double arrow

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМНАТА


Методы зрительной наглядности;

Содержание лекции.

План.

Каковы правила реализации принципа единства воспитательных воздействий?

В чем сущность принципа единства воспитательных воздействий?

Принцип воспитательных воздействий называется также принципом координации усилий школы, семьи и общественности или в другом варианте принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений. Этот принцип требует, чтобы все я лица, организации, общественные институты, причастные к вос­питанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам со­гласованные требования, шли рука об руку, помогали друг другу, дополняли и усиливали педагогическое воздействие.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива и т.д. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Отсюда требование поддерживать и укреплять связь с семьей, опираться на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия.

Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

Воспитателям необходимо всегда помнить о важности поддержания разумных требований друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания как на занятиях, так и во внеучебное время.

Способ достижения единства воспитательных воздействий — координация усилий причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов.

1. Основные понятия: метод, методический приём, методика обучения.

2. Требования, предъявляемые к методам обучения.

3. Классификация методов обучения.

4. Специфические - практические методы.

5. Методы словесного воздействия.

6. Методы наглядного восприятия.

*1.Специальные знания и двигательные действия как предметы обучения в физическом воспитании требуют от учителя владения определенными способами преподавания, а от учеников — спосо­бов учения. Как вести учеников от незнания к знанию, от неумения к умению — это одна из стержневых задач конструктивной деятельности учителя. Способов обучения много, но ни один из них не является универсальным. Знание характеристик методов обучения позволит правильно ориентироваться в многообразии этих способов и отбирать наиболее эффективные для решения учебных задач.




Метод физического воспитания -способ применения физических упражнений.

Метод обучения (по Б.А.Ашмарину) - это система действий учителя в процессе преподавания, а ученика при усвоении учебного материала.

В соответствии с дидактической задачей и условиями обуче­ния каждый метод реализуется с помощью методических прие­мов, входящих в состав данного метода. Например, метод показа может осуществляться разными приемами: показом упражнения в профиль или анфас, показом в необходимом темпе или замедлен­но и т п.

Методический прием - это способ реализации метода в соот­ветствии с конкретной задачей обучения.

Прием позволяет применить соответствующий метод в конкретных условиях. При одном и том же методе реализация его может осуществляться разными приемами. Именно поэтому тот или иной метод используется при решении самых разнообраз­ных дидактических задач на любом этапе обучения и при работе с любыми контингентами детей.

Обучение — процесс двусторонний: учитель учит, ученики учат­ся. Поэтому и примененный учителем метод обучения (а следовательно, и его методические приемы) — это не только способ преподавания, выполняющий информативную и управляющую функции (учитель объясняет, показывает, командует и т, п.), но и способ учения ребенка (ученик слушает, наблюдает, выполняет упражнение). Ведущая роль учителя и ведомая ученика всегда взаимосвязаны. Но эта связь гораздо сложнее, чем кажется на первый взгляд. По внешним признакам действия ученика, как правило, тождественны требованиям учителя. Например, учитель объясняет и показывает упражнение, ученик стремится его выпол­нить. Но есть еще одна сторона в действиях ученика, скрытая от взгляда наблюдателя,— это процесс усвоения полученной уче­ником информации, степень познавательной активности, мотив, побуждающий к учению, и пр.



Методика – система средств и методов, направленных на достижение определённого результата в процессе физического воспитания.

В этом смысле можно говорить, например, о методике обучения какому-то двигательному действию или о методике воспитания силовых способностей.

*2. Требования к методам обучения:

Научная обоснованность метода, обеспечивающая оздоровительный, образовательный и воспитательный эффекты от занятий физическими упражнениями.

Соответствие поставленной задаче обучения. Отсутствие конкретных задач урока не позволяет правильно по­добрать и методы обучения. (Если, к примеру, поставлена задача обучить прыжку в длину с разбега способом согнув ноги, то определить методы окажется невозможным, так как при такой общей формулировке можно в равной мере использовать и метод разучивания в целом, и метод разучивания по частям. При более конкретной задаче, например обучить разбегу для прыжка в дли­ну, возникнет необходимость применения метода разучивания по частям.)

Обеспечение воспитывающего характера обу­чения. Каждый выбранный метод должен обеспечивать не толь­ко эффективность обучения, но и воспитание познавательной активности ученика. Поэтому недопустимы методы, которые сковы­вают инициативу ребенка, требуют лишь механического воспро­изведения движений.

Соответствие принципам обучения. Метод обуче­ния обязан опираться на реализацию всей системы принципов. Недопустимо односторонне толковать связь метода с отдельно взятым принципом. Например, было бы неверно считать, что, ес­ли учитель использует метод показа, значит, он полностью реали­зует принцип наглядности. Как известно, этот принцип реализу­ется через систему методов.

Соответствие специфике учебного материала. Методы обучения одинаковы для всех видов физических упраж­нений. Вместе с тем каждое из них в соответствии со своими ха­рактеристиками и сложностью требует специфических способов обучения. При обучении, например, некоторым общеразвивающим упражнениям ограничиваются методами слова, при обучении легкоатлетическим придется использовать и метод показа; при ос­воении простых упражнений применяют метод разучивания в це­лом, а при, освоении сложных не обойтись без подводящих уп­ражнений.

Соответствие индивидуальной и групповой подготовленности учеников. Учитывая возрастные зако­номерности восприятия учебного материала, для дошкольников наиболее приемлем метод разучивания в целом, но с последова­тельным акцентированием их внимания на отдельных элементах. Физически слабо подготовленному школьнику придется чаще пред­лагать метод разучивания по частям. При хорошей общеобра­зовательной подготовке учеников можно будет использовать для реализации межпредметных связей не только объяснение, но и беседу.

Соответствие индивидуальным особенностям и возможностям учителя. Разумеется, каждый педагог дол­жен владеть всеми методами обучения в полном объеме. Тем не менее по целому ряду причин одни учителя лучше владеют одними методами, другие— другими. И эти особенности нельзя не учи­тывать. Если в конкретном случае от двух методов ожидается примерно одинаковый результат, то разумнее использовать тот метод, которым учитель владеет лучше. Кроме того, неизбежное возрастное снижение физических возможностей учителя приводит к перестройке его педагогических умений (а следовательно, и применяемых им методов), позволяющей сохранить качество пре­подавания при меньшей личной двигательной активности на уроке,

Соответствие условиям занятий. Располагая, напри­мер, нестандартным оборудованием, возможно достичь оптималь­ной моторной плотности урока и при методе разучивания в целом. Если же в зале, предположим, всего два-три каната, то, обучая лазанью, целесообразно применять подводящие упражнения, по­зволяющие фронтальным способом изучать основные элементы лазанья. Учитель должен продумать и применение методов слова в зависимости от акустических свойств зала, размеров площадки.

Разнообразие методов. Ни один из методов не может быть признан единственным и основным. При разнообразных методах достигается больший успех в обучении. Следует помнить, что не существует плохих методов. Каждый ме­тод по-своему хорош. Делают же их плохими неграмотные учите­ля. То, что эффективно действует в одних педагогических ситуа­циях, может оказаться совершенно бесполезным, даже вредным в других. Вот почему в педагогическом процессе необходимо при­менять системы методов обучения. В этих системах должны максимально использоваться сильные стороны методов и нейтрали­зоваться слабые. Это положение находит подтверждение в прак­тике учительской деятельности, когда показ сочетается с объяс­нением, а объяснение включает описание, указание и т. д. Мето­дов, одинаково пригодных для всех учеников и для всех условий работы, не существует. Возведение какого-либо метода в универ­сальный ограничивает творческую инициативу учителя, не позво­ляет использовать все возможности детей. Эта мысль образно выражена П. Ф. Лесгафтом: «Можно сказать: «Метод — это я». Способ заключается в том, что образованный и понимающий пе­дагог сам вносит в свое дело».

Результативность метода оценивается прежде всего прочностью овладения учебным материалом при одновременном содействии оздоровлению и воспитанию учеников.

*3. Методы физического воспитания

Специфические – практические методы Неспецифические – общепедагогические методы
Методы строго регламентированного упражнения Методы частичного регламентированного упражнения   Методы использования слова Методы наглядного восприятия    
По Б.А. Ашмарину, 1990г.
Метод разучивания по частям Метод разучивания в целом Метод принудительно-облегчающего разучивания игровой соревновательный   Информационные: 1. Рассказ. 2. Объяснение. 3. Описание. 4. Беседа. 5. Срочное сообщение. 6. Лекция. 7. Инструктирование. Управляющие 8. Команда. 9. Распоряжения 10. Самоприказ 11. Подсчёт 12. Указание. 13. Задание. Методы анализа и самооценки 14. Разбор 15. Оценка. 16. Беседа. 17. Самоотчёт. 18.Поощрение. 19.Порицание. 20. Самооценка. 1. Показ. 2. Демонстрация наглядных пособий. 3. Плакаты. 4. Рисунки мелом на доске. 5. Зарисовки 6. Предметные пособия. 7. Кинофильм. 8. Звуковая и световая сигнализация.  
По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001
Методы обучения двигательным действиям Методы воспитания физических качеств    
  1.Целостно-конструктивного упражнения. 2.расчленённо-конструктивного упражнения 3.Сопряжён ного воздействия. Методы стандартного упражнения Методы переменного упражнения
1.стандартно-непрерывного упражнения. 2. Стандартно-интервального упражнения 1.переменно-непрерывного упражнения. 2. переменно-интервального упражнения.
    Круговой метод
                     

*4. Практические методы основаны на активной двигательной деятель­ности учеников. В зависимости от степени регламентации условий выполнения физического упражнения эти методы разделяются на две группы: методы строго регламентированного упражнения и частично регламентированного (игровой и соревновательный). Основным методическим направлением являются методы строго регламентированного упражнения. Момент регламентации имеется в любом методе. Различны лишь степень и характер регламента­ции. При известных условиях два метода из разных групп могут совмещаться: одно и то же действие может одновременно изу­чаться, например, методом разучивания по частям и соревнова­тельным методом.

Методы строго регламентированного упраж­нения характеризуются многократным выполнением действия (или его частей) при строгой регламентации формы движений, величины нагрузки, ее нарастания, чередования с отдыхом и т. п.

Метод разучивания по частям предусматривает пер­воначальное изучение отдельных частей действия с последующим соединением их в необходимое целое.

Полноценная реализация этого метода во многом зависит от понимания возможности и необходимости расчленения двигатель­ного действия, а также от практического умения его осуществлять в соответствии с задачей обучения.

Педагогические преимущества метода разучивания по частям:

1. Облегчается процесс усвоения действия. К намеченной цели ученик под­ходит постепенно, накапливая частные двигатель­ные умения, из которых и формируется нужное действие.

2. Разучивание по частям делает про­цесс обучения на каждом занятии более конкретным, а следова­тельно, и мотивированным, ибо успехи учеников в овладении даже одним элементом доставляют удовлетворение.

3. От богат­ства подводящих упражнений уроки становятся более разнообраз­ными, а сам процесс обучения более интересным.

4. Большой за­пас двигательных умений, создаваемый разучиванием по частям, позволяет успешнее решать задачу обогащения двигательного опы­та детей.

7. Применение метода разучивания по частям содейст­вует быстрому восстановлению утраченных навы­ков.

8. Он незаменим при изучении сложно-координационных действий, при необходимости воздействия на отдельные суставы и мышечные группы.

Таким образом, метод разучивания по частям помогает творчески подходить к анализу изучаемых действий, не позволяет воспринимать действие лишь в его внеш­ней форме.

Метод разучивания в целом предусматривает изуче­ние действия в том виде, в каком оно предстоит как конечная задача обучения.

Этот метод применяется на любом этапе обучения. При сравни­тельно простом упражнении и достаточно высоком уровне подго­товленности учеников отпадает необходимость в подводящих уп­ражнениях и метод разучивания в целом может использоваться на первых этапах обучения. На заключительном этапе разучива­ние в целом применяется при изучении любого действия.

Метод принудительно - облегчающего разучи­вания основан на теоретической концепции «искусственной уп­равляющей среды» (И. П. Ратов). Его можно рассматривать ва­риантом метода разучивания в целом, но с использованием тренажеров, т. е. технических устройств, обеспечивающих воз­можность воспроизведения изучаемого упражнения (или его эле­мента) в искусственно созданных и строго регламентируемых условиях.

По Ж.К.Холодову, В.С. Кузнецову, 2001. Методы обучения двигательным действиям:

1) Целостный метод (метод целостно-конструктивного упражнения). Применяется на любом этапе обучения. Позволяет разучивать структурно несложные движения (бег, простые прыжки и др.).

2) Расчленённо-конструктивный. Применяется на начальном этапе обучения. Предусматривает расчленение целостного двигательного действия (преимущественно со сложной структурой).

При применении следует необходимо соблюдать следующие правила:

- обучение целесообразно начинать с целостного выполнения двигательного действия, а затем в случае необходимости выделять из него элементы, требующие более тщательного изучения;

- расчленять упражнение таким образом, чтобы выделенные элементы элементы были относительно были относительно самостоятельными или менее связанными между собой.

- Изучать выделенные элементы в сжатые сроки и при первой же возможности объединяет их.

- Выделенные элементы надо по возможности изучать в различных вариантах

3) Сопряжённого воздействия. Применяется в основном в процессе совершенствования разученных двигательных действий. Сущность в том, что техника двигательного действия совершенствуется в условиях, требующих увеличение физических усилий (например, спортсмен на тренировках метает утяжелённое копьё или диск, прыгает в длину с утяжелённым поясом и т.п.)

Методы воспитания физических качеств:

Методы стандартного упражнения. Направлены на достижение и закрепление адаптационных перестроек в организме

1. Стандартно-непрерывного упражнения. Представляет непрерывную мышечную деятельность без изменения интенсивности. Разновидности: а) равномерное упражнение; (бег, плавание и т.д.); б) стандартное поточное упражнение (многократное непрерывное выполнение элементарных гимнастических упражнений).

2.Стандартно-интервального упражнения – повторное упражнение, когда многократно повторяется одна и та же нагрузка.

Методы переменного упражнения. Характеризуются направленным изменением нагрузки в целях достижения адаптационных изменений в организме. Применяются упражнения с прогрессирующей, варьирующей и убывающей нагрузкой.

- Упражнения с прогрессирующей нагрузкой – ведут к повышению функциональных возможностей организма.

- Упражнения с варьирующей нагрузкой направлены на предупреждение и устранение скоростных, координационных и других функциональных «барьеров».

- Упражнения с убывающей нагрузкой позволяют достигать больших объёмов нагрузки, что важно при воспитании выносливости.

1. Метод переменно-непрерывного упражнения. Характеризуется мышечной деятельностью, осуществляемый в режиме с изменяющейся интенсивностью. Разновидности метода:

- переменное упражнение в циклических передвижениях (переменный бег, «фартлек», плавание и другие виды передвижения с меняющейся скоростью);

- переменное поточное упражнение – серийное выполнение комплекса гимнастических упражнений, различных по интенсивности нагрузок.

2. Метод переменно-интервального упражнения. Характерно наличие различных интервалов отдыха между нагрузками. Разновидности метода:

- прогрессирующие упражнения (например, последовательное однократное поднимание штанги весом 70-80-90-95 кг. и т.д. с полными интервалами отдыха между подходами);

- варьирующее упражнение с переменными интервалами отдыха (например, поднимание штанги, вес которой волнообразно изменяется 60-70-80-70-80-90-50 кг., а интервалы отдыха колеблются от 3 до 5 мин.

- нисходящее упражнение (например, пробегание отрезков в следующем порядке – 800+400+200+100м. с жёсткими интервалами отдыха между ними).

Круговой метод –последовательное выполнение специально подобранных физических упражнений, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы.

Для каждого упражнения определяется место, которое называется «станцией». На каждой из них занимающиеся выполняют одно упражнение (например, подтягивание, приседания, отжимания в упоре, прыжки и др.). На каждой станции даётся ограничение по времени, затем переход на следующую станцию по кругу, либо по количеству выполнения упражнения. Проходить задания по кругу можно от 1 и более раз.

Методы частично регламентированного упраж­нения допускают относительно свободный выбор действий уче­ником для решения поставленной задачи. Эти методы, как прави­ло, используются на этапе совершенствования, когда ученики уже обладают достаточным объемом знаний и умений. Входящие в данную подгруппу методы, обладая различными признаками, име­ют сходство в одном: при использовании их всегда присутствует элемент соперничества между учениками, стремление к утверж­дению превосходства в том или ином действии.

Игра используется для решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач.

Характерные признаки игрового метода:

1. Ярко выраженное соперничество и эмоциональность в иг­ровых действиях требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает эффективным методом воспитания физических способностей.

2. Чрезвычайная изменчивость условий борьбы, усло­вий выполнения двигательных действий.

3. Высокие требования к творческой инициативе в действиях. Вариативность игровых ситуаций требует самостоятельности в вы­боре наиболее результативных физических упражнений.

4. Отсутствие строгой регламентации в характере действий и нагрузке.

5. Обеспечивает всестороннее комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков.

6. Во многих случаях взаимоотношения между играющими осуществляются через какие-либо предметы, например мячи.

7. Соблюдение условий и правил игры в условиях противоборства даёт возможность педагогу целенаправленно формировать у занимающихся нравственные качества: чувство взаимопомощи и сотрудничества, сознательности, дисциплинированности, волю, коллективизм и др.

Соревновательный метод – способ выполнения упражнений в форме соревнования. В практике он проявляется: 1) в виде официальных соревнований различного уровня; 2) как элемент организации урока, любого физкультурно-спортивного занятия, включая спортивные тренировки.

Характерные признаки соревновательного метода:

1. Подчинение всей деятельности задаче победить.

2. Максимальное проявление физических и психических сил в борьбе за первенство, за высокие спортивные достижения.

3. Ограниченные возможности управления учениками, в ре­гулировании их нагрузки. Этот метод требует большой самостоя­тельности в решении возникающих по ходу выполнения действия задач.

Следовательно, соревновательный метод наиболее эффективен при совершенствовании действия, но не при первоначальном его разучивании; требует достаточно высокого уровня развития физи­ческих качеств.

*5. Методы словесного воздействия служат при осуществлении многих функций в педагогической деятельности (конструктивной, организаторской, исследовательской и др.).

Слово активизирует весь процесс обучения, так как способствует формированию более полных и отчетливых представлений, помогает глубже осмыслить, активнее воспринять учебную задачу. Метод слова имеет двойную эффективность:

- смысловую, с помощью которой выражается содержание преподаваемого материала

- эмоцио­нальную, позволяющую воздействовать на чувства ученика.

Требования к использованию словесного метода:

1. Смысловое содержание слова должно соответствовать осо­бенностям учеников и задачам обучения.

2. Пользуясь словом, необходимо подчеркивать эффективность изучаемого действия.

3. Слово должно помогать выявлению взаимосвязи между от­дельными движениями в двигательном действии.

4. Большое значение придается слову учителя в понимании учениками основы техники физического упражнения, в понимании момента приложения главных усилий. С этой целью часто используют инструктирование подсказки в виде отдельных слов («ру­ки!», «голова!» и др.).

5. Слово должно быть образным.

6. Говорить ученикам о движениях, которые выполняются автоматизировано, нецелесообразно (за исключением тех случаев, когда требуются исправления).

Важная задача в физическом воспитании – овладение терминологии. Тер­минология дает словесные обозначения предметам и явлениям. Это позволяет ученикам различать знакомые понятия, а учителю уточнять объяснения общепринятыми словами-терминами. В итоге между учителем и учениками возникает взаимопонимание на ос­нове очень кратких, но емких по смыслу слов.

Эмоциональная функция слова способствует реше­нию и учебных, и воспитательных задач. Эмоциональность речи усиливает значение слов и помогает понять их смысл. Она пока­зывает отношение учителя к предмету изучения, к самим учени­кам, что, естественно, стимулирует их интерес, уверенность в сво­ем успехе, желание преодолеть трудности и т. п.

Рассказ — повествовательная форма изложения — чаще всего применяется учителем при организации игровой деятельно­сти учеников.

Описание — это способ создания у ребенка представления о действии.

Объяснение - важнейший способ развития со­знательного отношения к действиям, так как призвано вскрывать основу техники, отвечать на главный вопрос: «Почему?»

Беседа помогает, с одной стороны, повысить активность, раз­вить умение высказывать свои мысли, а с другой—узнать учите­лю своих учеников, оценить проделанную работу.

Разбор отличается от беседы только тем, что проводится после выполнения какого-либо задания (например, игры).

Задание предусматривает постановку задачи перед уроком или частных задач по ходу урока.

Указание (или распоряжение) отличается краткостью и тре­бует безоговорочного исполнения. Это акцентирует внимание уче­ников на необходимости выполнения задачи и одновременно по­вышает уверенность в возможности ее выполнения.

Оценка является результатом анализа выполнения действия. Критерии оценки зависят от задач учебного процесса, а поэтому имеют несколько разновидностей:

Категории оценки выражаются в различного рода замечаниях учителя, отражающих его одобрение или неодобрение: «хорошо», «правильно», «так», «плохо», «неправильно», «не так», а также в форме инструктивных указаний: «выше ноги», «не сгибать ру­ки» и т. п.

Команда — специфический и наиболее распространенный метод использования слова в физическом воспитании. Она имеет форму приказа к немедленному исполнению действия, к его окон­чанию или к изменению темпа движений. Применяются строевые команды, принятые в армии, и специальные — в виде судейских реплик, стартовых команд и т. п. При работе с детьми дошколь­ного возраста команда не применяется, а при работе с детьми младшего школьного возраста используется с ограничениями. На эффективность команды влияют: умение правильно и с необходи­мыми ударениями произносить слова, развитое чувство ритма ре­чи и движений учеников, способность изменять силу и тон голоса, красивая осанка и умеренная жестикуляция, высокий уровень дисциплинированности учеников.

Подсчет позволяет задавать ученикам необходимый темп выполнения движений. Осуществляется он несколькими приемами: голосом с применением счета («раз-два-три-четыре!»), счетом в сочетании с односложными указаниями («раз-два-выдох-выдох!»), только односложными указаниями («вдох-вдох-выдох-выдох!») и, наконец, различными сочетаниями счета, постукивания, похлопы­вания и т. п.

Лекция – системное, всестороннее, последовательное освещение определённой темы (проблемы).

Инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого занимающимся задания.

Комментарии и замечания – преподаватель по ходу выполнения задания или сразу же за ним в краткой форме оценивает качество его выполнения или указывает на допущенные ошибки.

*6. Методы наглядного воздействия.

Методы подразделяются на группы:

Показ двигательного действия учителем (или уче­ником по заданию учителя) является наиболее специфичным ме­тодом обучения. В основе обучения с помощью показа лежит под­ражание. Эффективность подражания зависит прежде всего от возраста ученика, от характера и уровня его психической и физической подготовленности.

Методические требования к показу физического упражнения:

1. Показ всегда должен сочетаться с методами использования слова.

2. Соотношение показа и слова по содержанию, частоте приме­нения и распределению во времени должно определяться педа­гогическими задачами и реально складывающимися ситуациями обучения.

3. Содержание показа обязано соответствовать задачам обуче­ния:

а) первый показ, как правило, должен давать целостное представление о стандартной технике исполнения физического уп­ражнения;

б) если показывать, как можно овла­деть действием, то в показе должна отражаться индивидуализа­ция техники исполнения, выражающая высшую степень мастерст­ва;

в) когда необходимо обратить внимание учеников на отдельные движения и акцентированные усилия, в показе подчер­киваются именно эти моменты; для большей наглядности иногда показывают лишь часть изучаемого действия, уменьшают ско­рость движения, делают паузы.

4. При показе следует учитывать стремление учеников под­ражать эмоциональному состоянию учителя.

5. Недопустим небрежный, неточный показ, так как он может быть принят учениками за образец, которому надо подражать.

6. Поручать показ физического упражнения ученику можно в следующих случаях:

а) если учитель по состоянию здоровья не в состоянии хорошо выполнить действие;

б) если при показе учи­тель вынужден принять положение (например, вниз головой), при котором ему неудобно объяснять;

в) когда необходимо снять предубеждение учеников в невыполнимости задания;

г) когда на примере ученика можно нагляднее показать индивидуализацию техники исполнения ребенком.

7. Показы учителем «как не надо выполнять» допустимы в тех случаях, когда ученики способны критически относиться к выполняемым упражнениям, умеют анализировать свои движения, когда такой показ сопровождается убедительным объяснением и ие является передразниванием недостатков ученика.

8. Зеркальные показы целесообразны при использовании лишь простых, преимущественно общеразвивающих физических упраж­нений. При показе сложных действий зеркальное исполнение приводит, как правило, к нарушению естественности, легкости ис­полнения.

Демонстрация наглядных пособий создает допол­нительные возможности для восприятия учеником двигательного действия с помощью предметного изображения. Она обладает преимуществом перед показом при необходимости акцентировать внимание учеников на статических положениях и последователь­ной смене фаз движений.

Плакаты обязаны отражать те моменты в действии, которые трудно акцентировать при показе.

Рисунки мелом на доске, если учитель способен их вы­полнить достаточно эстетично, обладают некоторыми преимущест­вами перед плакатами, хотя и не могут их полностью заменить.

Зарисовки, выполняемые учениками в виде кон­турных фигурок, позволяют графически выразить собственное понимание структуры действия, образно продумать выполнение, найти свои ошибки. Обучение детей подобным простейшим зари­совкам— это и развитие у них способности к анализу движений, и один из способов использования занятий физическими упражне­ниями для эстетического воспитания.

Предметные пособия обладают сравнительно ограни­ченными дидактическими возможностями, но могут оказывать достаточно сильное эмоциональное воздействие, особенно на де­тей младшего школьного возраста (кукла на уроке — это всегда интересно!). Объемные и плоскостные шарнирные модели позво­ляют демонстрировать движения отдельных звеньев тела, траек­тории и амплитуды движений, передвижение всего тела в прост­ранстве, но все это только в одной плоскости.

Кинофильм при всех технических трудностях его демонст­рации в ходе педагогического процесса обладает громадными дидактическими возможностями. С помощью кинофильма можно многократно демонстрировать исполнение действия на уровне высшего спортивного мастерства, причем в разных плоскостях, в общем плане и в крупном плане для акцентирования деталей. Большое значение для наглядного восприятия движений имеет так называемая рапидная съемка, т. е. киносъемка движений с повы­шенной частотой. Проекция полученной кинопленки со скоростью меньшей, чем скорость съемки, дает на экране замедленное дви­жение, что позволяет рассмотреть его во всех деталях. Нельзя забывать и об эмоциональном воздействии кинофильма.

2) методы слуховой наглядности. Использование звуков как сигналов помогает уточнять пространственно-временные и временные характеристики движений

3) методы двигательной наглядности. Направлены на организацию восприятия занимающимися ощущений, поступающих от двигательного аппарата. Примерами двигательной наглядности является направляющая помощь при движениях – принудительное «проведение по движению» (например, проведение преподавателем руки ученика при обучении замаху при метании мяча). Помогает обучению движениям также приём фиксации положений тела или его частей в отдельные моменты двигательного действия, например фиксация положения правильной посадки лыжника… Хорошо обеспечивают двигательные ощущения тренажёры, специально создаваемые в различных видах спорта.

4) методы срочной информации. Сущность в том, что с помощью различных технических устройств преподаватель и занимающиеся получают срочные сведения о характеристиках выполняемых движений. Широкое распространение стали получать электрозвуколидеры, электромишени, специальные устройства для срочной информации о выполняемом действии.

Экологическая комната – это специально выделенное помещение для объектов живой природы и предназначенное для проведения комплексных занятий по экологии, релаксационных целей, труда по уходу за животными, наблюдений и самостоятельных детских игр.

Экологическая комната должна быть красивой, удобной, но без яркого оформления: не следует расписывать стены, развешивать картины, искусственные цветы. Все внимание находящихся в комнате детей должно быть сосредоточено на объектах природы.

В оптимальном варианте экологическая комната подразделяется на ряд функциональных зон:зона животных, зона растений, зона коллекций, зона обучения, зона библиотеки.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой