИКСИ, верят в "счастливую звезду" России больше половины опрошенных молодых людей, а испытывают потребность в общенациональной идее 68%.

Третий шаг — формирование системы гражданского воспитания возможно лишь в рамках системы социальной защиты, поддержки и социального сотрудничества с молодежью. По данным НИИК­СИ, сегодня нуждаются в социальной защите 70,4% опрошенных молодых людей. Здесь следует максимально точно определиться, понять механизмы и функции социальной защиты молодежи.

В определении содержания, сущности, методики формирования, организационных форм по воспитанию у подростков гражданских качеств особую роль сыграли П.П.Блонский, А.С.Макаренко, И.Н.Руссу, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделил для себя группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

№ п/п Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, метод примера Постановка подростка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.
II. Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, обще-ственное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых подросток упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать подростка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

О творческой природе патриотизма свидетельствуют данные, полученные в результате опроса молодежи. Так среди качеств, которые в наибольшей степени характеризуют патриотизм были отмечены: ответственность, чувство долга, инициативность, внутренняя свобода, целеустремленность, верность традиции, трудолюбие, чувство достоинства и честь (здесь и далее данные социологического исследования «Будущее России», проведенного в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ 2002 г.).

Из сказанного видно, что истинный патриотизм всегда является частью более общего творческого процесса, продуктом творческого, культурного сознания. И поскольку патриотизм тесно связан с креативным началом, культурой созидания и возвышения, творческим осмыслением действительности, его норма резко контрастирует с экстремистскими, патологическими формами «квасного патриотизма», которые исходят из тупого, прямолинейного нагнетания страстей, упрощенно-механистического взгляда на мир.

Стратегия устрашения и насилия остается ложной, глубоко ошибочной, ибо она оказывается вне рамок творчества. По большому счету, шок от беспримерной дерзости вдохновляет не многих. Напротив, подавляющее большинство душевно здоровых людей воспринимают его как деморализующий, отупляющий фактор. В целом, экстремистские проявления (включая террористические акты) покушаются на категорические правила жизни (экстремальные принципы человеческого существования), поэтому они по сути своей имеют пагубный, губительный характер. С уверенностью можно сказать, что с особой силой экстремизм проявляется не там, где культура отсутствует, но там, где она попирается и угасает. Об этом свидетельствуют не только времена упадка Древнего Рима, но и события близкого нам XXвека, в течение которого конус развития России дважды (в 1917 и начале 90-х г.г.) разворачивался практически в противоположную сторону

Как показывают исследования (социологическое исследование «Будущее России» проведено в НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ в 2002 г.), большинство опрошенных молодых россиян (66,3%) на вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом России?» дают утвердительный ответ. Более того, рискнем предположить, что среди молодых людей, которые сегодня дают отрицательный ответ на этот вопрос (16,1%) или затрудняются с ответом (17,6%), немало тех, кто оказался дезориентирован старшими, попросту напуган самим словом «патриотизм», скомпрометированным стараниями демагогов разных мастей, поставивших его в один ряд с понятиями «тоталитаризм», «фашизм», «шовинизм».

О степени патриотизма современной российской молодежи свидетельствуют ответы на вопрос «Собираетесь ли Вы уехать за границу?», которые распределились следующим образом: «Нет, не собираюсь»— 62,6%; «Да, временно»— 30,1%; «Собираюсь уехать навсегда» — 7,3%.

Не будем забывать о том что, представленные данные являются результатом опроса, который следует за событиями, оставившими десятки миллионов русских и русско-язычных людей за пределами России.







Сейчас читают про: