Место патриотизма в решении экстремальных задач общенационального характера

Нет сомнений в том, что как всеобщая история, так и история конкретного народа подчиняется экстремальным законам и зависимостям самого широкого диапазона. В этом смысле не является исключением и Государство Российское. Более того, во многих отношениях (географическом, климатическом, геополитическом) история России есть пример экстремального развития.

На свете найдется не много государств, парадоксы развития которых, поспорят с глубиной и многообразием противоречий российской истории..Отечество наше вобрало в себя опыт раздробленной Руси и распростершегося на 1/6 Земли Союза ССР. Оно носило гордое имя Святой Руси и познало грех воинствующего атеизма, богоборчества. Пройдя путь от страны крестьянской, «лапотной» до индустриальной державы, одной из первых покорившей воздушное и космическое пространство, тысячелетняя Мать Русская Земля оказалась злой мачехой для тех поколений, которые испытали на себе красный, белый, сталинский террор, оказались опутанными колючей проволокой ГУЛАГА и были ввергнуты в криминальную революцию рубежа III тысячелетия.

XX век принес России нескончаемые страдания — череду революций и войн, в том числе, одну гражданскую и две мировые. Сразу после грандиозной победы в Великой Отечественной войне на Россию вновь надвинулась смертельная опасность — угроза атомного удара. Создав в кратчайшие сроки ядерный щит, Россия оказалась перед очередным вызовом истории — процессом глобализации, который сопровождается развалом целостности страны, упадком экономики, размыванием культуры и национального менталитета.

Титаническое противостояние двух сверхдержав: Советской России и Соединенных Штатов Америки, на первый взгляд, закончилось поражением России и не только в холодной войне, но и в плане исторического выбора. Сегодня все выглядит так, будто линия исторического развития России, веками ориентированная на идеи централизации управления, патернализма, соборности, уступила напору американской мечты (американской национальной идеи), в основе которой лежат либеральные ценности — накопительство, индивидуализм, плюрализм, открытая конкуренция..

Между тем, выбор пути в направлении самоопределения и творческого самостояния определяется наличием и качественным уровнем национальной идеи.Таким образом, национальная идея — это не просто мечта или недостижимый идеал, а необходимый атрибут, важнейший признак целостного, сильного, здорового народа. Основное содержание всякой национальной идеи (или национальной мечты) составляет жажда общественного благосостояния и его приумножения. Истинная реализация, приближение этой мечты протекает в форме изощренности, которая в своих высших проявлениях достигает уровня творчества. Весь этот процесс представляет собой конус развития, захватывающий все слои общества, приводя их в состояние азарта в деле достижения предельной, экстремальной точки движения, что составляет основу экономического и культурного бума. От цельности и реалистичности национальной идеи зависит степень азарта и творческого энтузиазма народа и то, как данный, конкретный национальный конус развития вписывается в глобальный конус магистральной эволюции. Конкретное наполнение этого процесса тесно связано с теми средствами, которые обеспечивают конечный результат и зависит от точного восприятия духа эпохи, злободневности, актуальности, остроты переживаемого момента. Хорошими примерами здесь служат модернизируемый Китай и объединяемая Европа.

Среди редких попыток, направленных на использование экстремальных принципов и подходов при исследовании социальных процессов, необходимо отметить работу И. Гердера «Идеи к философии истории человечества». Гердер полагал, что в каждом обществе возникает некий «высший максимум взаимодействующих сил», но «одна цепь культуры «соединяет» своей кривой и постоянно отклоняющейся в сторону линией все нации» (9, с.440-441). Эта линия показывает «какие величины возрастают, а какие убывают, и отмечает высшие точки, максимумы достигнутого» (9, с.441).

Великий русский мыслитель А.И.Герцен, анализируя последствия радикальных революционных мер, оттесняющих патриотические чувства, писал: «Дико необузданный взрыв, вынужденный упорством, ничего не пощадит; он за личные лишения отомстит самому безличному достоянию. С капиталом, собранным ростовщиками, погибнет другой капитал, идущий от поколенья в поколенье и от народа народу. Капитал, в котором оседала личность и творчество разных времен, в котором сама собой наслоилась летопись людской жизни и скристаллизовалась история... Разгулявшаяся сила истребления уничтожит вместе с межевыми знаками и те пределы сил человеческих, до которых люди достигали во всех направлениях с начала цивилизации» (10, с.418).

В современных условиях разворачивающегося процесса глобализации задача крупных системообразующих культур состоит в том, чтобы не растерять свои естественные традиции, сохранить свой творческий потенциал, способность к самостоянию. Необходимо, не уступая давлению извне, не впадая в политику изоляционизма, привнести в процесс глобализации свои идеалы, свою систему ценностей с тем, чтобы они стали понятными, доступными и необходимыми для всех.

По мнению английского историка и философа А. Тойнби, «Движение истории определяется полнотой и интенсивностью, Ответа и Вызова, мощью Порыва, направленного навстречу божественно­му Призыву» (11, с. 11). И чем тоньше, острее этот Вызов, тем изощреннее должен быть Ответ, ибо «Вызов, остающийся без ответа, повторяется вновь и вновь. Неспособность того или иного общества в силу утраты творческих сил, энергии ответить на вызов лишает его жизнеспособности и в конце концов предопределяет его исчезновен6ие-с исторической арены. Распад общества сопровождается нарастающим чувством неконтролируемости потока жизни, движения ис­тории» (11, с. 12).

Для достойного Ответа необходимы результаты, выходящие за шкалу имеющихся стандартов. Нужны новые азимуты, которые обеспечивая конкурентоспособность, позволяют сохранить равновесие между новацией и традицией, укорененностью национальных устоев и внешним влиянием, что всегда отличало русскую культуру, определяло ее специфику. Как говаривал художник Константин Юон, «В России жить — русским быть».

В политике не всегда дуют попутные ветры истории. Чаще умудренному политическому деятелю, как опытному капитану парусного судна, прокладывающему курс против ветра, приходится следовать по ломаной линии, идти галсами. Каждому, кто ходил в море под парусами, известно: «чтобы достигнуть цели, лежащей на ветре» (т.е. когда ветер дует прямо от цели, «в лоб») приходится лавировать, т.е. идти зигзагами, ложась поочередно то на левый, то на правый галсы, стараясь держаться как можно более крутым бейдевиндом» (12, с.119).

В ситуации, подобной штормовой, задача многонационального российского общества— отстоять евразийскую цивилизацию, свои традиции и культуру, позволившую нашим предкам сохранить страну в непростых, подчас экстремальных — географических, климатических, геополитических условиях. Успешное разрешение этой задачи будет зависеть от отношения к ней всех последующих поколений.

Опрос молодежи России, который был проведен НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ на рубеже третьего тысячелетия, показал, что в свое личное предназначение верят 62,1% опрошенных. На вопрос: «Верите ли Вы в историческое предназначение России?» утвердительно ответили 63,7% молодых респондентов. И это дает надежду.

выводы по структуре и содержанию патр. воспитания

1. «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Соотношение государственного и общественного заказа на формирование гражданина-патриота и личностные потребности молодежи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: