Экспозиционная работа

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ

Можно выделить два направления использования музейной педагогики в целях экологического воспитания:

- посещение музеев (краеведческих. естественнонаучных, исторических. картинных галерей, выставок)

- создание небольших музеев непосредственно в дошкольных учреждениях. Это направление является относительно новым для детских садов. Экологические музеи играют огромную познавательную и воспитательную роль. Они могут создаваться коллективом детей, родителей и воспитателей. Музеи могут играть большую роль в сотрудничестве детского сада и семьи.

Для музея может быть выделено отдельное помещение или отдельные участки рекреационных холлов и групп.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в музее, составляют фонд музея. Он делится на две группы:

- предметы основного фонда

- предметы вспомогательного фонда.

В основной фонд входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний о природе.

В состав вспомогательного фонда входят материалы, изготавливаемые для нужд экспозиции, помогающие глубже понять отражаемые в экспозиции события и материалы, схемы, планы, копии, модели ландшафтов – то есть то, без чего вообще невозможно проводить работу с дошкольниками.

Для учета музейных предметов в музее дошкольного учреждения должна вестись инвентарная книга, в которой фиксируются все экспонаты.

Экспозиция – это выставка материалов по определенной системе.

1 этап. Разработка структуры музея. Например, в музее могут быть представлены постоянные и временные экспозиции.

2 этап. Разработка тематического плана

Например, в постоянной экспозиции может быть три отдела:

- «Природа нашего края»,

- «Экзотические природные явления»,

- «Природоохранная деятельность детского сада».

Первый отдел – это фотографии. слайды, картины, рисунки, гербарии, на которых представлены растительный и животный мир данной местности. Кто-то найдет оленьи рога, а кто-то соберет коллекцию камней и шишек с разных деревьев.

Второй отдел – это овеществленные впечатления детей и взрослых о природе далеких мест. Фотографии и рисунки разных мест, камни и ракушки. ветки диковинных растений, например, карельской березы. Все экспонаты, дополненные рассказами очевидцев, несомненно вызовут интерес детей к незнакомым явлениям природы.

Третий отдел – это своего рода иллюстрированная история природосозидательной деятельности детского сада. В фотоальбомах, слайд-фильмах могут быть отражены посадка деревьев, прогулки в природу, зимняя подкормка птиц, праздники, посвященные событиям в природе и многое другое. Лучшие поделки из природного материала также займут свое место в этой экспозиции. Если каждый экспонат музея будет иметь аннотацию, в которой указано, что представлено, кем и когда собран или подготовлен материал, то музей может стать любимым местом взрослых и детей.

Временные экспозиции могут быть связаны с темами экологических занятий. В этом случае в них могут быть представлены близкие и понятные детям темы, например тема «Вода в природе и жизни человека». Вода хорошо знакома детям, т.к. представлена в их опыте с самого рождения. Поэтому в экспозиции может быть показано экологическое значение воды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: