double arrow

Современны е проблемы горьковедения


Интеллигенция и революция в прозе 20-х годов.

Крупнейшей темой прозы 20-х гг становится тема интеллигенции и революции. Вересаев «В тупике». В повести рисуются первые послереволюционные годы. Главы чередуются: главы, где получают поддержку от власти и главы трагедийные. Это возвращенный текст. Роман написан в реалистической манере, в нем доминирует социальная проблематика. Вересаев избрал местом действия Крым, который предстал в его произведении как малая модель охваченной смутой России. Писатель осмысляет путь духовных исканий русской интеллигенции от декабризма и хождения в народ до идейного разброда 1910-1920-х годов. В.Вересаев рассказывает о событиях гражданской войны в Крыму. "...Выбор только один: либо большевики, либо добровольцы" (то есть белогвардейцы) - такова альтернатива эпохи, которую решают многие герои романа. Но для самого писателя сомнений тут нет, белогвардейцы лишены перспектив. Обреченность

белогвардейского движения сознают даже сами его участники. Столь же очевиден для писателя и социальный крах буржуазной интеллигенции, она широко представлена в романе - известная пианистка

Гуриенко-Домашевская, адвокат Мириманов, богатый дачник Агапов... "У них была только неистовая злоба к большевикам, сквозь которую откровенно пробивалась ненависть к пробуждавшемуся народу и страх за потерю привычных удобств и выгод". И тот же Агапов, и профессор Дмитревский соглашаются, что

"только у большевиков настоящая сила", "широкие народные массы за большевиков". В.Вересаев полагает, что "большевиков... сиянием окружит история", так как они бьются за социалистическую революцию, мечтой о которой жили и он сам и его любимые герои. Но писатель и опасается, что строительство нового мира будет осложнено неверными подчас методами борьбы. (Ю.Фохт-Бабушкин. В.В.Вересаев - легенды и реальность).

А. Толстой «Сестры». 1я часть книги была начата в эмиграции. Затем Толстой решает вернуться на родину. Работа над 2й и 3й частью трилогии предпринималась одновременно с работой над кН. «Петр 1». История сестер Кати и Даши Булавиных и их мужей: Ивана Телегина и Вадима Рощина. Действие начинается 1910-х гг. в Петербурге. В 1 части рисуется предвоенный Петербург. Черты декаданса. Дальше события 1 МВ.

1) Горький и Ленин. В советский период Г был последовательным марксистом. Эта т. з. ныне должна уточняться. Дело в том, что Г пришел к формир-ю своих взглядов в процессе сложной жизни. Марксизм в мол-е гг не изучал, п. ч. рев-е кружки, в кот-е он вошел в Казани, были народнические. В 80-90-е гг. 20в. исслед-ли выяснили, что Маркса и Энгельса Г читал т/о в последние гг. жизни. В 1902 г. Г дружески сблизился с большевиками (Бауманом, Ногиным). спиридонова пишет о том, что нуждается в уточнении дата вступ-я Г в партию большевиков и система отн-й Г с Лениным. В совет. вр. отн-я Г и Ленина трактовались как отн-я учителя и ученика. В совет. вр. эти отношения канонизировались (изобр-сь как идиллия). Но никаких идиллич-х отн-й не было. Рубеж 1910-х гг. – сложные отн-я Г и Ленина. Ленин соз-т свою партийную школу в дер. под Парижем, а Г соз-т свою школу. След-е столкновение Г и Ленина – 1917г, когда Г становится соредактором газеты «Новая жизнь», печатает там «Несвоевременные мысли», а после 1918г Г стан-ся оппонентом Ленина и большевиков. В 21г Ленин удаляет Г из рев-й России. В совет вр. одним из самых изучаемых Т был очерк «В. И. Ленин». Сущ-т 2 ред-и этого Т: 1-я ред. – 1924г. Г нах-ся в Германии и там пол-т известие о смерти Ленина (21 явн. 24г). Отн-я Г и Ленина – это динамическая система, а не нечто застывшее. 2-я ред. – 1930г. Сов-е гос-во продолж-т существовать. К 30г Г принимает реш-е возвратиться на родину. В кон. 20-нач. 30гг. возникает теория «Сталин – это Ленин сегодня». Нужно изучать обе редакции, но в совет вр. публиков-сь т/о ред-я 30-го г. 2) Ошибки Горького. Само слово появ-сь из личного признания Г в очерке 1924г. Он пишет о своем отн-и к Гражд. войне, к Октябрю и признается, что ошибался. Самой глав. ошибкой Г считалась кН. «Несвоевременные мысли». В совет. вр. эта книга не изучалась. Её изучали за пределами страны. Др-я ошибка: теория богостроительства, богоискательства. Г был убежден, что в России без религии обойтись нельзя. Он считал, что нужно соз-ть новую религию – социализм. Он был под влиянием Луначарского и Богданова. Роман «Мать» - богоискательское пр-е. В советс. вр. этот Т печатался без нескольких фраз, которые меняли смысл. В последние20 лет многое изменилось. Док-е мат-лы позволяют узнать нового Г без хрестоматийного глянца с од. ст., с др. ст. –без неоправданного очернения. Когда появ-ся 2я редак-я «Очерка о Ленине», Г получает предписание написать «Очерк о Сталине» в то вр., когда власть культивирует идею «Сталин – это Ленин сегодня». Но Г такой очерк писать не стал. 3) Горький и Сталин. Эта проб-ма до сих пор остается открытой. Важнейший источник наших представ-й о Г – мемуаристика рус-го зарубежья: Берберова «Курсив – мой», «Железная женщина». В 1922г. Берберова уезжает из Петрограда вместе с Ходасевичем. Они жили рядом с Г, сначала в Германии, а затем в Италии. В своих книгах Б. показ-т, почему же Г вернулся в совет. союз, и почему близкие отн-я Ходасевича и Г прекр-сь. В совет. союзе власть всё делала для того, чтобы Г стал главным писателем, но за рубежом пик его известности прошел.






Для исследования твор-ва Г мы не можем обойтись без: Ходасевич «Горький»; все исследования Богомолова.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: