Зона коллекций

Зона обучения

Зона растений

Растительный мир экологической комнаты может быть разнообразным и хорошо дополнять уголки природы. Очень часто комнатные растения экологической комнаты предназначены только для наблюдений и выработки навыков ухода. Однако правильный подбор видов растений может значительно расширить их функции. При подборе растений следует учитывать аналогичные для животных аспекты:

- географический – представлены растения разных стран, континентов, географических зон; естественные места их произрастания наносятся в виде системы значков на настенную географическую карту;

- экологический – представлены растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые или влаголюбивые и т.д.), их размещение в экологической комнате зависит именно от этих особенностей;

- биологический – представлены растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы).

В экологической комнате можно с успехом организовывать выращивание овса, зелени и овощей в зимне-весеннее время (лук, чеснок, укроп, петрушка, огурцы, помидоры, горошек). Но необходимо предусмотреть дополнительное освещение. Оно позволит увеличить световой день в зимнее время, что важно для нормального роста растений.

В экологическую комнату дети приходят с разными целями: наблюдать, трудиться, общаться с животными. Оснащение комнаты должно отвечать разнообразным потребностям детей. Прежде всего должно быть место для занятий и труда.

Она должна быть хорошо освещена. В ней размещаются столы, сидя за которыми дети могут рисовать, лепить, работать с дидактическими пособиями. Расположение столов не должно копировать школьный подход – они располагаются по кругу или буквой «П», то есть так, чтобы педагог работал не «над», а вместе с детьми, что важно для реализации принципов педагогики сотрудничества: диалоговой формы обучения. За столами дети находятся только тогда, когда они выполняют определенную практическую работу. Другой тип занятия, например, чтение литературных произведений, может проводиться на ковре. Такие участки тоже должны быть предусмотрены.

Эта зона предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам и сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции следует располагать в специальных шкафах или полках на уровне, доступном для взгляда ребенка. Важным моментом является отбор объектов для зоны коллекций.

Для формирования зоны коллекций следует учитывать следующие моменты:

- Доступность объектов для сбора. Коллекции должны включать в первую очередь те объекты, которые могут собрать сами дошкольники и их родители (камни, различные семена растений, сухие листья, ветви, сухая кора деревьев, кустарников, образцы почв, песка, глины, речные и морские раковины, овощи, фрукты. плоды.

- Разнообразие. Важно, чтобы в зоне коллекций были представлены (насколько это возможно) объекты как живой, так и неживой природы.

- Краеведческий аспект. В коллекциях должны быть представлены прежде всего природные объекты той местности, где располагается детский сад. Это позволяет использовать в работе с детьми уже привычные объекты, на которые они могут посмотреть с новых позиций.

- Страноведческий аспект. Коллекции могут пополняться за счет матенриалов, привозимых дошкольниками и их родителями из различных регионов страны и других стран, которые они посещают во время отдыха. Любой подобный объект может послужить поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли, т.е. для начала формирования основ глобального мышления.

- Природоохранный аспект. При отборе объектов для коллекций следует учитывать природоохранный аспект, способствующий формированию у дошкольников экологического мышления. Не рекомендуется включать в состав объектов гербарий, коллекции бабочек, жуков, собранные детьми и родителями или купленные.

- Безопасность. Любой объект зоны коллекций должен быть безопасным для ребенка как с точки зрения различных механических повреждений (например, у камней не должно быть острых кромок), так и с точки зрения здоровья (используемые объекты должны быть чистыми, не должны являться аллергенами).

Помимо коллекций природных материалов можно создать коллекции марок, открыток, календарей о природе. Дети могут на время приносить в экологическую комнату собственные коллекции и рассказывать о них другим детям.

Зона библиотеки – это уголок, в котором собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. В зоне библиотеки могут быть размещены игры и игрушки используемые на занятиях по экологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: