double arrow

Имеет ли респондент необходимую для ответа информацию?

Нужно ли задавать несколько вопросов вместо одного?

Является ли вопрос необходимым?

Ели данный момент не охватывается в достаточной степени остальными вопросами, то должен быть введен новый допол­нительный вопрос. Вопрос должен быть сформулиро­ван так, чтобы обеспечить достаточную подробность в ответе, но не больше, чем это необходимо.

Например, очень часто в маркетинге мы используем концепцию стадии жизненного цикла, чтобы объяснить потреби­тельское поведение семьи. Стадия жизненного цикла — это переменная, которая состоит из нескольких элемен­тов, включающих семейное положение, наличие детей, возраст детей. Наличие детей считается важным факто­ром, поскольку оно наиболее часто свидетельствует о наличии отношений зависимости. Это особенно спра­ведливо, если младшему ребенку меньше 6 лет, что со­здает один тип ответственности, тогда как дети между 6 и 17 годами порождают другие отношения ответствен­ности для родителей. В исследовании, использующем понятие стадии жизненного цикла как переменный фак­тор, нет никакой необходимости узнавать возраст каж­дого ребенка. Правильнее будет задать всего один воп­рос относительно возраста самого младшего ребенка в семье, если в ней вообще есть дети.

Эта ситуация связана с тем, что при ответе на один и тот же вопрос респондент может дать несколько разных обоснования.

Например, на вопрос «Почему вы используете зубную пасту «Жемчуг»?». Один респондент может ответить: «Чтобы сократить количество дырок в зубах», а другой — «Потому что мне рекомендовал врач». Очевидно, что применены два разных обоснования при ответе на один и тот же вопрос. Пер­вый человек отвечает на вопрос с точки зрения теку­щего использования пасты, в то время как другой — почему он начал использовать именно эту пасту. По­этому лучше разбить этот вопрос на две части, которые отражают возможные направления ответа. Например:

- Почему вы в первый раз использовали пасту Жемчуг?

- В чем основная причина того, что вы пользуе­тесь ею?

Для этого необходимо тщательно проверить каждый вопрос с точки зре­ния того, располагает ли типичный респондент той информацией, которую необходимо получить. Т.к. респонденты будут давать ответ, а вот будут ли иметь эти ответы какой-то смысл, это уже другое дело.

Поэтому, чтобы не получать бесполезные ответы, респонденту надо задавать те вопросы, которые имеют для него смысл. Во-первых – респондент должен быть проинформирован в отношении предмета, о котором проводится опрос, во-вторых – респондент должен помнить эту информацию.

Например, возьмем вопрос «Сколько денег ваша семья тратит в продовольственном магазине за обычную неделю?». Если респондент сам не делает покупки или семья имеет ограниченный бюджет, то он вряд ли знают такую информацию. В подобной ситуации полезно использовать «фильтрующие вопросы», перед тем как задать основной, чтобы определить имеется ли на самом деле у человека необходимая формация. Таким проверочным вопросом может стать вопрос «Кто делает продовольственные покупки в вашей семье?». Считается нормальным использовать вопросы такого рода: «У вас есть свое мнение о…?» перед тем как задать специальный вопрос о предмете проводимого опроса. Практика показывает, что использование фильтрующих вопросов повышает долю ответов «не знаю» на 20-25 %.

Респондент не только должен что-то знать о предмете исследования, но и помнить эту информацию. Способность человека запоминать отдельные события определяется не только самим событием, но и его важностью, временем, прошедшим с момента, когда оно произошло, присутствием или отсутствием стимулов, которые помогают его запомнить. Более важные события легче запоминаются, чем менее значимые. При этом также нужно учитывать тот факт, что способность человека запоминать какой-то факт зависит от того, сколько времени прошло с того момента, когда произошло событие.

Например, мы можем вспомнить программу, которую смотрели вчера вечером, но гораздо труднее вспомнить то, что мы смотрели на прошлой неделе, и почти невозможно припомнить увиденные месяц назад программы. Суть всего этого состоит в том, что - если событие рассматривается как относительно незначимое для большинства респондентов, то нужно интересоваться только самыми последними известиями о нем.

Для более важных событий существуют две силы, действующие в противоположных направлениях, которые влияют на способность респондента давать достоверный ответ на вопросы, относящиеся к конкретному периоду времени. Одна из них — это ошибка преувеличения, которая представляет собой склонность помнить событие так, будто оно произошло значительно позднее, чем это было на самом деле. Другая — это потеря воспоминания, тенденция забывать относительно незначимые события целиком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: