Избегать двухканальных вопросов.
Первое условие, известное как состояние неответа, может создать большие проблемы при анализе информации. Второе условие (все остальные) порождает ошибку измерения, состоящую в том, что записанная или полученная оценка не равняется настоящей оценке респондентом данного факта.
Состояние неответа источник ошибки, которая вызывается не характером выборки, а возникает из-за того, что респондент соглашается участвовать в интервью, но отказывается или не способен ответить на отдельные вопросы.
Например, в одном анекдоте по данному поводу рассказывается о двух священниках, доминиканце и иезуите, которые спорили, является ли грехом курение и молитва в одно и то же время. Не найдя окончательного ответа, они отправились проконсультироваться у своих наставников. На следующей неделе они снова встретились. Доминиканец спросил: «Ну и что сказал твой наставник?» Иезуит ответил: «Он сказал, что в данном случае греха нет». «Это забавно, поскольку мой куратор сказал, что это грех», — ответил доминиканец. Иезуит: «Как ты его спросил?» Ответ: «Я спросил можно ли курить во время молитвы». Иезуит воскликнул: «О, а я спрашивал моего учителя, правильно ли молиться, когда куришь».
Т.к. большинство исследователей более образованны, чем типичные респонденты, поэтому они используют слова, которые привычны для них самих, но которые непонятны для многих респондентов. Трудность заключается в том, что не легко забыть то, что знаешь, и поставить себя на место другого человека, когда пытаешься определить подходящий набор слов.
Поэтому необходимо, чтобы вопросы были составлены в более простом и понятном для респондентов виде.
Избегать сомнительных слов и вопросов.
Слова и вопросы должны не только быть простыми, но при этом они не должны иметь двусмысленный характер.
Например, Возьмем многовариантный вопрос: «Как часто вы записываете на свой видеомагнитофон телепрограммы для дальнейшего просмотра?
Никогда Изредка Иногда Часто
Для любых практических целей ответы на это опрос будут бесполезны, т.к. слова «изредка» и «часто» являются неясными. Например, для одного респондента слово «часто» может означать «почти каждый день. Для другого это может означать «Да, я делаю это, когда у меня есть в этом потребность. Это случается один раз в неделю». Слова «изредка» и «иногда» также могут по-разному быть интерпретированы разными респондентами. Поэтому, хотя на вопрос и могут быть даны ответы, они будут давать мало представления о том, как обстоит дело с частотой использования видеомагнитофона для записи телепрограмм. Гораздо лучшей стратегией будет конкретизировать варианты выбора для респондента, например, так:
Никогда не записываю.
Записываю примерно раз в месяц.
Записываю примерно раз в неделю.
Записываю почти каждый день.
Другой вариант избежать двусмысленности состоит в том, чтобы спросить о том, когда записывали в последний раз. Например, «Вы записывали на видео какую-нибудь телепрограмму за последние два дня?»
Да Нет Не могу вспомнить
Процент ответивших положительно даст представление о частоте, с которой используется видеомагнитофон, а последующий вопрос к этой категории лиц — «С какой целью вы осуществляли запись?» — позволит определить, для записи чего конкретно его использовали. Среди ответивших будут люди, которые обычно используют магнитофон для записи программ, но не делали этого в течение последних двух дней. Будут и те, кто такого обычно не делает, но по каким-то причинам записал что-то за этот срок. Эти отклонения нейтрализуют одно другое при достаточно большом объеме выборки.
Избегать наводящих вопросов.
Наводящий вопрос - вопрос, сформулированный таким образом, что, будучи заданным, указывает, как респондент должен отвечать.