Проблема гуманизма, свободы, воли и места личности в историч процессе (Замятин «Мы»)

Мечик показан в движении. Фадеев использует формулы, близкие Толстому. Изображение Мечика – самое уязвимое место рассказа. Он противопоставлен Морозке. Один идет на подвиг, другой – на преступление. Мечик не может найти себя в отряде. Фадеев показывает его как человека индивидуалиста. Его «Я» выше интересов отряда. Автор поднимает вопрос об ответственности. В изображении Мечика до самоубийства, но отказался от этой идеи.

Трагический финал отряда – последняя глава называется «19». Здесь возникает мотив будущего возрождения. Фадеев говорит, что во время войны человек меняется: показал это на образе Морозки. Он человек, который сделал выбор сам, но в нем много стихийного. Он спасает Мечика. Краткий экскурс в прошлое героя: сын шахтера, внук крестьянина, вырос в рабочем бараке. В течение романа у него меняется чувство к Варе (его жене), но он стыдится своих чувств. Проверка героя на грани жизни и смерти (Фадеев выписывает этот момент). Метелица выписан не так сильно, как Морозка.

Разгром отряда – мы видим, что Левинсон очень слаб и постарел. Но он может преодолеть свои чувства. Левинсон – руководитель, метод его руководства – убеждение, объяснение. Только в самые критические моменты он воздействует силой – сцена паники в отряде (ассоциации с романтическими произведениями). Фадеев вводит спорный момент: гуманен ли Левинсон, когда он решает дать яд умирающему бойцу?

Писатель вводит внутренние монологи (о чем задумывается Левинсон). Командир – сильный, волевой человек, человек разнообразных чувств, не совсем здоров физически.

Глава – знакомство с героями, как они проявляют себя в отряде, как ведут себя герои на грани жизни и смерти, в трагической ситуации. Фадеев показал человека не только действующего, но и внутреннего человека. Характер нового человека – командир Левинсон. Писатель наделяет его непримечательной внешностью. В этом портрете Фадеев выделяет психологическую деталь – глаза, голос негромкий.

Роман Фадеева «Разгром». Ранний лозунг Фадеева – учеба у Толстого в показе человека, также использует его психологический анализ. Писатель воспроизводит традиции Л.Н. Толстого. Но привносит и новое: нет батальных сцен, акцент на характеры героев, на взаимоотношения героев внутри отряда, главы названы именами героев. Фадеев показал сложный путь отряда, его разгром, когда от отряда осталось 19 человек.

У Пильняка и Фадеева – проблема гуманизма. Мотив предупреждения мы обнаружим у Замятина «Мы» и «Повести непогашенной луны» Пильняка. Замятин, вернувшись после высылки, закончил учебу и стал инженером кораблестроения. Прославился как оч талантливый писатель. Был послан в Англию, чтобы наблюдать за строением ледокола. Друзья называли его «Денди из Лебедяни». Живя в Англии, Заямятин хорошо изучил фантастическую прозу Уэллса. Замятин вернулся в новую Россию в 18г. В разгар политики воен-го коммунизма. Самым глав Т-м Замятина стал р «Мы». В этом романе описано фантастическое общество, в котором прекрасно развита наука и техника. Это гос-во ведет постоянные войны. Все достиж-я достигнуты ценой личной свободы. Потеря лич свободы доведена до той степени, что даже свидания мужчины и женщины контролируются государством. Каж чел этого общ-ва имеет свой «нумер», у них нет имен и фамилий. Чтобы сохранить остатки цивилизации, люди отгораживаются от дикого мира Зеленой Стеной и принимают план Благодетеля, обеспечивающий им все необходимое для жизни: нефтяную пищу (после ее введения граждан осталось намного меньше, зато выжившие уже не знали страха Голода и потому были значительно счастливее своих предков), кров (стеклянные, насквозь прозрачные дома), работу во благо Единого Государства. Благодетель, однажды сумевший спасти человечество от неминуемого вымирания, становится теперь единственным и несменным вождем Единого Государства. Отдавая дань еще окончательно неотжившему прошлому, в этом краю всеобщего счастья происходят ежегодные "выборы" правителя, однако, подчиняясь логике формулы счастья, выведенной все тем же Благодетелем (самым великим из всех нумеров), свобода выбора граждан сводится к нулю (ибо свобода - главный враг беззаботно счастливого человека). Современники не увидели в этом романе предупреждения, они увидели каритуру на совр общ-во.

7. Пильняк о революции и её участнике («Голый год», «Повесть непогашенной луны»)

Пильняк – это псевдоним Бориса Вогау. Мать –русская, отец – писатель из русских немцев. Родился в Саратове, детство, юность, молодость жил в маленьких городах средней полосы России. Большая часть его жизни связана с подмосковной Коломной. Черты Коломны есть в р «Голый год» в описании провинциального городка Ардынки. Это роман о революции. Глый год – 1й год после революции. Воронский указ-т, что есть сходство м/у п Блока «12» и «Голым годом». Революция ассоциируется с вьюгой. Роман написан с использованием символистской поэзии. В романе синтез методов: романтизма, реализма и экспрессионизма. По мнению Воронского, самая сильная черта «Голого года» - отрицание старого. Сруктура Т-а имеет приметы концентричности. Сюжет напоминает прерывистую линию. Пильняк находился под большим влиянием фрейдистских идей. Изобр-е новых людей – большевиков. Одна из глав так и наз-ся – «Большевики». В «Повести непогашенной луны» (1926) мы обнаружим мотив предупреждения. Именно «Повесть непогашенной луны» показала, насколько честным хотел быть писатель «с собой и с Россией». Многие расценивали его публикацию как акт самоубийства. Пильняк обвиняет Сталина в смери Фрунзе. Наиболее важным, однако, тут является то, что Пильняк обнажил механизм уничтожения, который зиждился на главном постулате - дисциплине,
16 верности приказам партии. Во имя этой мнимой верности многие
впоследствии сложили головы, прежде чем поняли, что произошел переворот, что сподвижники Ленина — во имя «единства» партии, ее «монолитности» - безжалостно уничтожаются, а на смену им приходят карьеристы или нерассуждающие исполнители. В первый раз здесь обнажается система, когда во имя ложно понятого партийного долга человек идет на бессмысленную смерть, иначе говоря, безмолвно позволяет себя убить. Действительно, командарм Гаврилов, не желая операции и чувствуя себя здоровым, покорно ложится под нож во имя партийной дисциплины. Во имя партийной дисциплины совершаются неправильные дела, клевещут на невинных и оговаривают сами себя.

У Пильняка обнаруживаются традиции реализма и натурализма («Соляной амбар», «Голый год», «Красное дерево», «Люди и волки»). Он был арестован и погублен, а его проза была вытеснена.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: