Приступая к решению вопроса о цене товара, фирма-производитель должна собрать полную информацию по следующим основным направлениям: система цен, динамика цен, диапазон колебания цен, факторы, влияющие на изменение цен. Голубков Е.П. отмечает, что в данной области маркетинговых исследований можно выделить следующие главные направления их проведения:
1. Изучение фактически сложившихся рыночных цен.
2. Изучение ценовой политики конкурентов.
3. Изучение изменения направлений и степени регулирования цен со стороны государственных органов власти.
4. Изучение ценовой эластичности.
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянной динамике под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков цен, взаимозависимых и взаимодействующих:
Оптовые цены;
Розничные цены;
Тарифы транспорта и связи;
Цены на строительную продукцию.
Блоки цен в свою очередь состоят из более мелких подблоков: блок оптовых цен – оптовая цена предприятия и оптовая цена промышленности; блок тарифов транспорта и связи – тарифы железнодорожного транспорта, тарифы морского транспорта, тарифы автотранспорта и т.д. В основе взаимосвязи всех цен лежит принцип сообщающихся сосудов. Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается по цепочке во все другие блоки.
В маркетинге в зависимости от степени новизны товара применяются цены:
Цена «снятия сливок» - максимально высокая цена в случае престижного товара;
Цена проникновения на рынок – цена ниже рыночной, ниже чем цены на рынке на аналогичные товары конкурентов;
«Психологическая цена» - цена в размере чуть ниже круглой суммы. Многие специалисты уверены, что цена должна выражаться некруглым числом в результате у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат на производство и недопустимости обмана, более низкой цены;
Скользящая цена – цена устанавливается в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения;
Цены потребительского сегмента – разные цены на примерно одни и те же виды товаров, реализуемых различным социальным группам населения с неодинаковым уровнем дохода.
Динамика цен происходит под влиянием множества факторов. Прежде всего цены претерпевают изменения на рынке под воздействием спроса и предложения. Степень влияния изменения цены на величину спроса называется ценовой эластичностью. Ценовая эластичность определяется путем постановки ценовых экспериментов; путем обработки статистической информации о продаже товаров на различных рынках или на одном рынке, но в разные моменты времени по разным ценам; путем построения экономико-математических моделей. Маркетинговые исследования ценовой эластичности полезны для решения следующих практических задач:
1. Определение направлений воздействия на цены в целях увеличения дохода.
2. Сопоставление эластичности для конкурирующих товаров позволяет выявить те из них, которые менее чувствительны к повышению цены т.е. демонстрируют большую рыночную силу.
3. Сравнение эластичности цен на товары, входящие в группу взаимодополняющих товаров, позволяет назначать сбалансированные цены на отдельные товары данной группы.
4. Перекрестные эластичности позволяют прогнозировать перемещение спроса с одной марки товара на другую.
Маркетинговые исследования ценовой эластичности обычно дополняются исследованием факторов чувствительности потребителей к цене. Выделяют девять причинных факторов, определяющих чувствительность потребителей к цене, при исследовании которых рекомендуются следующие вопросы:
Информация о ценах содержится в прейскурантах, прайс-листах, котрактах, каталогах. Прейскуранты – это систематизированный сборник постоянных цен на определенный период.
Исследование ценовой политики предполагает исследование ценовых линий и системы скидок и наценок.
Ценовые линии помогают создать большой ассортимент товаров, предлагая покупателям модели по всему диапазону цен и тем самым увеличивая объем сбыта. При использовании ценовых линий следует учитывать условия:
· цены не должны резко отличаться друг от друга в нижнем диапазоне,
· большие различия в ценах может быть в верхнем диапазоне, так как спрос наименее эластичен именно там;
· разница в соотношении цен должна опираться не разницу в размере издержек с тем, чтобы сохранялись различия при определении цен.
В мировой практике насчитывается более 20 видов скидок и наценок:
- бонусная скидка – скидка за оборот, предоставляемая постоянным покупателям;
- прогрессивная скидка предоставляется покупателю за количество, объем покупки или серийность;
- сезонная скидка предоставляется покупателю за приобретение товара вне активного сезона его продажи;
- клубные скидки;
- применение дисконтов в ценах. Дисконт – это скидка с цены товара.