double arrow

Организация работы с детьми на тропинке

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. У вас может возникнуть вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Все зависит от возраста детей и дидактических целей. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если запланирована ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки, если же поставлена конкретная цель, например, выяснить, кто обитает на пне, то можно ограничиться только одним объектом.

На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается эколог или воспитатель, но свои впечатления они выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, физкультуре.

ПЛОЩАДКА ПРИРОДЫ.

Площадка природы по своему функциональному назначению противоположна физкультурной площадке детского сада: дети могут приходить небольшими группами, по одному, по двое, чтобы в тишине и покое пообщаться с подопечными животными, понаблюдать за насекомыми, насладиться красотой природы.

На территории детского сада выбирается спокойное место, вдали от групповых участков. В центре площадки можно установить птичий столб, который круглый год будет привлекать пернатых: зимой в его кормушки дети положат корм, летом в водопойный желобок нальют воды. В любое время года птицы могут воспользоваться домиками, установленными на его верхушке. Вокруг столба следует утрамбовать площадку, а в солнечные дни по тени столба дети смогут фиксировать перемещение солнца, его высоту.

На площадке природы в разных ее углах могут быть устроены ручеек, цветник, озелененная беседка для отдыха, песочный дворик. На площадке во всех местах должны быть привлекательного вида лавочки, бревна, пеньки, на которых приходящие сюда дети могут спокойно посидеть, понаблюдать за цветами, животными, водой. Здесь они могут учиться созерцать природу, сосредоточиваться на ее красоте, самостоятельно всматриваться в ее жизнь. Площадка также может служить местом для приобщения дошкольников к труду по уходу за растениями и животными..

На площадке природы может быть что-то особенно красивое – сад непрерывного цветения. Красота, новизна, необычность не оставят детей равнодушными к природе.

МИНИ-ФЕРМА.

Мини-ферма – еще один возможный объект на участке детского сада. Опыт пензенских педагогов показывает, что мини-ферма может быть устроена не только в сельском дошкольном учреждении – городскому она еще больше нужна, так как помогает познакомить и приобщить детей к сельскохозяйственному труду.

Чаще всего мини-фермы – это небольшой сарай, в котором круглый год или в теплое время содержат кого-нибудь из домашних животных. Куры, кролики, утки подходят для этой цели, но может быть и молодняк более крупных животных: козленок, ягненок, которых дети помогают растить в летний период. Они могут участвовать в разных трудовых операциях: давать корм, чистую воду и др.

Вариантом мини-фермы может быть теплица, в которой дети вместе со взрослыми могут выращивать зелень, лук, огурцы, томаты, делать выгонку луковичных цветущих растений, выращивать цветочную рассаду.

В настоящее время многие дошкольные учреждения реализуют новые идеи и создают оригинальные элементы среды.

Например,

· комната космоса, в которой проводят и экологические занятия,

· аквацентры с фонтанами, аквариумами, коллекциями раковин морских,

· туристско-краеведческая комната,

· уголки нетронутой природы,

· маршруты в природу и т.д.

Все эти элементы развивающей среды оказывают большое эмоциональное воздействие на ребенка своей необычностью, оригинальностью оформления и способствуют развитию познавательного интереса, эстетическому воспитанию. Занятия в таких помещениях вызывают положительные эмоции, их эффективность возрастает.

Вопрос 4. Экологический паспорт дошкольного учреждения.

Большое значение для организации в дошкольном учреждении работы по экологическому образованию имеет оценка состояния окружающей его среды. В настоящее время во многих регионах д/у находятся в крайне неблагоприятных экологических условиях, их территории слабо озеленены. Все это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей. Поэтому крайне важно получить информацию о реальной экологической ситуации района, микрорайона, в котором расположено д/у, с целью дальнейшего определения мер по возможному улучшению состояния окружающей среды. Для такой оценки Н.А. Рыжовой разработана форма «Экологического паспорта» д/у». Оформления его позволяет решить следующие задачи:

· собрать информацию о экологическом состоянии района, микрорайона, в котором расположено д/у

· изучить состояние его территории и прилегающих участков

· оценить с эколого-эстетических позиций здание и внутренние помещения

· систематизировать и проанализировать профессиональные и материальные ресурсы учреждения с точки зрения возможностей экологического образования

· наметить первоочередные задачи и перспективы развития экологического образования в данном конкретном учреждении.

· Координировать работу по экологическому образованию с др. организациями

· Создать более благоприятные для здоровья детей условия

· Привлечь внимание родителей к экологическим проблемам

· Оценить готовность учреждения к работе по данной проблеме.

Заполнять «Экологический паспорт» нужно постепенно, начиная с раздела, по которому уже имеется информация. В этом процессе в той илииной степени принимает участие весь коллектив. Координировать работу может педагог-эколог или зам. директора.

«Э.п.» лучше всего оформлять на отдельных листах, помещенных в прозрачные файлы. Желательно включать в него фотографии (экологической комнаты, уголков природы и т.д.), картосхемы помещений, территории д/у и серии карт, отражающих экологическую ситуацию в районе. Ежегодно в «Э.п.» на отдельных листах, с указанием года, вносятся дополнения, отражающие проделанную работу коллектива.

Например, отражается создание экологической комнаты, изменения в озеленении участка д/у, указывается новая литература и т.п. Такая информация позволяет проследить изменения в работе д/с в области экологического образования на определенный период.

К «Э.п.» прилагаются картосхемы микрорайона д/у, территории д/у. Можно также сделать схемы расположения на этажах и макет территории д/у с объемными фигурами деревьев, песочниц, зданий, которые дети могут переставлять во время игры.

Структура «Экологического паспорта»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: