Использовать разветвленные вопросы

Использовать простые и интересные начальные вопросы.

Этапы определения последовательности вопросов и завершение разработки анкеты

6 этап: Определение последовательности вопросов.

Когда определены форма ответа и отдельная формулировка для каждого вопроса, начинают объединение их в единую анкету. Строго определенного порядка не существует, но предлагается придерживаться следующих общих принципов:

Например, если респондент не сможет легко ответить на первые вопросы или он находит их неинтересными или пугающими, он может отказаться заполнить остальную часть анкеты. Поэтому важно, чтобы несколько первых вопросов были простыми, интересными и не угрожали респонденту. Иногда полезно использовать такие вопросы для разогрева, даже если ответы на них не будут в дальнейшем подвергаться анализу, поскольку вопросы о мне­нии часто эффективны для расслабления респондентов и установления с ними контакта.

- использование туннельного подхода.

Один из подходов к построению последовательности вопросов называется «воронкообразным» подходом. А это подход к выстраиванию последовательности вопросов, который получил свое название от формы, начинающейся с общих вопросов и постепенно переходящей к вопросам с более узкой тематикой.

Например, если у респондента нужно спросить: «Какие изменения необходимы в сервисной политике компании?» и плюс к этому «Как вы оцениваете качество сервиса?», первый вопрос должен быть задан перед вторым. В противном случае качество обслуживания будет непропорционально выделено при ответе, просто потому, что это свежее впечатление в памяти респондента.

В вопросах должна присутствовать логика, т.е. резкие изменения в тематике и переход от одной темы к другой должны быть устранены. Иногда необходимы переходные средства для сглаживания процесса перехода, если появляются изменения в тематике и для этого можно использовать фильтрующие вопросы или вставлять краткое объяснение как способ перехода от одного предмета к другому.

Разветвленный вопрос - техника, используемая для того, чтобы отослать респон­дентов к различным местам в анкете, основываясь на их ответах по текущим вопросам.

Напри­мер, начальный вопрос может формулироваться так: «Вы покупали автомобиль в течение последних 6 меся­цев?». Если респондент отвечает да, то переходит к другому месту в анкете, где со­держатся вопросы о конкретных деталях покупки. После отрицательного ответа на тот же вопрос реко­мендуется пропускать вопросы, относящиеся к деталям покупки.

Преимущество разветвленных во­просов заключается в том, что они требуют меньше альтернатив для индивидуальных вопросов, сохраняя при этом возможность получения необходимой информации от тех, кто мо­жет ее предоставить.

Разветвленные вопросы лучше ис­пользовать в телефонных и личных интервью, при поч­товых опросах они должны быть сведены к минимуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: