Интеллигенция и революция в прозе 20-х годов.
Крупнейшей темой прозы 20-х гг становится тема интеллигенции и революции. Вересаев «В тупике». В повести рисуются первые послереволюционные годы. Главы чередуются: главы, где получают поддержку от власти и главы трагедийные. Это возвращенный текст. Роман написан в реалистической манере, в нем доминирует социальная проблематика. Вересаев избрал местом действия Крым, который предстал в его произведении как малая модель охваченной смутой России. Писатель осмысляет путь духовных исканий русской интеллигенции от декабризма и хождения в народ до идейного разброда 1910-1920-х годов. В.Вересаев рассказывает о событиях гражданской войны в Крыму. "...Выбор только один: либо большевики, либо добровольцы" (то есть белогвардейцы) - такова альтернатива эпохи, которую решают многие герои романа. Но для самого писателя сомнений тут нет, белогвардейцы лишены перспектив. Обреченностьбелогвардейского движения сознают даже сами его участники. Столь же очевиден для писателя и социальный крах буржуазной интеллигенции, она широко представлена в романе - известная пианистка
Гуриенко-Домашевская, адвокат Мириманов, богатый дачник Агапов... "У них была только неистовая злоба к большевикам, сквозь которую откровенно пробивалась ненависть к пробуждавшемуся народу и страх за потерю привычных удобств и выгод". И тот же Агапов, и профессор Дмитревский соглашаются, что
"только у большевиков настоящая сила", "широкие народные массы за большевиков". В.Вересаев полагает, что "большевиков... сиянием окружит история", так как они бьются за социалистическую революцию, мечтой о которой жили и он сам и его любимые герои. Но писатель и опасается, что строительство нового мира будет осложнено неверными подчас методами борьбы. (Ю.Фохт-Бабушкин. В.В.Вересаев - легенды и реальность).
А. Толстой «Сестры». 1я часть книги была начата в эмиграции. Затем Толстой решает вернуться на родину. Работа над 2й и 3й частью трилогии предпринималась одновременно с работой над кН. «Петр 1». История сестер Кати и Даши Булавиных и их мужей: Ивана Телегина и Вадима Рощина. Действие начинается 1910-х гг. в Петербурге. В 1 части рисуется предвоенный Петербург. Черты декаданса. Дальше события 1 МВ.
1) Горький и Ленин. В советский период Г был последовательным марксистом. Эта т. з. ныне должна уточняться. Дело в том, что Г пришел к формир-ю своих взглядов в процессе сложной жизни. Марксизм в мол-е гг не изучал, п. ч. рев-е кружки, в кот-е он вошел в Казани, были народнические. В 80-90-е гг. 20в. исслед-ли выяснили, что Маркса и Энгельса Г читал т/о в последние гг. жизни. В 1902 г. Г дружески сблизился с большевиками (Бауманом, Ногиным). спиридонова пишет о том, что нуждается в уточнении дата вступ-я Г в партию большевиков и система отн-й Г с Лениным. В совет. вр. отн-я Г и Ленина трактовались как отн-я учителя и ученика. В совет. вр. эти отношения канонизировались (изобр-сь как идиллия). Но никаких идиллич-х отн-й не было. Рубеж 1910-х гг. – сложные отн-я Г и Ленина. Ленин соз-т свою партийную школу в дер. под Парижем, а Г соз-т свою школу. След-е столкновение Г и Ленина – 1917г, когда Г становится соредактором газеты «Новая жизнь», печатает там «Несвоевременные мысли», а после 1918г Г стан-ся оппонентом Ленина и большевиков. В 21г Ленин удаляет Г из рев-й России. В совет вр. одним из самых изучаемых Т был очерк «В. И. Ленин». Сущ-т 2 ред-и этого Т: 1-я ред. – 1924г. Г нах-ся в Германии и там пол-т известие о смерти Ленина (21 явн. 24г). Отн-я Г и Ленина – это динамическая система, а не нечто застывшее. 2-я ред. – 1930г. Сов-е гос-во продолж-т существовать. К 30г Г принимает реш-е возвратиться на родину. В кон. 20-нач. 30гг. возникает теория «Сталин – это Ленин сегодня». Нужно изучать обе редакции, но в совет вр. публиков-сь т/о ред-я 30-го г. 2) Ошибки Горького. Само слово появ-сь из личного признания Г в очерке 1924г. Он пишет о своем отн-и к Гражд. войне, к Октябрю и признается, что ошибался. Самой глав. ошибкой Г считалась кН. «Несвоевременные мысли». В совет. вр. эта книга не изучалась. Её изучали за пределами страны. Др-я ошибка: теория богостроительства, богоискательства. Г был убежден, что в России без религии обойтись нельзя. Он считал, что нужно соз-ть новую религию – социализм. Он был под влиянием Луначарского и Богданова. Роман «Мать» - богоискательское пр-е. В советс. вр. этот Т печатался без нескольких фраз, которые меняли смысл. В последние20 лет многое изменилось. Док-е мат-лы позволяют узнать нового Г без хрестоматийного глянца с од. ст., с др. ст. –без неоправданного очернения. Когда появ-ся 2я редак-я «Очерка о Ленине», Г получает предписание написать «Очерк о Сталине» в то вр., когда власть культивирует идею «Сталин – это Ленин сегодня». Но Г такой очерк писать не стал. 3) Горький и Сталин. Эта проб-ма до сих пор остается открытой. Важнейший источник наших представ-й о Г – мемуаристика рус-го зарубежья: Берберова «Курсив – мой», «Железная женщина». В 1922г. Берберова уезжает из Петрограда вместе с Ходасевичем. Они жили рядом с Г, сначала в Германии, а затем в Италии. В своих книгах Б. показ-т, почему же Г вернулся в совет. союз, и почему близкие отн-я Ходасевича и Г прекр-сь. В совет. союзе власть всё делала для того, чтобы Г стал главным писателем, но за рубежом пик его известности прошел.
Для исследования твор-ва Г мы не можем обойтись без: Ходасевич «Горький»; все исследования Богомолова.