Нежелание респондентов поделиться информацией может зависеть от количества усилий, требующихся для ответов, их способности сформулировать ответ или чувствительности к данной тематике. Респонденты также могут отказаться от ответа, когда проблема смущает или, наоборот, представляется им угрожающей.
Подобные вопросы должны быть устранены везде, где это возможно. Если это невозможно из-за важности вопроса для исследования, то необходимо уделить особое внимание тому, как подать вопрос, особенно в плане месторасположения или формулировки вопроса.
В целом лучше поместить деликатный вопрос далее по ходу анкеты, чем в начале опроса.
При использовании деликатных вопросов, полезно использовать средства, которые помогают сделать их менее угрожающими, а именно:
1) Поместить вопрос среди группы других, более нейтральных.
2) Перед тем как задать особый вопрос, следует убедиться, что поведение или восприятие является самым обычным.
Например, «Последние исследования показывают, что одно из четырех семейств сталкивается с ежемесячными трудностями при выполнении своих финансовых обязательств». Данная техника, известная как использование успокаивающих заявлений, делает более легким для респондентов преодолеть потенциальное замешательство в их поведении.
3) Формулировка вопроса в отношении других и о том, как они могут действовать или что чувствовать.
Например «Не кажется ли вам, что большинство из нас мошенничает с налогами? Почему?» Когда вопрос задается в подобной манере, есть большая уверенность в том, что респондент может приоткрыть свое истинное отношение к вопросу о мошенничестве с налоговыми декларациями, по сравнению с вероятностью отказа, если бы его прямо спросили о том, мухлюет ли он со своими налогами и почему он это делает.
4) Формулировка ответа в виде ряда категорий, чтобы респондент мог бы просто выбрать подходящий вариант. Вместо того чтобы спрашивать о возрасте респондента, например, можно просто спросить его по возрастным категориям:
Например, 20-29; 50-59; 30-39; 40-49; 60 и более.
4 этап. Определение формы ответов на вопросы.
После того как определено содержание каждого отдельного вопроса, необходимо решить, какие вопросы следует использовать в анкете. Чаще на практике используются следующие виды вопросов:
- вопросы с произвольным вариантом ответа. Это вопрос, на который респонденты отвечают на такие вопросы своими собственными словами, не ограничиваясь выбором из предлагаемого набора вариантов;
- многовариантный вопрос. Это вопрос с ограниченным набором ответов, из которого респондента просят выбрать вариант, который наиболее соответствует его собственной позиции по данному вопросу.
Например, студенты отвечают на вопросы подобного многовариантного формата на экзаменах или при заполнении тестов (опрос по возрасту, доходу, причине покупки товара и т.п.).
- дихотомический вопрос. Вопрос с фиксированным количеством вариантов ответа, при котором респондента просят указать тот из двух ответов, который наиболее полно соответствует его взглядам на предмет вопроса.
Например, Вы собираетесь покупать автомобиль в этом году?
ДА НЕТ
- шкалы. Это другой тип вопросов с фиксированными вариантами ответов, который использует определенную шкалу, для того чтобы показать ответ.
Например, когда проводят опрос об использовании видеомагнитофонов, может быть задан следующий вопрос «Как часто вы записываете на видеомагнитофон телепрограммы для последующего просмотра?»
НИКОГДА ИЗРЕДКА ИНОГДА ЧАСТО
В данном случае использована форма многовариантного вопроса. Однако эти ответы могут быть также даны при помощи шкалы. Шкаловая природа данного вопроса, возможно, будет более очевидна, если при составлении ответа будет использована следующая форма:
Никогда Изредка Иногда Часто
_______________________________________________________
Рис.3.1. Схема ответов шкалирующих вопросов
Преимущество данной схемы состоит в том, что описания или категории могут быть представлены в верхней части страницы, а разновидности программ могут быть напечатаны по левой стороне листа — например, фильмы, спортивные передачи, специальные программы. Респондентов просят отметить на шкале, с какой частотой используется видеомагнитофон для записи тех или иных передач. Инструкцию можно дать только один раз, в самом начале, и при этом большое количество информации от респондента может быть получено от участника опроса за небольшое время.
5.этап. Определение формулировки вопросов.
Формулирование каждого из вопросов - это сложная задача, т.к. неправильная формулировка может вызвать отказ респондентов отвечать на вопрос, даже если они и согласились принять участие в опросе. Плохая формулировка может также спровоцировать респондента ответить на вопрос умышленно или из-за недопонимания некорректно.
Поэтому, следует избегать следующих моментов:
- состояние неответа;
- избегать сложных понятий и слов;
- избегать сомнительных слов и вопросов;
- избегать наводящих вопросов;
- избегать скрытых альтернатив;
- избегать скрытых допущений;
- избегать обобщений и оценок;