Схема описания экспонатов
Схема тематического плана
Название темы | Имеющиеся экспонаты | Недостающие экспонаты |
3 этап. Составление тематико-экспозиционного плана. Данный план намечает группировку экспонатов в отдельные экспозиционные комплексы для раскрытия темы.
Название темы | Экспозиционные комплексы | Экспонаты | |
Подлинники и их воспроизведения | Вспомогательный материал | ||
Например, для изучения темы «Вода в природе и жизни человека» можно оформить соответствующие настенные панно или настольно-настенные панно-ширмы:
1. «Где в природе есть вода».
2. «Кому нужна вода».
3. «Вода в природных явлениях».
4. «Как человек использует воду».
5. «Как вода работает на человека».
6. «Кто в море живет».
7. «Кто на болоте живет».
8. «Где воды мало и кто может подолгу обходиться без воды».
Для темы «Лес и его значение в жизни человека» можно оформить панно:
1. «Как дерево дышит, питается и растет»
2. «Лес- многоэтажный дом».
|
|
3. «Кому нужны деревья»
4. Цепи питания (Кто кого ест в лесу?»
5. Зачем пилят деревья?».
6. «Зачем люди ходят в лес»
7. «Пожар в лесу»
8. «Этого не следует делать в лесу»
9. Как лесник заботиться о лесе.
В экспозицию о лесе могут входить также материалы об охраняемых растениях и животных лесов родного края, об ядовитых и лекарственных растениях леса и многое другое.
4 этап. Составление схемы размещения экспонатов.
В размещении экспонатов могут быть различные варианты, но все же существуют и общие правила размещения:
· Крупные изображения, ведущие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над экспозиционным поясом.
· Мелкие предметы, требующие детального роассмотрения – на уровне глаз.
· Наиболее важные экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, чтобы можно было видеть их в первую очередь. Подлинникам – центральное место.
Составляется этикетаж, т.е. пояснительные тексты к каждому экспонату или группе экспонатов, где указывается название предмета, краткие сведения о происхождении, значении и использовании.
5 этап. Оформление стендов, щитов, витрин в соответствии с разработанными планами, схемами.
При оформлении нужно учесть окраску стен, выбор шрифта, текстов, расположения материалов так, чтобы основная мысль экспозиции была понятна посетителям.
Общие требования к оформлению экспозиции:
· Стены следует окрашивать в спокойные, нейтральные цвета.
· Если экспонат блеклый, то его нужно поместить на ярком фоне.
· Для сохранности экспонатов от воздействия солнечных лучей рекомендуется на окна повесить шторы из светлой ткани.
|
|
При формировании музея необходимо строго соблюдать правило «Не навреди природе!». Здесь не должно быть специально пойманных жуков, бабочек, сорванных красивых цветов, листьев, коры и т.д. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обращать внимание и родителей. Многие из них в порядке энтузиазма предлагают наловить на даче бабочек, сделать гербарий из самых привлекательных цветов. Все это наносит вред природе и формирует потребительский подход к окружающему миру. Правда, погибшие и умершие стрекозы, бабочки и др. насекомые, опавшие листья могут рассматриваться в качестве экспонатов, но только при условии. Что дети знают о причине их гибели.
Для удобства работы музея необходимо составить описание каждого экспоната. Все описания собираются в папках в прозрачных файлах, что позволяет дополнять информацию, вынимать отдельные тексты для работы и т.п.
1. Фотография экспоната.
2. Название. Указывается научное, бытовое, народное названия. Можно подчеркнуть, почему именно так называется.
3. Где собран. Указывается место сбора, его особенности (место (гора, лес, пустыня и т.д.), страна, среда обитания (водная, наземно-воздушная, почва).
4. Кем собран. Фамилия, имя, отчество дарителя. Можно выделить семейные экспонаты.
5. Краткая информация об экспонате. Где встречается, особенности, как используется человеком, проблемы охраны, связь с другими объектами природы.
6. Как использовать в работе с детьми. Указывается при изучении каких тем программы используется экспонат, на что обратить внимание в работе с дошкольниками, какие виды деятельности можно использовать
7. Дополнительная литература. Перечисляется литература, в которой могут подчеркнуть дополнительные сведения педагоги, литература для детей, в которой описывается данный объект, энциклопедии, справочники, в которых есть иллюстрации с его изображением и с изображением мест его обитания и связанных с ним объектов.
Один из критериев деятельности музеев – это разнообразие форм работы. В музее могут проводится_
· занятия,
· экскурсии
· работа кружков
· тематические вечера
· выставки
· конкурсы
· праздники и развлечения, театрализованная деятельность
· беседы о нашем крае.
В музее широко можно использовать ТСО (видео, аудио записи, мультимедиа)
Все проводимые мероприятия фиксируются в «Тетради учета массовых мероприятий»
№ п/п | Дата | Мероприятие | Количество участников | Категория участников | Ответственный за проведение |
Для эффективной работы музея целесообразно разработать «Программу деятельности музея, которая содержит: цели, задачи, направления, формы работы.